Биржевой лототрон

Хрустальный шар гадалки - вот что больше всего напоминает мировой рынок IPO. Бизнес всматривается в его показатели, пытаясь сориентироваться, разглядеть признаки силы или слабости глобальной экономики и ее отдельных отраслей, их ближайшую или среднесрочную перспективу и, исходя из этого, уловить тренды и, даст Бог, успеть к ним адаптироваться.


Картинка при этом получается, как и при всяком гадании, довольно неопределенной: шар гадалки поворачивается то так, то этак, то одним боком сверкнет, то другим, и все чаще во времена экономической турбулентности дело упирается в вопрос веры, а не реального анализа, о чем и говорят данные функционирования сегмента IPO в мире и в России.


В среднем по больнице

Результаты 2013 г. - по всем крупнейшим мировым фондовым рынкам фиксируется оживление сегмента IPO, прирост и их количества, и объема привлеченных средств. Но тенденция эта не очень уверенно проявляет себя.

В III квартале, например, американский рынок IPO превысил показатели 2012 г. по количеству сделок. Как сказала в заявлении для прессы Джеки Келли, руководитель практики IPO компании Earnst&Young по Северной и Южной Америке, "за первые три квартала 2013 г. количество сделок в США превысило общее число сделок за 2012 г. Мы отметили рекордное количество IPO в секторе здравоохранения (биотехнологии и фармацевтика) с 2007 г. Сохраняется тенденция к снижению среднего объема сделки. Это объясняется увеличением количества сделок в секторе здравоохранения и технологий на публичном рынке. Для инвесторов по-прежнему основную проблему представляет цена: в III квартале сохранился курс на некоторое снижение цены, однако в среднем наблюдается тенденция к росту доходности по завершении IPO (14,2% по размещениям III квартала), демонстрируя динамику лучше, чем у индекса S&P 500, и указывая на стабильный характер активности в США. Рынки IPO в странах Центральной и Южной Америки, напротив, не отличаются активностью. Это частично связано с фундаментальными показателями экономики, однако в годовом исчислении мы отмечаем признаки улучшения".

Зафиксирован также рост, по данным Earnst&Young, оптимизма европейских инвесторов, а количество сделок на азиатском рынке выросло по сравнению со II кварталом. Вместе с тем, согласно итоговым прогнозным данным на III квартал 2013 г., активность на глобальном рынке IPO должна снизиться на 4% по показателю количества сделок и на 47% по их стоимости по сравнению со II кварталом (206 IPO с объемом привлечения $46,2 млрд). За девять месяцев 2013 г. в ходе примерно 566 сделок IPO привлечено около $95 млрд. Динамика на Лондонской фондовой бирже, по подсчетам Earnst&Young, тоже вроде бы позитивна. В первые полгода 2013 г. на Лондонской бирже привлечено в ходе IPO 2,4 млрд фунтов стерлингов против 1,5 млрд фунтов стерлингов в 2012 г.

Но без ложки - и даже ведра - дегтя не обойтись. На самом деле все совсем не так хорошо, как могло бы быть, если бы экономика и вместе с ней фондовые рынки действительно уверенно набирали обороты. IPO-активность вроде бы есть, но это не общий тренд, а примеры решения компаниями собственных локальных задач, к которым инвесторы к тому же относятся с прохладцей. По оценкам, после первичных публичных размещений котировки акций растут не более чем на 18%. Например, на той же неделе, что и сервис микроблогов Twitter, на биржах США разместились 13 компаний. И только у Twitter после размещения акции поднялись в цене, а размещение не только произошло по верхней границе диапазона, но еще и оказалось выше ожиданий компании. И Twitter-то - никакой не ориентир и не свет в конце тоннеля, потому что к IT-размещениям инвесторы относятся особенно тепло и их акции, как правило, переоценивают. Та же картина и на Гонконгской бирже. Скажем, акции разместившегося на этой площадке банка из материкового Китая Huirong Financial в дальнейшем, как сообщали западные финансовые СМИ, упали на 25%. Ниже цены размещения торговались также китайские Bank of Chongqing и Huishang Bank.

