Битва за Крым
Порядок пересечения границы Украины российскими гражданами регламентируется межправительственным соглашением, заключенным в 1993 году. Соглашением предусматривается, что граждане обоих государств могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории другого государства без виз и по документам, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство (заграничный паспорт, внутренний российский паспорт, паспорт гражданина бывшего СССР с вкладышем о гражданстве РФ, а для детей до 16 лет - свидетельство о рождении). При пересечении границы и прохождении таможенного контроля никакие сборы и платежи не уплачиваются. При въезде на территорию Украины гражданам России и стран СНГ не нужен страховой полис. Страхование для них является добровольным. Для лиц, прибывших в Крым на лечение и отдых, введена упрощенная процедура регистрации: отметка ставится не в национальных паспортах, а в санаторно-курортных книжках (для отдыхающих по путевкам) или в единой карте регистрации отдыхающего (для тех, кто размещается в частном секторе). Прибывающие по путевкам и курсовкам регистрируются автоматически при размещении в санаториях, пансионатах, домах и базах отдыха. За регистрацию взимается госпошлина в сумме 0, 85 гривны - 4 руб. При размещении в частном секторе надо заплатить те же 4 руб. за регистрацию плюс 25 - 40 руб. за услуги квартирно-посреднического бюро.
Информационные войны докатились и до туристического рынка. В конце мая в российской центральной прессе и на телевидении была проведена мощная кампания по дискредитации крымского туристического направления. Несколько российских СМИ опубликовали репортажи с крайне нелестными оценками состояния дел на крымских курортах.
Открытые конфликты, причиной которых была борьба за потребителя, случались и раньше. Но никогда прежде конкурирующие стороны не воевали с использованием таких сил и средств.
Между регионами, находящимися примерно в одной ценовой нише (Крым, Краснодарский край, Болгария и отчасти Турция), постоянно идет жесткая конкурентная борьба за российского туриста. До последнего времени стороны вели себя относительно корректно, сражаясь друг с другом исключительно экономическими методами. Именно поэтому майская информационная война против Крыма стала для многих участников рынка полной неожиданностью.
Кампания была построена очень грамотно. Основной акцент ее авторы сделали на сообщениях о новых препятствиях, воздвигнутых крымскими властями на пути российских туристов. В частности, газеты утверждали, что отныне на территорию Украины российские граждане могут въехать только по заграничным паспортам и при обязательном наличии страхового полиса. Кроме того, сообщалось, что размер курортного сбора составляет десятки долларов США, а власти Крыма запретили свободный обмен российских рублей на украинскую национальную валюту в обменных пунктах. Упоминалось о сложной и дорогостоящей процедуре регистрации для отдыхающих ($40 при въезде на территорию Украины, а за отсутствие регистрации - штраф $500), о высоких ценах на путевки и на продукты питания.
Cтоимость авиаперелета Москва - Симферополь - Москва составляет от $160 до $200, стоимость железнодорожного билета до Симферополя 900 - 1200 руб. в купейном вагоне и 600 - 800 руб. в плацкартном. Национальный банк Украины запретил работать с мягкими валютами банкам, не имеющим агентских соглашений. По состоянию на 1 июня 2000 года на территории Крыма действуют более 550 пунктов обмена иностранной валюты, и только 10% из них не имеют агентских соглашений
Все эти обвинения крымскими властями легко опровергаются. По словам министра курортов и туризма Крыма Александра Таряника, правила въезда, количество необходимых документов и условия обмена валюты в республике те же, что и прежде. В подтверждение своих слов крымский министр готов предоставить официальные документы.
Однако эти бумаги вряд ли заинтересуют обычного туриста.
Недостатков у крымского отдыха немало. Это и не очень современная социальная инфраструктура, и, мягко говоря, далеко не оптимальные условия для проживания. Отключения горячей воды, проблемы с транспортом известны россиянам еще по советским временам - в худшую сторону ничего, собственно, и не изменилось. Более того, по утверждению г-на Таряника, с прошлого года курорты приравнены к объектам первостепенной важности и обеспечиваются светом и теплом в первую очередь.
