Бизнес без DVDендов

Аудио- и видеодистрибуция развиваются черепашьими темпами. Специализированным торговым сетям мешают четыре крупных конкурента – пираты, новый рынок «Горбушкин двор», растущие сети кинопроката и Московский метрополитен.

 

Музыканты группы «Чайф» в январе выпустили очередной альбом «Оранжевое настроение IV». Продюсер группы Дмитрий Гройсман удивил коллег, решив организовать дистрибуцию альбома без привлечения торговых сетей. Гройсман считает, что торговцы не смогут защитить его от пиратов. «Никто не борется с пиратами, поэтому артистам приходится делать это самим», – объясняет директор «Чайфа» Илья Спирин.

Если этот рискованный эксперимент окажется успешным, у «Чайфа» могут появиться последователи. Новая форма торговли аудиопродукцией может пошатнуть и без того неустойчивое положение компаний, которые пытаются выстраивать розничные сети по продаже аудио- и видеоносителей.

Этот бизнес находится на пороге стагнации. К тому же представители сетей вдруг заговорили о желании западных конкурентов потеснить россиян на этом рынке. И некоторые отечественные дистрибуторы уже готовы поделиться с иностранцами.

 

50 на 50

Ежегодно в России легально продается более 60 млн единиц аудиокассет, почти 13,5 млн компакт-дисков, 24 млн видеокассет и 600 тыс. DVD. Общий годовой оборот этого рынка составляет около $250 млн. Такие цифры приводит Александр Менн, вице-президент и председатель совета директоров концерна «Союз». Эта компания контролирует 46 магазинов и розничных точек в Москве общей торговой площадью около 4,5 тыс. кв. м. Через свою столичную сеть компания реализует 30% всей продукции.

Вместе с «Союзом», который является безоговорочным лидером легального рынка, четверть миллиарда долларов делят несколько других игроков.

Самый заметный из них – московская компания «Коббольд», владеющая маркой «Узел развлечений». Под этой маркой работают 37 аудио- и видеосалонов в супермаркетах сетей «Перекресток» и «БИН», а также в кинотеатрах группы «Каро». Общая площадь торговых точек компании составляет около 900 кв. м.

Следом за «Коббольдом» по количеству торговых точек идет сеть «Видео бутик», обладающая тремя магазинами общей торговой площадью около 160 кв. м. Более 75% ассортимента «Видео бутика» составляют видеокассеты и DVD. По нашим сведениям, эти магазины фактически контролируются компанией West Video – крупным игроком на рынке кинопроката и видеодистрибуции.

До 1998 года к розничным сетям можно было отнести и компанию «Пурпурный легион». В свое время эта сеть была лидером по продажам западных дисков, но после кризиса лишилась двух из трех своих магазинов. Как считает Александр Менн, хозяевам «Пурпурного легиона» просто не хватило профессионалов для разумного управления несколькими магазинами. В результате «Пурпурному легиону» удалось сохранить лишь один – самый крупный – магазин (600 кв. м) в центре Москвы.

Благополучие всех этих компаний зависит от потребителей, готовых платить за лицензионный продукт. А таких в стране по-прежнему на порядок меньше, чем поклонников «Горбушкина двора», где диски и кассеты – не всегда лицензионные – можно купить гораздо дешевле. Объемы пиратского рынка в России по-прежнему в разы больше емкости так называемого цивилизованного рынка. По словам Александра Менна, в Москве на пиратские продажи приходится 50% всего оборота розницы. А за пределами столицы контрафакт переваливает за 90%. Иными словами, суммарный оборот компаний, зарабатывающих в России на продаже аудио- и видеоносителей, составляет никак не менее $500 млн в год. Половину этих денег выручают частные торговцы и небольшие фирмы, торгующие с лотков и в небольших палатках. Таких фирм – тысячи.

«Приходится конкурировать с многочисленными пиратами и лоточниками», – жалуется директор сети магазинов «Видео бутик» Евгения Воронова.

 

Долой кино!

Один из главных конкурентов розничных сетей – рынок «Горбушкин двор», открытый в здании завода «Рубин» неподалеку от прежней «Горбушки».

«Горбушка» реально конкурирует с нами и ассортиментом, и ценами, и сроками появления новых релизов», – признает гендиректор «Пурпурного легиона» Вадим Янцен.