В целом, если присмотреться повнимательней к тому, что происходило в 2013 г. и что ожидается в 2014 г. в сегменте IPO, становится очевидно, что мы наблюдаем, скорее, спорадическую активность, нежели системное поступательное развитие. Такое ощущение, что компании, выходящие на IPO, делают это совсем не от хорошей жизни и во многом двигаются в этом направлении наугад. Возможно, наиболее красноречиво об этом говорят исключительно затяжные попытки определиться с ценой размещения - проблемы с этим в 2013 г. имелись в той или иной степени практически у всех размещавшихся бизнесов.


Самое дешевое

Характернейший пример плохо просчитанного IPO - выход на публичный рынок британской королевской почтовой службы Royal Mail. В июле 2013 г. ожидалось, что мероприятие станет самым крупным в истории Великобритании за последние два десятка лет и принесет в казну (на продажу на публичном рынке предназначался пакет, принадлежавший государству) 3-5 млрд фунтов стерлингов. В итоге власти страны в начале октября 2013 г. разместили на Лондонской фондовой бирже 60% акций Royal Mail, что принесло около 2 млрд фунтов стерлингов при оценке компании более чем в 3 млрд фунтов. Как стало известно уже после размещения, это оказалась некая средняя оценка, тогда как некоторые инвестиционные банки, не допущенные к приватизации, оценивали актив намного дороже. Например, как сообщали западные СМИ, JP Morgan был готов продать британскую почту за 6,8-8,5 млрд фунтов стерлингов. По данным Sky News, аналитики Citi полагали, что справедливая стоимость компании составляет 7,3 млрд фунтов, а Deutsche Bank - 6,4-6,9 млрд фунтов. Впрочем, как оправдывались потом представители британского кабинета министров, были и банки, оценивавшие Royal Mail гораздо дешевле, что и стало причиной появления на свет ныне никого не устраивающей средней цены. Между тем вновь приватизированная Royal Mail отчиталась о росте прибыли до 233 млн фунтов стерлингов против 94 млн фунтов годом ранее. Скандал в связи с этим IPO в Великобритании только набирает обороты, и, скорее всего, в 2014 г. можно ждать достаточно бурного развития событий.


Самое запутанное

В этой номинации вне конкуренции сервис микроблогов Twitter. Впрочем, не совсем заслуженно. На самом деле внимания этому размещению добавляло фактически провальное IPO годом ранее интернет-гиганта Facebook. Тогда с Facebook случились, кажется, все возможные неприятности - от обвинений в предоставлении накануне выхода на публичный рынок недостоверных данных до технологических сбоев на бирже Nasdaq, которая была избрана площадкой.

Twitter разместился, от греха подальше, на Нью-Йоркской фондовой бирже, но технически снова все прошло не совсем гладко. Правда, виноваты не компания и не биржа, а сами инвесторы. Ажиотаж привел к тому, что очень многим не хватило времени и терпения, дабы разобраться в том, что за бумаги они покупают, и оказалось, что раскуплены акции компании Tweeter, стоившие к тому моменту менее цента за штуку. Акционеры запутались в созвучных и сходных по написанию названиях бизнесов и в близких биржевых тикерах и начали приобретать бумаги Tweeter Home Entertainment Group (розничный продавец бытовой техники и домашней электроники, обанкротившийся еще в мае 2007 г.). В результате цена акций Tweeter стремительно и резко подскочила - в какие-то моменты более чем на 1000%.

Дело дошло до необходимости вмешательства биржевого регулятора Financial Industry Regulatory Authority. Через некоторое время после этого ситуация вернулась к исходной точке. Хотя остается открытым вопрос о том, насколько серьезными, продуманными и аккуратными могут быть инвестиционные действия некоторых акционеров. И шире - насколько показательными могут быть итоги IPO.

Размещение Twitter, кстати, будучи еще и самым громким IPO года, во всяком случае, на американском рынке, претендовало на то, чтобы стать и самым дорогим. Но не получилось.