Кто из конкурентов мог быть организатором кампании, направленной против курортов Крымского полуострова? Версия первая: координаторами кампании были Сочи и курорты Краснодарского края. В прошлом году отдохнуть там можно было дешевле, чем в Крыму. Возник ажиотажный спрос на курорты Краснодарского края. Мест не хватало. Крым со своими довольно высокими ценами на туристические пакеты и дорогими железнодорожными и авиабилетами тогда проиграл, и в итоге Крым посетили всего 10% россиян. В этом году ситуация иная. Краснодарские курорты подняли цены в 1,5 раза. Крымчане же, наоборот, снизили цены на путевки и урегулировали транспортные тарифы, в результате чего резко подешевели билеты. Чем не повод для информационной атаки? Однако есть и множество факторов, говорящих против этой версии. Во-первых, краснодарские здравницы и пансионаты на 90% загружаются за счет фондов социального страхования. Во-вторых, в крае нет консолидирующей организации, которая могла бы организовать PR-кампанию. Или по крайней мере собрать деньги с курортных организаций для ее финансирования.
Версия вторая: информационную войну против Крыма развязала Болгария. Все ходы конкурентов, в том числе и рекламно-информационная поддержка, внимательно отслеживаются нашими экспертами. Но ни сейчас, ни раньше никто не замечал подобных акций за Болгарией. Не было их и в прошлом году, несмотря на провальный для болгар сезон. Болгары ведут себя достойно и предпочитают соревноваться в чистом бизнесе.
Версия третья - это дело рук турок. Турки в отличие от болгар большие любители информационных войн. Пару лет назад они организовывали атаку на болгарские курорты ( в чем весьма преуспели). В сезоне-2000 крымские предложения выглядят явным демпингом по сравнению с турецкими. Турция, позиционирующая себя на российском туристическом рынке как центр дешевого и качественного отдыха, может предложить российским туристам неделю летнего отдыха в трехзвездочном отеле по цене $500 - 600 против 14 дней c полным пансионом в Крыму за $315, включая проезд. Второй довод в пользу турецкого следа - активное продвижение Турцией на российском рынке своих черноморских курортов.
Версия четвертая - Украина стремится финансово ослабить Крым, чтобы посадить во главе автономии своего человека. Версия довольно экзотическая. Но она существует.
Кто бы ни был реальным автором "черного пиара" против Крыма, нельзя не признать, что операция оказалась весьма успешной. После газетно-телевизионной атаки число россиян, желающих отдохнуть в Крыму, резко сократилось. По подсчетам туристических агентств, специализирующихся на крымском направлении, в этом году приехать в Крым планировали около 50 - 70% россиян, желающих отдохнуть на морском побережье. В апреле и мае продажи туров были очень хорошими. Теперь, после окончания PR-акции, Крым посетят максимум 30% россиян. Освободившуюся нишу заполнят украинцы и белорусы, оценившие прелесть недорогого отдыха.
"Во всей этой истории самое грустное то, что вслед за другими секторами экономики "черные" технологии пришли и на туристический рынок", - сказал в интервью корреспонденту "Ко" президент группы компаний "РВБ-АЛЕАН", вице-президент РАТА по внутреннему туризму Андрей Уманский. Так оно и есть: после "взятия Крыма" использовать компромат стало выгодно и интересно.
Еще по теме
В миланском кардиологическом центре на 93-м году жизни скончался Энрике Куччиа. Он был едва ли не самым могущественным из итальянских банкиров, основателем Mediobanca - ведущего финансового института страны. Одной из последних крупных сделок, одобренных Куччиа, стало открытие Внешэкономбанку кредитной линии на $1,5 млрд.