Top.Mail.Ru
технологии и наука

Битва «Алисы» с «Марусей» в ожидании «Марвина»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Mail.ru Group запустила продажи умной колонки «Капсула», внутри нее обитает «дружелюбная» «Маруся», которую, впрочем, сложно отличить от «Алисы», придуманной «Яндексом». Ну и в «дружелюбии» у экспертов «Компании» есть сомнения.

Польза — на словах

Виртуальная помощница от MRG готова по команде владельца искать информацию в Интернете, рассказывать взрослым новости, детям — сказки, проигрывать музыку из «ВКонтакте» и там же осуществлять онлайн-звонки. Кое-что «Маруся» умеет и по хозяйству, если это хозяйство умное — например, ей можно отдать команду включить свет или запустить кофеварку.

Главный редактор Vilianov.com Сергей Вильянов стал одним из первых покупателей «Капсулы». Он поделился с «Ко» своими впечатлениями от устройства.

«Колонка выглядит довольно дешево, качество сборки на "четверку", но звучит очень прилично — на уровне аналогов с "Яндекс.Алисой" тысяч за десять. Хорошая задумка регулировки громкости вращением пальца по верхней площадке, но почему-то срабатывает не всегда», — отмечает Сергей Вильянов.

По его словам, «Маруся» копирует «Алису» до уровня смешения: даже тон голоса похожий. «Обнаружить отличий от детища "Яндекса" пока не удалось: точно так же включает музыку, радиотрансляции, детские сказки. В плане "общения" пока очень уступает "Алисе", явно не натренирована. Например, когда ее просишь включить "Аквариум", она начинает говорить о том, как любит смотреть на аквариумных рыбок. Плохо разбирает детскую дикцию по сравнению с "Алисой". Не умеет "пользоваться" сервисами Mail.ru — ни еду заказать, ни объявление на "Юле" разместить, ни письмо написать. Оно понятно, что «Алиса» тоже не всегда была такой, как сейчас. Но, с другой стороны, "Капсулу" не дарят, а продают за деньги, и надо соответствовать» — подчеркивает Вильянов.

Розничная цена «Капсулы» — 7990 руб., но блогер оформлял предзаказ и получил скидку 1000 руб. «За семь тысяч, пожалуй, нормально, но только в качестве музыкального центра с голосовым управлением», — подводит итог первого знакомства с «Капсулой» Сергей Вильянов.

Время для того, чтобы выводить «Марусю» с «Капсулой» в свет, по мнению опрошенных «Ко» экспертов, не самое подходящее: в условиях нарастающего кризиса падает спрос на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости. Компании, которая готовила выход задолго до пандемии, пришлось выбирать из двух зол меньшее — и решили презентовать.

«Mail.ru Group опоздали: они выпустили свою умную колонку на полтора года позднее "Яндекса", когда хайп на эту тему прошел, — замечает директор некоммерческой организации "Общество защиты интернета" Михаил Климарев. — Полурыночные компании с участием государства всегда опаздывают и представляют вторичный продукт».

Копия с копии

Отчасти вторичность объясняется тем, что Mail.ru Group сделали «Капсулу» с ребятами, ранее работавшими в «Яндексе». Как рассказал «Ко» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, часть команды разработчиков умной колонки «Яндекса» разбилась на несколько подкоманд — эти же люди работают на Сбербанк и на Mail.ru Group.

Первым из российских компаний в битву умных колонок вступил «Яндекс», который представил «Яндекс.Станцию» с «Алисой» внутри в 2018 году. В 2019 году, по оценке Just AI, было реализовано около 320 тыс. устройств с «Алисой», в том числе партнерские девайсы — колонки и часы Elari, LG XBOOM, Irbis A, Dexp Smartbox, Prestigio. Выручка составила, по информации самой компании, 1,5 млрд руб.

По прогнозам Just AI, в 2020 году отечественный рынок умных колонок вырастет до 1,150 млн устройств и 100 млн долларов.

«Сегодня производители умных колонок в России — это компании, которые пытаются создать экосистему. Mail.ru Group, также как "Яндекс", считает, что у них есть экосистема, которую можно продвигать», — подчеркивает Эльдар Муртазин.

Он считает, что «Маруся» в колонке «Капсула» туповата, а «Алиса» чуть умнее и ни одна из них не понимает сложных диалогов, как это делает Google Assistant в Google Home.

По его словам, эта отсталость будет сохраняться, так как натренировать голосового ассистента можно только на большой базе запросов. «Когда вы говорите: "Поставь, пожалуйста, Dire Straits", — Google Assistant понимает, что это название группы, расшифровывает, дает справочную информацию и прочее, — приводит пример Эльдар Муртазин. — У "Алисы" все не так хорошо: при голосовом запросе второй язык не воспринимается; многие вещи она не понимает, обновляется медленно. "Капсула" отстает от "Станции" на несколько лет, поэтому у "Маруси" все еще хуже с набором этих данных. Это не вопрос технической реализации: алгоритмы понятны, они копируются. Тот же "Яндекс" их скопировал у Google, Amazon. Вопрос в том, как насытить станцию голосовыми паттернами».