Самое дорогое

Twitter собрал $2,1 млрд, а вот Hilton Worldwide - $2,35 млрд, поставив тем самым годовой рекорд. Более того, IPO компании, входящей в тройку крупнейших в мире гостиничных операторов, стало самым крупным за всю историю гостиничного бизнеса: компания смогла выручить больше, чем конкуренты из Hyatt Hotels, заработавшие в 2009 г. на IPO $1,09 млрд. Наблюдатели отмечают, что время для размещения выбрано удачно: ситуация в отрасли улучшается, растут расценки и показатели заполняемости номеров. Об оптимизме инвесторов, собственно, и говорят итоги IPO. Впрочем, раздаются и более сдержанные голоса. С 2007 г. Hilton принадлежит инвестфонду Blackstone, который купил этот актив задешево в придачу с долгами, а потом долго не мог с ними ничего сделать. Только в 2010 г. Blackstone удалось договориться с кредиторами о реструктуризации займов, после чего у отельной сети появились время и возможности, чтобы заняться новыми источниками генерирования выручки. Решение было найдено на пути роста по схеме франчайзинга, обеспечившей рост. Так что успешное IPO - по большей части заслуга топ-менеджмента Hilton и Blackstone, а не безоговорочный индикатор оздоровления отрасли.


Самое несостоявшееся

Chrysler Group свой объявленный выход на IPO отложила, пока - на I квартал 2014 г. Компания не успела подготовиться. До сих пор не решено, сколько именно акций будет размещено на публичном рынке и по какой цене. И это притом что компания, уже 100% акций которой принадлежит сегодня FIAT, вполне успешна (о сделке по покупке 48,5% было объявлено 2 января 2014г.): в 2011 г. автопроизводитель вернулся к прибыльности, по итогам 2013 г. компания собирается реализовать на мировых рынках 2,6 млн авто. В свое время глава Chrysler и Fiat Серджио Маркионне говорил, что видит в качестве перспективы слияние двух компаний. С этой точки зрения приготовления к IPO означали, что Fiat долго и тяжело договаривался о выкупе акций Chrysler. Теперь эта сделка ставит под вопрос целесообразность проведения IPO Chrysler.


Самое высотное

После состоявшегося в октябре 2013 г. IPO компании Empire State Realty Trust, владеющей Empire State Building, практически каждый может купить себе пару метров едва ли не самого знаменитого небоскреба мира, зарабатывающего своим владельцам на арендной плате (в здании, например, квартируют LinkedIn и Federal Deposit Insurance Corporation) и смотровых площадках. Последние приносят до 40% годовой выручки, что в 2012 г. составило $92 млн. Впрочем, не всех это может привлечь. Во-первых, IPO планировалось на февраль 2012 г., но перенеслось более чем на год из-за ожесточенного конфликта между учредителями владеющего зданием траста. Во-вторых, в ходе IPO привлечено $930 млн, но бумаги, размещавшиеся по нижнему ценовому порогу, показывают более чем скромный рост. Рынок недвижимости демонстрирует признаки оживления и намерение расти дальше, но пока не очень внятные и уверенные.


Самое модное

Акции итальянского производителя пуховиков high-end Moncler были выставлены на торги в Милане в предпоследнюю неделю 2013 г. Книга заявок была переподписана в 30 раз, а размещение проходило по верхней границе установленного ценового диапазона. IPO Moncler, таким образом, стало крупнейшим в Италии с 2010 г. Это вторая попытка итальянцев выйти на публичный рынок. В 2011 г. компания изменила планы размещения ради предполагавшейся сделки по продаже Moncler фонду прямых инвестиций Eurazeo. Аналитики полагают, что Moncler и ее инвесторы рассчитывают на рост сегментов fashion и luxury. Дополнительный фактор - популярность именно итальянских производителей. Компания, скорее всего, в качестве ориентира имеет в виду успешно состоявшиеся первичные размещения Brunello Cucinelli, выпускающей дорогие кашемировые кардиганы, и бренда изделий из кожи и аксессуаров Salvatore Ferragamo. С момента IPO акции обеих фирм, выведенные на биржу в Милане соответственно в 2011 г. и 2012 г., более чем втрое поднялись в цене.


