Биткойн приравняли к наркотикам

07.09.202007:58

Получить в наследство, потерять при банкротстве и исполнительном производстве — это всё, что власти могут разрешить россиянам делать с криптовалютами. Такие нормы Минфин предлагает включить в новый закон о цифровых валютах.

Правил обращения биткойнов и альткойнов с нетерпением ждет вся криптоотрасль уже несколько лет. Принятый в самом конце весенней сессии закон о цифровых финансовых активах ясности в этот вопрос не внес.

Это — понятийная основа, уверяли законодатели, — настоящая крипторегуляторика будет осенью. Так вот, по новым правилам, в стране будет запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги. А чтобы и соблазнов не возникало, физлиц предлагается наказывать штрафом в 100 тыс. руб. или лишением свободы до семи лет, юрлицам — выписывать штрафы до 1 млн руб.

Опрошенные «Компанией» юристы, экономисты и игроки рынка уверяют, что такой закон убьет отечественный крипторынок.

Лазарь Бадалов, доцент департамента мировых финансов Финансового университета:

— Инициатива с предложениями ввести уголовную ответственность за оборот криптовалют является ошибочной. Как минимум потому что криптовалюты, несмотря на множество проблем, в таком случае приравниваются к наркотическим веществам. Да, сфера криптовалют нуждается в регулировании, но не в таком. Если мы говорим об инновационной экономике, новых технологиях, то без криптовалют и блокчейна это невозможно. Майнить можно, но торговать нельзя, зачем тогда нужны криптовалюты? Нужно понимать, что даже если запретить оборот криптовалют, то он уйдет даже не в тень, он уйдет за границу. Чем дольше мы будем игнорировать эту сферу, тем больше упустим времени в развитии сферы криптовалют, а потом вынуждены будем догонять другие страны и пользоваться чужой инфраструктурой.

Очевидно, что криптовалюты состоялись как инструмент на финансовом рынке, следовательно, любые запреты будут вредны. Регулировать нужно, разрабатывать правила оборота, хранения и добычи.

Мария Станкевич, директор по развитию биржи EXMO:

— В России ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому закону мы направляли правки и в Минэкономразвития, и в Госдуму напрямую. Принятый ранее закон «О цифровых активах» представляет собой скорее глоссарий, от которого мы можем уже отталкиваться в дальнейшем законотворчестве.

Легко предположить, что с принятием закона о криптовалютах на рынок пойдут свежие деньги — тех, кто окончательно разочаровался в банковской системе.

В текущей версии законопроекта речь идет об операциях обмена на территории России, что не имеет отношения ко многим биржам, зарегистрированным в других юрисдикциях. Деятельность криптовалютных бирж без использования объектов российской информационной инфраструктуры не подчиняется закону о ЦФА. EXMO, например, не использует объекты российской инфраструктуры и подчиняется британскому законодательству, а значит, власти РФ ничего подобного требовать от нас не могут. Соответственно, мы сегодня обязаны выполнять все предписания 5AML-директивы: верифицировать пользователей, при необходимости запрашивать источник средств, блокировать доступ к платформе в ряде санкционных стран, проверять транзакции в блокчейне и так далее. Все операции на бирже в соответствии с законодательством также происходят на территории Британии.

Александр Некторов, партнер адвокатского бюро «Некторов, Савельев и партнеры»:

— В случае принятия данных поправок эта норма станет главной в законе о ЦФА. Непонятно тогда, зачем столько времени и сил было потрачено на закон о ЦФА, который еще даже не успел вступить в силу. Получится, что майнингом заниматься можно, но как тогда получить криптовалюту, не нарушив закон? Текст самих поправок пока не опубликован — неясно, предложил ли Минфин какую-либо дельную правовую конструкцию. Зато он уже придумал наказание — вплоть до семи лет, что выглядит совсем не пропорционально.

Получается, что те, кто будут в тени, там и останутся, а те, кто хотел бы работать в открытую, вероятно, не рискнут этим заниматься, чтобы не попасть под наказание. На рынке это скажется плохо — по сути компании в российской юрисдикции не смогут участвовать в (мировом) обороте криптовалюты и пользоваться всеми преимуществами блокчейн-технологии.

Что касается контроля граждан, то его механизмы неочевидны. Да, закон о ЦФА предусматривает создание, например, служб внутреннего контроля, но это никак не помешает оперировать криптовалютой физическому лицу. То есть пока таких механизмов нет, хотя Минфин мог такие разработать — мы пока об этом не знаем.

Теймур Зульфугарзаде, к.ю.н, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова:

— Органы госвласти и управления не могут, да и не вправе, допустить хаотичного развития рынка криптоактивов, бесконтрольного проникновения криптовалют в российскую экономику, что может при определенных условиях поставить под угрозу даже суверенитет нашего государства, если параллельно с российским рублем появится одна или несколько неизвестно кем эмитируемых эрзац-валют (нефиатных валют, активов), способных «опрокинуть» финансовый рынок не только по чьему-то злому умыслу, но в силу резкого, бесконтрольного (стихийного) массового роста недоверия к такого рода криптоактивам со стороны как потребителей, так и юридических лиц.

Предлагаемый, судя по всему временный, запрет действительно, по мнению госорганов, может быть принят именно во благо, нежели наоборот.

Традиционной экономике запрет на сделки с использованием криптоактивов не только не повредит, но, наоборот, позволит на некоторое время стабилизировать ситуацию, сложившуюся в финансово-экономической сфере. Что касается «крупных игроков» рынка финансовых услуг, то таковые уже несколько лет свободно используют возможности криптовалют, действуя с территории иностранных юрисдикций, где у них зарегистрированы коммерческие фирмы, в том числе офшорные компании. Это дает им возможность оставаться интегрированными в мировую финансовую сеть, получать юридическую помощь на территории соответствующего государства через посредников, находясь при этом, если есть необходимость, в удаленном режиме. Но осуществлять финансовые операции на российской территории указанные «крупные игроки» могут только на тех основаниях, которые предусмотрены действующим законодательством России.

Глеб Костарев, директор Binance в России и СНГ:

— Подобные инициативы могут только негативным образом повлиять на развитие российской криптоиндустрии и экономики в целом, а если быть точнее в формулировках, то они станут губительными мерами для всего рынка. Вариантов развития сценария в этом случае несколько, и один из них — уход индустрии в тень. ​

Оба предложения этой инициативы — запрет и на почти все операции с криптовалютой, и на получение оплаты за майнинг — на наш взгляд носят достаточно критичный характер. На эту тему уже высказались ряд экспертов и юристов, и мы считаем, что они требуют очень серьезной доработки. ​

Согласно аналитической компании The Chainalysis, Россия входит в тройку стран — лидеров по популярности использования криптовалюты в мире. Точную цифру сказать сложно, даже невозможно, так как у одного человека может быть несколько адресов и кошельков, также один и тот же человек может хранить свои активы на разных биржах. ​

Но вся криптоиндустрия понимает, что Россия является одним из лидеров рынка.