Top.Mail.Ru
архив

Битва за Африку

Прошедший визит Владимира Путина на Африканский континент многие отечественные СМИ уже успели назвать «историческим». И не только оттого, что со времен распада СССР это первое посещение африканских стран главой РФ, но и потому, что именно сейчас российскому бизнесу есть, что предложить динамично развивающемуся «черному континенту». 

 

Вынужденный уход отечественных компаний с африканских рынков, на которых раньше СССР был одним из ключевых игроков, обернулся существенными потерями для российской экономики. Теперь, по словам Владимира Путина, все должно коренным образом измениться. «Тот огромный позитивный, морально-политический материал, за который СССР очень много заплатил в свое время, должен быть трансформирован сегодня в прагматические отношения в экономической сфере», – заявил глава государства во время своего африканского турне.   

С середины прошлого века СССР активно сотрудничал с африканскими странами. Расширение экономического сотрудничества с государствами «третьего мира» рассматривалось советским руководством как одно из важнейших стратегических направлений в рамках противостояния с Западом.

Но после распада Союза основная ставка была сделана на сближение с Западом. И если в конце 1980-х наш товарооборот с Африкой составлял почти $3 млрд, то уже к 1995 году он снизился более чем в три раза.

СССР активно лоббировал интересы своих внешнеторговых компаний и предоставлял межгосударственные кредиты на реализацию проектов за рубежом, но в 1990-х эта поддержка сошла на нет. Чем поспешили воспользоваться другие игроки рынка, в частности, те государства, которые ранее вообще серьезно не рассматривались в качестве конкурентов – например, КНР.

 «Китайское правительство активно предоставляет развивающимся странам, в том числе африканским, большие кредиты, на первый взгляд никак не связанные с промышленностью и строительством. Однако впоследствии странам-заемщикам очень трудно отказаться от того, чтобы не передать китайским компаниям тот или иной заказ», – говорит Сергей Моложавый, глава «Технопромэкспорта», одной из немногих отечественных компаний, кто не прекращал работу в Африке даже после распада СССР.

 

Розетки в пустыне

 

Здесь следует понимать специфику ведения бизнеса на «черном континенте». В африканских государствах заказы в основном получаются не на конкурсной основе, а напрямую, по договоренности с местными лидерами. В такой ситуации предоставление межгосударственных кредитов во многом является определяющим фактором. Особенно если вести речь о реализации крупных инфраструктурных проектов, например, в области электроэнергетики.

«Многие африканские страны сейчас серьезно рассматривают возможность реализации крупных энергопроектов, во-первых, для покрытия собственных нужд, а во-вторых, для экспорта электроэнергии своим соседям», – отмечает Сергей Моложавый. Для успешного развития перспективных отраслей необходимо создание мощной энергетической инфраструктуры, которой пока практически нет. Поэтому неудивительно, что во время поездки по «черному континенту» Владимир Путин уделил особое внимание переговорам по участию российских компаний в строительстве энергообъектов в Африке. При этом он отметил, что российские инвестиции в совместные энергетические проекты «могут достичь значений в миллиарды».

В настоящее время в Африке рассматривается реализация энергопроектов, аналогов которым в мире в принципе не существует. Один из них – строительство ГЭС «Гранд Инка» в Конго установленной мощностью 30 000 МВт. Такая станция сможет удовлетворять энергетические потребности не только самого Конго и соседних государств, но и всего континента в целом. При условии создания соответствующей сетевой инфраструктуры, конечно.

В Африке есть и другие интересные энергопроекты. К примеру, в настоящее время «Технопромэкспорт» ведет строительство второй очереди ГЭС «Капанда» в Анголе установленной мощностью 520 МВт. Планируется, что построенная станция поможет стабилизировать энергосистему Анголы, частично разрушенную во время многолетней гражданской войны. Кроме того, в ходе недавней встречи министра иностранных дел этой страны Жоао Бернарду де Миранды с вице-премьером российского правительства Александром Жуковым ангольская сторона выразила заинтересованность в привлечении «Технопромэкспорта» к строительству еще двух ГЭС – «Ньянга» и «Лаука».

 

Бремя белого человка

 

«Получение крупного контракта в какой-нибудь стране – это привязка ее на долгие годы к нашему оборудованию, нашим технологиям. Соответственно, мы даем заказы нашим машиностроительным заводам, а это как раз то, чего не хватает России, чтобы избавиться от имиджа ресурсной страны», – считает глава «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый. 

Таким образом, в последние несколько лет в отношениях между Россией и африканскими странами наметилась эпоха «ренессанса», что и подтвердил сентябрьский визит Владимира Путина. Все больше крупных российских компаний проявляют заинтересованность к «черному континенту». Весной этого года была достигнута договоренность с правительством Алжира, «Газпромом» и алжирскими компаниями по совместной добыче газа на севере Африки. Тогда же ОАО «РЖД» удалось получить выгодный контракт на строительство в Алжире сети железнодорожных магистралей. Вот уже несколько лет крупными инвесторами на Африканском континенте являются такие отечественные гиганты, как «Русал», который активно развивает добычу бокситов и производство алюминия в Нигерии и Гвинее, и «АЛРОСА», реализующая алмазные проекты в Анголе.  

Работа с российскими компаниями выгодна и африканским государствам. Гибкая ценовая политика, а также надежность оборудования уже давно являются главными козырями российских компаний, работающих на континенте. Кроме того, отечественные специалисты проводят обязательную подготовку местных кадров к дальнейшей работе на построенных объектах. «Не должно возникать ситуации, когда мы сначала продаем африканской стране «черный ящик», с которым никто не умеет обращаться, а после завершения проекта начинаем навязывать собственные услуги по его эксплуатации», – говорит Сергей Моложавый.

Однако на пути эффективного сотрудничества российских компаний с Африкой стоят и серьезные трудности. Главная из них в том, что масштабные проекты требуют больших инвестиций, решение о которых может быть принято только на государственном уровне. Второй фактор отсутствие государственного протекционизма. О необходимости срочного решения этих проблем говорил во время своей поездки по Африке и Владимир Путин. При этом он обратил внимание на то, что в данном вопросе следует обязательно «соблюдать баланс между национальными интересами и частной инициативой».

Если российским компаниям, заручившимся активной поддержкой государства, в ближайшее время удастся оттеснить иностранных конкурентов и снова занять ключевые позиции на африканских рынках, то наша страна не только приобретет выгодного экономического партнера, но и упрочит свое мировое политическое влияние. В противном случае континент может полностью выйти из-под контроля российского бизнеса. Как это уже случилось, например, со странами Восточной Европы, многие из которых сегодня ориентированы исключительно на сотрудничество с компаниями из ЕС.

 

Еще по теме