Самое перспективное

Почти никто из аналитиков не сомневается в том, что в 2014 г. ситуация на рынке IPO принципиально не изменится. Новым самым "горячим" размещением станет выход на публичный рынок китайского гиганта интернет-торговли Alibaba Group Holding Ltd. Сервис называют китайским Amazon, хотя в его бизнес-схеме есть и элементы eBay. Разговоры об IPO Alibaba идут давно, и уже одно это сильно подогревает ожидания. Вообще же здесь налицо убийственно соблазнительное для акционеров сочетание факторов: бизнес, во-первых, связан с Интернетом, а это популярная тема, и, во-вторых, компания китайская, то есть по определению обреченная на гигантские продажи и их дальнейший рост. В ноябре 2013 г., например, за одни сутки через сайт Alibaba было продано товаров на $5,7 млрд, и это рекордный показатель для компании. $5,7 млрд за сутки означает рост продаж по сравнению с предыдущим годом на 83% и составляет почти половину объема продаж во всем китайском сегменте электронной торговли.


В тусклом свете

Несмотря на все усилия правительства РФ, стремящегося представить инвесторам Москву в качестве нового международного финансового центра, иностранцы, да и наши игроки не спешат вкладываться в российский фондовый рынок. Достаточно посмотреть на динамику котировок. "Для российского фондового рынка был не самый лучший год. В то время как западные индексы выросли на 30%, индекс ММВБ топтался на месте. В США и Европе прошло много размещений. Спрос же на акции российских эмитентов находится на низком уровне", - констатирует старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Роман Ткачук. "Фондовый индекс РТС, определяющий общую конъюнктуру компаний, в РФ снизился с начала 2013 г. по декабрь 2013 г. на 10%, в то время, как индекс SP500 (США) вырос на 28%, а индекс Nikkei Average (Япония) - на 52%", - подтверждает финансовый аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. По данным аудиторской группы Ernst&Young, в 2013 г. ожидается новый рекорд по объемам мирового IPO в $295 млрд, который превысит предыдущий рекорд 2007 г. Более 60% IPO в 2013 г. приходится на Азию. Это связано с низкими ставками рефинансирования в развитых странах, а также с политикой стимулирования экономической активности в ряде азиатских государств. На этом фоне Россия для проведения IPO выглядит, откровенно говоря, тускло. Бирже ММВБ удалось привлечь только двух новых эмитентов, которые разместили свои бумаги в рамках IPO на российской площадке (АК "АЛРОСА" и компания "Живой офис"). Размещение собственных акций ММВБ мы в данном случае в расчет не берем, так как было бы странно, если бы ММВБ размещалась в Нью-Йорке или Лондоне. IPO "Живого офиса" можно также в расчет не принимать: оно прошло на альтернативной площадке и было практически незаметно для инвесторов, так как компания в итоге размещения привлекла всего $16 млн.

Остальные эмитенты предпочли иностранные биржи. "В 2013 г. отток ликвидности с фондового рынка РФ продолжился, среднемесячная волатильность существенно понизилась, и интерес к отечественным активам со стороны крупных западных инвесторов значительно снизился. Собственно, эмитенты не видят смысла продавать долю в компании с дисконтом к справедливой стоимости, а продажа по справедливой цене невозможна, так как не будет собрано достаточно заявок", - поясняет аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. По данным Emerging Portfolio Fund Research, с начала года отток средств из фондов, ориентированных на РФ, составил более $3 млрд. Для понимания: это примерно столько же, сколько стоит сейчас банк "ВТБ" (капитализация $3,5 млрд по состоянию на 13.12.2013). Если отток продолжится такими же темпами, то через год фонды выведут почти все средства. Хотя необходимо признать, что в середине декабря фонды, инвестиционная политика которых ориентирована на Россию, привлекли $120 млн, что на 30% больше объема средств, выведенных неделей ранее ($90 млн). Но это опять же вовсе не заслуга отечественных властей: приток был зафиксирован впервые за семь недель и объясняется общим падением интереса к развивающимся рынкам. То есть инвесторы "переложились" из индийских, китайских и бразильских акций в ценные бумаги наших эмитентов. Действительно, многие аналитики, в том числе и западные, говорят, что акции большого числа российских компаний недооценены, но это вовсе не значит, что иностранцы кинутся без оглядки их скупать. Кто хотел войти в эти активы, тот это уже сделал. Даже Джордж Сорос в 2013 г. вернулся в Россию после провальной истории с покупкой акций "Связьинвеста", которую он сам назвал самой неудачной инвестицией в своей жизни. Но инвесторы ждали, что им предложат куда более "лакомые куски", нежели хотя и успешное, но единственное приватизационное размещение АК "АЛРОСА", состоявшееся на ММВБ осенью. "Буксует программа приватизации российского правительства. Из крупных размещений состоялись лишь SPO Сбербанка и ВТБ (последнее - по низкой цене). Притом что в программу приватизации входят "Роснефть", "Интер РАО", "Аэрофлот", "РусГидро", РЖД, "Транснефть", "Роснано", "Совкомфлот", аэропорт Шереметьево, "Зарубежнефть", ОЗК, Россельхозбанк, "Росагролизинг" и многие другие, правительство не спешит продавать доли в этих активах по текущим невысоким ценам", - заключает Роман Ткачук. А инвесторы соответственно не спешат вкладывать деньги в те акции, которые на протяжении всего 2013 г. демонстрировали отрицательную динамику.