Генеральный директор компаний «Наносемантика» и «Нейросети Ашманова» Станислав Ашманов называет в числе недостатков голосовых помощниц нацеленность на функционал и отсутствие оригинальности. «Функционал развивать нужно, но и про "болталку" тоже не стоит забывать. Люди могут спрашивать что угодно и как угодно. Учитывая тот факт, что информационное пространство разрастается каждую секунду, достигнуть контекстного общения, по сути, с машиной — очень сложная задача, — говорит Ашманов. — Еще один недостаток — это стремление сделать универсальное устройство для всех. Например, все голосовые помощники практически не имеют личности, интересного характера, персонажа внутри. Вероятно, разработчики беспокоятся, что всем не угодишь. Так это и не нужно — лучше делать специализированные версии голосовых помощников, а не пытаться сделать "МФУ три в одном"».

Кроме того, умные колонки и голосовые ассистенты сейчас весьма ограничены в возможностях. «Через них, по крайней мере в России, нельзя покупать, они не умеют распознавать членов семьи, они не могут поддержать длительный диалог, поскольку не запоминают контекст. Но в этом и потенциал рынка: в колонки стоит внедрять биометрию, расширенные методы понимания естественного языка», — прогнозирует генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Страх перед товарищем майором

Есть претензии к кибербезопасности продуктов. Как напоминает эксперт Telecom Daily Илья Шатилин, уже известны случаи взлома колонок путем засвета микрофонов модулированными лучами лазеров, что позволяет передать любую команду на устройство. Но практического значения, по его словам, этот метод не имеет.

«Что касается данных о пользователях, то это зависит от того, не будут ли взломаны серверы "Яндекса" и Mail.ru. Важно понимать, что все сказанное вами передается на сервер для распознавания, локального распознавания в колонках нет. Параноики считают, что, покупая колонку, вы сами себе ставите "жучка" в квартиру», — считает Шатилин.

Но у параноидальности есть реальные корни. После скандалов с предоставлением Mail.Ru Group правоохранительным органам информации о пользователях «Вконтакте», которое стало основанием для судебных преследований, недоверие распространяется и на умные колонки.

Руководитель общественной организации «Роскомсвобода» (признана в России иноагентом) Артём Козлюк уверен, что использовать «умные устройства» без доверия к самой компании — это сомнительный опыт.

«Тут каждый решает сам для себя: понимает ли пользователь, что своим взаимодействием с подобными устройствами он также накапливает на их стороне различные данные, которые в том числе могут быть конфиденциальными, чувствительными? Готов ли он делиться ими с третьими лицами, компаниями, не исключая и госструктуры? — задает риторические вопросы Артём Козлюк. — Да, не факт, что это будет происходить. Об этом будут свидетельствовать будущие технические разборы подобных устройств и возможные утечки данных на черный рынок. На текущий момент, к сожалению, отечественные интернет-гиганты никак не приходят к международной общепринятой практике сделать открытой для пользователей свою деятельность и публиковать регулярные отчеты о прозрачности: какие данные от пользователей и куда они передают, кому дают доступ, кому их раскрывают, в каких объемах и в каких случаях, например».

«Яндекс» борется с восприятием того, что он передает данные третьим лицам, государству, и отмываться ему от этого крайне тяжело. Восприятие того, что «товарищ Майор получает все данные», преследует компанию.

Джинн из колонки

Как «Ко» сообщили в группе «М.Видео-Эльдорадо», колонки с умным помощником на данный момент можно назвать нишевым продуктом, однако расширение ассортимента позволит сделать категорию более популярной и доступной.

В сегменте портативной акустики, по оценке «М.Видео-Эльдорадо», в 2019 году спрос на компактные колонки увеличился на 19 % в штучном выражении и на 20 % в денежном — до 1,9 млн устройств и 8,9 млрд руб. Одним из драйверов этого сегмента служат как раз колонки с голосовым помощником.

Рост спроса на такие гаджеты наблюдают и в «МегаФон Ритейл». «Во втором полугодии 2019 года продажи выросли в пять раз. Сейчас интерес к этой категории сохраняется — в марте, с учетом гендерных праздников, было продано вдвое больше колонок, чем в феврале», — оценил популярность умных колонок гендиректор компании Андрей Левыкин.

В конце 2019 года аналитики разработчика технологий разговорного искусственного интеллекта Just AI прогнозировали, что в 2020 году отечественную индустрию умных колонок ждет резкое ускорение: рост рынка почти в четыре раза, объем продаж умных колонок достигнет 1 150 000 устройств, а объем рынка — 100 млн долларов. Как скорректирует этот прогноз кризис, вызванный пандемией и падением курса рубля, сейчас сказать сложно.

«Вне зависимости от этих форсмажорных факторов, проникновение голосовых ассистентов и умных колонок в жизнь пользователей усилится, — полагает управляющий директор и основатель Just AI Кирилл Петров. — Это закономерный процесс. Чем больше будет платформ (колонок и иных smart-девайсов) и брендов, тем больше производители будут вкладываться в продвижение (так "Алиса" все чаще "снимается" в кино), тем выше будет узнаваемость голосовых ассистентов и осведомленность россиян о том, для чего они нужны и как ими можно пользоваться с помощью колонок».

Ждем на ринге «Марвина» от МТС и голосового помощника Сбербанка.

Just AI в ноябре 2019 года провели исследование аудитории пользователей голосовых сервисов. Их услугами хотя бы один раз пользовался 71 % опрошенных, а 78 % этой группы делают это постоянно. «Алису» предпочитают 77 % опрошенных; Siri и Google Ассистент делят 2-е и 3-е место с 16 и 13 % аудитории соответственно.

Подавляющее число опрошенных (90 %) пользуются голосовыми помощниками на смартфонах, умных колонок у большинства респондентов еще нет. Чаще всего (42 % респондентов) голосовой помощник используется для поиска информации в Интернете.

прочитать весь текст

Еще по теме