Top.Mail.Ru
архив

Битва на турбинных лопатках

Российское энергетическое машиностроение – очередная отрасль, контроль над большей частью которой перешел к государству. Пока неясно, в каком направлении будет развиваться эта наукоемкая промышленность, до сих пор не восстановившаяся после развала СССР. Одним из вариантов может стать не сбывшийся план Кахи Бендукидзе – объединение всех крупных предприятий отрасли в единый холдинг, способный приносить десятки миллиардов долларов в год.

 

Накануне развала СССР отечественное энергетическое машиностроение насчитывало 12 научно-исследовательских организаций и 28 промышленных предприятий. Комплекс не только обеспечивал потребности державы, но и экспортировал до 30% продукции. После развала Союза крупные предприятия рассыпались на мелкие. Осколки некогда мощной империи оказались на территории разных государств – России, Украины, Азербайджана, Молдавии. Государственная поддержка отраслевого экспорта была прекращена. Внутренние потребители энергетического оборудования оказались не в состоянии оплачивать поставки. Одно из самых высокотехнологичных производств страны буквально за считанные годы оказалось на грани пропасти, выбираться из которой отрасль начала лишь спустя 15 лет. И до сих пор процесс этот идет с трудом из-за отсутствия внятной промышленной политики со стороны государства.

 

Передел рынка

 

Иван Городницкий, исполнительный директор концерна «Русэлпром», одного из основных игроков российского энергомашиностроительного рынка, хорошо помнит советские времена. Отечественная продукция – хотя и имела большой потенциал – в сравнении с зарубежными аналогами отличалась нестабильным качеством, а также существенными эксплуатационными затратами, что было обусловлено существующей системой оптимизации издержек производства. Разрабатывая программы стратегического развития отрасли, советские чиновники делали упор на снижение себестоимости продукции, зачастую за счет ее эксплуатационных характеристик. В итоге зарубежные потребители предпочитали покупать американскую, французскую или немецкую технику, которая стоила дороже, зато не требовала значительных расходов после внедрения на производстве. Сегодня и российские заказчики начинают понимать роль эксплуатационных расходов. Отрасль встала перед важнейшей задачей по кардинальному росту конкурентоспособности продукции и предприятий. По мнению Ивана Городницкого, основой для такого роста служит сохранение научно-технического потенциала энергомашиностроения, его современное оснащение и адаптация к рыночным условиям.

Пионером объединения энергомашиностроительных предприятий и стал концерн «Русэлпром». Первое объединение произошло в 1991 году в результате реформы Министерства электротехнической промышленности государства. Правда, тогда о консолидации этого бизнеса практически никто не задумывался. Государство приватизировало отраслевые предприятия, а частные собственники стремились как можно быстрее вернуть вложенные средства, делая ставку на рост продаж, а не на развитие технологий. Переломить ситуацию удалось только в начале 2000-х годов, когда началась реальная консолидация активов предприятий. На сегодняшний день «Русэлпром» объединил в своем составе сафоновский и ленинградский электромашиностроительные заводы, владимирский электромоторный завод, Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения, холдинговую компанию «Привод» и армавирский электротехнический завод. Идею консолидации подхватили и другие участники рынка. Был создан концерн «Силовые машины», в который вошли – питерская «Электросила», Ленинградский металлический завод, «Завод турбинных лопаток», Калужский турбинный завод и сбытовое предприятие «Энергомашэкспорт». Контроль над ними получил «Интеррос» Владимира Потанина. На выпуске оборудования для атомной промышленности специализируется холдинг «Объединенные машиностроительные заводы».Консолидация активов энергетического машиностроения могла продолжиться. Основной акционер «Объединенных машиностроительных заводов» Каха Бендукиндзе и Владимир Потанин решили построить на основе своих предприятий холдинг, который смог бы на равных конкурировать с лидерами мирового энергомашиностроения. «Мы создадим концерн с оборотом в миллиард долларов», – мечтал в то время Бендукидзе.Однако сделка не состоялась. Потанин нашел нового партнера в лице немецкой Siemens. Правда, продажу «Силовых машин» немецкому холдингу так и не согласовала Федеральная антимонопольная служба. В итоге «Интеррос» продал часть акций энергомашиностроительной компании РАО «ЕЭС России» и договорился с энергетиками о совместном управлении «Силовыми машинами».