Солод, хмель, вода и совесть банкира

Настоящим откровением для иностранных инвесторов в 2013 г. стало размещение акций ТКС-банка, прошедшее в Лондоне. Первоначально аналитики буквально крутили пальцем у виска, узнав цену размещения. Олег Тиньков* хотел провести IPO, исходя из коэффициента не менее 5 (цены к капиталу - P/BV)! Это притом что практически все российские банки, торгующиеся сейчас на бирже, оцениваются менее чем в единицу, и только коэффициент Сбербанка составляет 1,2. "Высокая цена (размещения ТКС-банка. - Прим. "Ко") связана с тем, что компанию оценивали не как банк, а как интернет-компанию, оказывающую финансовые (кредитные) услуги", - поясняет руководитель управления рыночных исследований группы "ИФД КапиталЪ" Константин Гуляев. "В ходе роад-шоу ТКС позиционировал себя в качестве хай-тэк компании, предоставляющей финансовые услуги, а мультипликаторы у таких компаний существенно выше, чем у банков. Кроме того, все, связанное с высокими технологиями, является сейчас модным трендом, и Тиньков, грамотно выстроив пиар-стратегию, сделал удачный выстрел прямо в "яблочко", - соглашается аналитик ФЦ "Инфина" по банкам и макроэкономике Вероника Чекина. В результате инвесторы предпочли "не заметить" прописанные в меморандуме риски, присущие компаниям российского банковского сектора. Хотя никаких рациональных оснований для продажи акций в пять раз дороже, чем для аналогичных эмитентов в среднем по российскому рынку, не имелось, желающих купить акции по заявленной цене оказалось очень много. Переподписка составила почти 10 раз, то есть инвесторы готовы были вложить в бумаги банка порядка $10 млрд против $1,087 млрд, которые хотел получить господин Тиньков. Вице-президент ТКС-банка, директор по корпоративному финансированию Сергей Пирогов пояснил "Ко", что большая часть полученных в ходе IPO средств будет использована для укрепления капитала банка, а также для дальнейшего роста бизнеса потребительского кредитования, оставшаяся часть - на развитие направлений страхования и платежных решений.

