Top.Mail.Ru
бизнес

Битва за обеды

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Традиционно на рынке корпоративных обедов работают поставщики — фабрики-кухни и рестораны. Однако сегментом активно интересуются и сервисы по доставке готовой еды. Что привлекает доставщиков в корпоративном питании и получится ли у них занять прочное положение на рынке — в колонке для журнала «Компания» рассказывает Андрей Черепанов, операционный директор Catery.

Рынок корпоративного питания считается достаточно сложным: тендеры на обслуживание могут длиться до года, при этом поставщикам часто приходится идти на уступки по оплатам. Долгое время основными игроками оставались фабрики-кухни, рестораны и кейтеринговые сервисы. Однако в последнее время рынком стали чаще интересоваться доставщики: b2b — потенциальное направление, которое может принести дополнительную прибыль.

Корпоративное питание в цифрах 

Оценка объема мирового фудтех-рынка — $250,32 млрд в год, при этом объем рынка корпоративного питания только в США составляет $15,4 млрд в год.

Исследований емкости рынка кейтеринга и корпоративного питания на данный момент нет, понять его объем можно лишь условно. Фонд Target Global в 2018 году оценил российский рынок доставки еды в $1,4 млрд в год, из них 61% от всего количества заказов приходится на офисы, это около $85 млн.

В Москве примерно 5 млн офисных сотрудников (по России в целом — 10–12 млн). Согласно исследованию hh.ru, 41% опрошенных ждут от работодателя компенсации затрат на питание. На данный момент частично или полностью компенсируют питание 15% компаний, в основном в сфере производства, девелопмента и IT. В случае если государство введет налоговый вычет на питание, как это уже произошло с фитнес-услугами, процент будет расти. Дотация на питание в среднем составляет 200–250 рублей на сотрудника в день. 

Контракт на обслуживание заключается на год, в среднем в месяц от одной компании поступает 20 заказов на 10–15 тысяч. Для компаний, которые традиционно специализируются на доставке готовых блюд, сегмент достаточно привлекателен, по сути, один b2b-клиент обеспечивает такой же объем заказов, как 200 клиентов приложения. Поэтому пару лет назад крупные маркетплейсы начали запускать проекты в сфере корпоративного питания в формате бизнес-ланчей, а также подписки. 

Маркетплейсы выходят на рынок 

В 2019 году на рынок корпоративного питания вышла «Яндекс.Еда», затем, в 2020-м, сервис доставки готовой еды «Кухня на районе» запустил подписку для корпоративных клиентов. Delivery Club делал шаги в сторону этого рынка с 2016 года, а в 2020-м запустили раздел кейтеринга в своем приложении.

Компании не делятся данными о выручке по этому направлению, однако, если судить по темпам развития за год, можно сделать вывод, что новое направление не является для них приоритетным, это пока попытка протестировать новый сегмент рынка.

Если говорить о кейтеринге в Delivery, то, по сути, сервис представляет собой одну из категорий в фильтре общего каталога ресторанов. Catery — маркетплейс, который изначально работает с b2b, и наш опыт показывает, что кейтерингу тесно в таком формате и клиентам не вполне очевидна польза этой функции.

Было бы логично предположить, что сервисы с экспертизой в b2c быстро завоюют популярность и в b2b, однако в b2b-сегменте есть своя специфика, которую очень важно учитывать для успешного старта.

С одной стороны, у доставщиков есть явное преимущество перед традиционными игроками — широкий ассортимент. Большинство дарк-китчен и ресторанов, которые сейчас занимают лидерские позиции на рынке корпоративного питания, предлагают пользователям привычную домашнюю еду, а маркетплейс дает возможность выбрать один из тысячи вариантов — от суши и роллов до бургеров — на обед. Кроме того, маркетплейсы постарались автоматизировать все — от сбора заказов до клиентской поддержки, так что все необходимое можно получить в несколько кликов.

С другой стороны, то, что отлично работает в b2c, теряет свою эффективность в b2b. К примеру, процесс приема заказов. Сейчас маркетплейсы предлагают корпоративным клиентам заказывать через обычное приложение, и, пока их немного, это работает. Но возьмем, к примеру, случай, когда компании понадобилось не 10 обедов, а 100. Ресторан или дарк-китчен попросту не справится с нагрузкой и не сможет приготовить требуемое количество еды ко времени — не хватит ресурсов. Остро стоит и проблема с логистикой: сейчас все заказы маркетплейсов развозят курьеры, но 100 заказов на велосипеде не увезти. 

Кроме того, маркетплейсы представляют в b2b то же меню, что и в b2c, и за ту же цену. Таким образом, получается, что полноценный обед обойдется компании в 500–700 рублей на одного человека, это превышает бюджет большинства клиентов в два-три раза. 

Что ждет традиционных игроков 

Маркетплейсы только пробуют свои силы на новом рынке: процесс заказов и логистики они используют тот же, что и в b2c. В случае если доставщики примут решение закрепиться на новом рынке, придется вложиться в выстраивание новых процессов. При этом целиком захватить рынок они не смогут: приготовление еды останется за фабриками-кухнями и ресторанами, в то же время маркетплейсы возьмут на себя все процессы обработки заказов и организацию общения с клиентами.

У традиционных игроков пока все козыри на руках, при этом проблема цифровизации явно назрела, дальнейшее промедление может стоить игрокам лидерских позиций на рынке. Будущее — за технологиями. Традиционные игроки сейчас стоят на развилке: либо развиваться и вкладываться в автоматизацию, либо оставить все как есть и присоединиться к маркетплейсам.

Среди новшеств, на которые важно обратить внимание традиционным игрокам, — решения, которые упрощают процесс организации питания для сотрудников. Зарубежные провайдеры корпоративного питания, такие как, например, Thriver, eatfirst, ezCater, делают личные кабинеты клиентов с функционалом планировщиков и системы управления бенефитами для сотрудников. Так компании получают возможность составлять календари для большого количества заказов сразу, варьировать меню для разных сотрудников, распределять бюджеты, а также автоматически формировать дашборды со статистикой. 

Сейчас рынок находится на критической, переломной стадии, когда усиливающаяся конкуренция диктует новые правила и требует от игроков свежих решений.