 

Без денег и света

 

Концентрация научно-технического и производственного потенциала – не единственный плюс консолидации энергомашиностроительных компаний. Объединение приводит к росту инвестиций, недостаток в которых испытывает отрасль. Большинство предприятий требуют технического перевооружения, капитального ремонта оборудования. Падение производства в энергетическом машиностроении отмечал и премьер-министр Михаил Фрадков. Износ объектов российской электроэнергетики составляет более 70%. Выработанный ресурс оборудования стал одной из причин майского энергокризиса в Москве.Собственных средств под инвестиционные проекты у энергомашиностроительных предприятий не хватает. В этом году затраты на на научно-исследовательские проекты, ремонт производственных мощностей и покупку нового оборудования «Русэлпрома» будет потрачено около $17 млн. В сравнении с иностранными гигантами энергомашиностроительного рынка эта сумма не впечатляет. В Siemens только на научные исследования по газотурбинной тематике выделяют 100 млн евро в год.

Вместе с тем концентрация активов позволила холдингам провести реструктуризацию своих предприятий, повысить уровень использования основных фондов, заняться развитием кооперации. Все это привело к значительному усилению их конкурентных позиций на рынке, повысило эффективность инвестиционной деятельности. По словам Ивана Городницкого, даже при недостатке инвестиционных ресурсов у «Русэлпрома» появилась возможность организовать непрерывный инвестиционный процесс, наладить диверсификацию производств, а также консолидировать научно-техническую и конструкторскую мысль. В результате концерн сегодня включает несколько предприятий-лидеров, приближающихся к западным стандартам по организационному и техническому уровням, а продукция «Русэлпрома» конкурирует с ведущими мировыми образцами.

 

Конкурент или монополист

 

Первые результаты консолидации энергомашиностроительного бизнеса российская экономика может ощутить к 2008 году. Примерно в эти сроки должно завершиться создание отечественного энергомашиностроительного гиганта, аналогичного тому, который хотели увидеть Бендукидзе и Потанин. Государство уже получило под свой контроль три крупнейших предприятия отрасли – концерн «Силовые машины», холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» и предприятие «Атомстройэкспорт», занимающееся строительством атомных станций за пределами России. Все эти активы могут стать основой для мощного отечественного концерна. Без внимания не останется и интеллектуальная база – в состав концерна может быть включен Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова. Правда, пока неясно, на какой основе объединятся эти предприятия. «Силовые машины» находятся под управлением РАО «ЕЭС». «Объединенные машиностроительные заводы» и «Атомстройэкспорт» контролируются структурами «Газпрома». По словам представителя одной из монополий, каждый из акционеров наверняка будет «тянуть одеяло на себя», требуя более выгодных условий слияния.Большие надежды отечественные машиностроители возлагают на приход иностранного инвестора. При этом, по словам Ивана Городницкого, такой инвестор должен принести с собой не только мощные финансовые ресурсы, но и новейшие технологии, взамен получая значительный объем рынка. Однако существует опасение, что, например, Siemens за счет покупки акций «Силовых машин» хотела не столько выйти на новый для себя рынок, сколько вынудить российское предприятие закупать комплектующие для своего производства в Германии.

Вместе с тем без высокого технического уровня продукции и серьезной поддержки со стороны иностранного партнера отечественным машиностроителям будет сложно прорваться на рынки стран с развитой экономикой. Около двух лет назад финское предприятие энергоснабжения Teollisuuden Voima Oy провело тендер на строительство атомной электростанции мощностью 1600 МВт стоимостью 3 млрд евро. Победителем конкурса стала германская Siemens и французская Framatome. Российский «Атомстройэкспорт» остался за бортом. Эксперты полагали, что на решение финской компании повлияли не только более выгодные условия реализации этого проекта, но и лоббистские возможности победителей тендера.Впрочем, основные энергомашиностроительные рынки развитых стран уже давно поделили между собой General Electric и Siemens. Крупные российские энергомашиностроительные объединения, обеспечивающие высокий технический уровень продукции, организационной и производственной культуры, готовые к поставкам энергетического оборудования «под ключ», в свою очередь, могут начать экспансию в страны третьего мира, которые сегодня осуществляют широкие программы по реформированию и созданию собственных энергетических мощностей. Так, в «Русэлпроме» на сегодняшний день подписан ряд контрактов и ведутся активные переговоры относительно поставки гидрогенераторов в Эфиопию, Анголу, Индию, Турцию, Афганистан. Заняв нишу в азиатском регионе, отечественные машиностроители смогут закрепить свои позиции на глобальном энергомашиностроительном рынке.

Еще по теме