Но триумф экс-пивовара оказался недолгим. 15 ноября 2013 г. акции ТКС-банка рухнули до $11,5 против $17,5 при размещении. "Акции обрушились... из-за "досадной опечатки" в поправках к закону "О потребкредитовании", - поясняет Вероника Чекина. Речь идет об опубликованной в СМИ "утечке" о поправках в закон "О потребительском кредитовании", согласно которым клиенты могли получать кредитные карты лишь в офисе банка. ТКС-банк работает совершенно по иной схеме, оформляя карты дистанционно, и если бы указанные изменения действительно существовали и были одобрены законодателями, это могло бы поставить крест на банковском бизнесе Олега Тинькова. "Мы хотели бы пояснить падение стоимости депозитарных расписок TCS 15 ноября. Оно было связано со спекуляциями в некоторых российских СМИ насчет предлагаемой поправки в закон "О потребительском кредитовании"... поправка была неправильно интерпретирована некоторыми комментаторами, посчитавшими, что кредитные карты могут быть получены клиентами только в стационарных подразделениях банка. Авторы данного закона оперативно пояснили СМИ, что целью данной поправки является лишь урегулирование несогласованной с получателями рассылки кредитных карт", - рассказал "Ко" Сергей Пирогов. 11 декабря 2013 г. Государственная Дума во втором чтении приняла поправки к закону "О потребительском кредите (займе)", в том числе там присутствовала более ясная формулировка статьи касательно требований к распространению кредитных карт. Новая формулировка устраняет неопределенность, возникшую в связи с предыдущим текстом поправок. "ТКС-банк в полной мере соблюдает законодательные требования и всегда доставляет карты только с предварительного согласия клиента и проводит полную идентификацию клиента перед выдачей карты. Соответственно ТКС-банку не потребуется вносить никаких изменений в свою существующую модель бизнеса и схему операционной деятельности в связи с новыми поправками, принятыми к закону во втором чтении", - резюмирует Сергей Пирогов.


Небо в алмазах

В отличие от высокотехнологичных компаний, IPO АК "АЛРОСА" не вызвало особого ажиотажа среди инвесторов. Буквально до последнего дня книгу заявок на покупку ценных бумаг российского алмазного монополиста не могли подписать даже один раз. Только в самый последний момент о желании приобрести акции АЛРОСА заявили несколько иностранных фондов. В результате IPO компания сумела привлечь 41,3 млрд руб. Дополнительным фактором спроса на акции эмитента является недавнее решение компании о выплате дивидендов за 2013 г. из расчета в 35% от МСФО. Конечно, подобное решение компании было неизбежно, но вот его оперативность приятно порадовала инвесторов. "Безусловно, менеджмент АЛРОСА удовлетворен итогами IPO. Акционеры АЛРОСА и банки-организаторы установили для компании достаточно амбициозный ценовой диапазон на уровне 35-38 руб. за акцию. Даже минимальный порог этого диапазона - 35 руб. - предполагал премию в размере 7,7% к средневзвешенной цене акций АЛРОСА за предыдущие шесть месяцев. Тем не менее даже при таком ценовом диапазоне инвесторы проявили высокий интерес к акциям АЛРОСА, и книга заявок была закрыта с переподпиской", - прокомментировали итоги собственного IPO в самой компании. Однако там признались, что около 80% инвесторов, купивших акции АК "АЛРОСА" в рамках IPO, - это зарубежные инвесторы, больше половины из которых - инвесторы из США. Крупнейшими зарубежными держателями ценных бумаг компании стали американские инвестиционные фонды Lazard и Oppenheimer (они купили более чем по 2%). Фонд Джорджа Сороса также принял участие и выкупил около 0,24% акций. После проведения IPO АЛРОСА стала крупнейшей публичной компанией алмазного сектора с рыночной капитализацией более $8 млрд. De Beers после делистинга своих акций в 2001 г. не является публичной, Dominion Diamond и Petra Diamonds имеют капитализацию $1,1 и $0,9 млрд соответственно, а Gem Diamonds - всего $0,3 млрд.

"Несмотря на сокращение государственной доли в акционерном капитале АК "АЛРОСА" в результате IPO, мы уверены, что компания как бюджетообразующее предприятие региона по-прежнему может рассчитывать на поддержку государства. В 2008-2009 гг., в разгар финансового кризиса, когда все мировые компании из-за обвала спроса на алмазную продукцию вынуждены были сокращать производство, решение властей обязать Гохран выкупить у АЛРОСА алмазы на $1 млрд позволило компании сохранить добычу на прежних уровнях", - отмечает начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Юлия Гапон. В 2012 г. в рамках такой "поддержки" было продано алмазов на $230 млн (95% затрат Гохрана по покупке драгоценных камней и драгметаллов), в IV квартале 2013 г. запланированы продажи на $100 млн.

"Мы не ожидаем взрывного роста в акциях АЛРОСА и рекомендуем их в качестве долгосрочных вложений консервативным инвесторам, настроенным на стабильность и низкий риск инвестирования. Мы также не ожидаем существенного роста ликвидности и высокой волатильности в акциях компании", - дает свой прогноз Юлия Гапон. "Инвестиции в акции АЛРОСА по ценам IPO, скорее всего, окажутся прибыльными в средне- и долгосрочной перспективе, хотя в ближайшем будущем заметного роста стоимости ждать не стоит", - соглашается Константин Гуляев. Тем не менее позиции АК "АЛРОСА" на международном рынке более чем стабильные: компания обеспечивает порядка 30% добычи. Топ-5 крупнейших мировых производителей, на долю которых по итогам 2012 г. приходится 78% мировой выручки, - АЛРОСА, De Beers, Rio Tinto, BHP Billiton, Harry Winston Diamond. Два крупнейших игрока - АЛРОСА и De Beers - обеспечивают более половины мировой добычи алмазов, фактически формируя рынок в режиме дуополии. Остальные три компании, хотя и входят в список лидеров алмазного рынка, значительно уступают первым двум по оборотам. Скорее всего, в ближайшее время подобная расстановка сил на алмазном рынке сохранится. Производственные планы АЛРОСА и De Beers предполагают доведение в ближайшие десять лет ежегодной добычи алмазного сырья до 40 млн карат - объемов, непосильных пока ни одному другому производителю. Шансы на появление новых значимых игроков с ресурсной базой, позволяющей им существенно изменить предложение алмазов в мире, минимальны.


Обманутые ожидания

014 г. обещает быть куда более интересным с точки зрения первичных размещений, чем 2013 г. "Из запланированных на 2014 г. размещений мы выделяем SPO "Башнефти" и IPO ритейлера "Лента". Объем размещения "Башнефти" может составить порядка $5 млрд, а "Ленты" - $1 млрд. Мы надеемся также на продолжение программы приватизации российского правительства. Могут быть размещены акции "Аэрофлота", а также какой-либо из дочерних компаний РЖД", - перечисляет Роман Ткачук. Действительно, сеть гипермаркетов "Лента" собирается разместиться на Лондонской бирже в первой половине 2014 г. Кроме этого, АФК "Система" заявляла о готовности вывести на биржу в первой половине 2014 г. "Детский мир" (ритейлер детской одежды), хотя ранее заявляла о планах по размещению только в 2015 г. Пока речь идет о Лондонской площадке и $0,5 млрд. Хотя параметры могут измениться, так как данная сеть объединяет 215 магазинов в 101 городе России и Казахстана, а значит, в зависимости от цены размещения IPO может быть весьма интересным для инвесторов. Еще один ритейлер - Metro Cash&Carry - озвучивал планы провести IPO своего российского подразделения, однако никаких параметров, даже основных, касательно этого размещения рынок не получил. "По предварительным оценкам, будет продано 25-30% акций, что позволит привлечь 1,1-1,6 млрд евро. Материнская компания не планирует выходить из акционерного капитала российского подразделения полностью", - делится информацией Сергей Некрасов.

Таким образом, только одно публичное размещение акций "Башнефти", если оно состоится, обещает побить результаты 2013 г. по объемам. Однако все будет зависеть от конъюнктуры российского рынка. Если индексы ММВБ и РТС станут демонстрировать отрицательную динамику, то мы можем повторить антирекорд 2013 г. Если же властям удастся переломить негативные тенденции в экономике, то инвесторам могут быть предложены куда более интересные, нежели "Детский мир" или Metro Cash&Carry, активы. Начало масштабной приватизации, о которой уже не первый год говорят в правительстве, обещает привлечь десятки миллиардов долларов в акции российских компаний. Но это возможно лишь в двух случаях: либо отечественные индексы начнут стабильно расти, что маловероятно в существующих экономических условиях, либо у государства не останется денег для выполнения собственных социальных обязательств. Последнего, даже при худшем сценарии развития событий, ожидать в 2014 г. не стоит, так как у нас имеются еще золотовалютные резервы, которые "проесть" быстрее чем за год-полтора, при всем желании не получится.



* признан в России иноагентом.