«В развитие инфраструктуры «Горбушкина двора» «Рубин» вкладывает большие средства, внедряет новые формы торговли. Создание современной инфраструктуры при сохранении старой атмосферы самоорганизующегося организма может поспособствовать новому подъему рынка», – говорит Александр Менн.

«На «Горбушке» опять стали торговать контрафактом», – сетует директор и один из учредителей розничной сети «Узел развлечений» Николай Кобляков.

Новая «Горбушка» пока только набирает обороты, и куда более сильное давление на бизнес розничных сетей оказывают продавцы, торгующие своим товаром на территории метрополитена. В метро сложилась своеобразная сеть по реализации аудио- и видеотоваров, которая имеет свои точки практически на каждой станции. «По объемам продаж это довольно-таки внушительный сегмент рынка», – говорит Александр Менн. По его оценкам, в метро продается до 10% всей лицензионной видеопродукции и до 15% лицензионных аудиокассет.

О серьезной конкуренции со стороны «подземного бизнеса» говорит и Николай Кобляков. Руководители компаний утверждают, что любое снижение цен в метро заставляет их пересматривать собственные цены. По нашей информации, продажи в столичной подземке контролируют два ИЧП, которые тесно связаны с менеджментом метрополитена.

Несмотря на жесткую конкуренцию с «малым бизнесом», объемы реализации сетей пока еще увеличиваются, хотя уже налицо признаки надвигающейся стагнации. В розничной сети «Союз» за прошлый год объем продаж музыкальных компакт-дисков увеличился на 30% (хотя при этом продажа аудиокассет снизились на 15%). В «Узле развлечений» тоже говорят об увеличении объема продаж. За 2001 год было продано 650 тыс. единиц аудиовизуальных носителей (против 580 тыс. единиц в 2000 году).

Объемы продаж видеокассет практически сохранились на прежнем уровне, тогда как продажи DVD выросли. По словам Александра Менна, за прошлый год продажи видеокассет в «Союзе» с каждого квадратного метра торговой площади снизились на 20%.

Руководители сетей объясняют свои потери активным развитием современного кинопоказа. В Москве эта ниша практически полностью контролируется двумя частными фирмами – «Империей кино» и «Каро», оборот которых в 2000 году составил около $40 млн. Демонстрируемые на большом экране фильмы снижают интерес потребителей к видео.

«Падению объемов продаж способствуют и видеопрокаты», – говорит Николай Кобляков. К примеру, у компании «Видео-бум» на конец года было 60 салонов, где прокат нового лицензионного фильма стоит не более 35 руб.

Рост продаж зафиксировали только в магазинах «Видео бутик». «Скорее всего, небольшой рост реализации можно связать с общим ростом экономики», – говорит Евгения Воронова.

 

Продам дешево

Хотя объемы продаж аудио- и видеопродукции растут, многие компании начинают сомневаться в целесообразности дальнейшего расширения своего бизнеса.

«Прибыль компании в прошлом году серьезно снизилась», – признает Николай Кобляков из компании «Коббольд». В этом году компания расширяться не планирует.

В «Союзе», напротив, говорят, что в текущем году намерены увеличить свои торговые площади на 2000 кв. м. Александр Менн обещает, что в феврале в бывшем магазине «Мелодия» на Ленинском проспекте наконец будет открыт первый в России мегастор. Впервые об открытии этого магазина в «Союзе» заговорили еще в 1997 году. В трехэтажный музыкальный магазин общей площадью 1000 кв. м инвестировано, по словам Менна, «более $1 млн собственных и заемных средств». Учредители рассчитывают вернуть деньги кредиторам не ранее чем через пять лет. Конкуренты к финансовым перспективам этого проекта относятся с сомнением.

Розничные точки «Узла развлечений» до 2002 года размещались в супермаркетах «Перекресток» и «БИН», а также в некоторых кинотеатрах группы компаний «Каро». «Как это ни парадоксально, сети борются друг с другом главным образом за торговые площади. Стоит открыться новому супермаркету, как мы начинаем там конкурировать с «Союзом», – говорит Николай Кобляков.

Отечественные участники рынка по-разному относятся к возможному приходу западных компаний, специализирующихся на аудиовизуальном бизнесе: кого-то эта перспектива пугает, а других, наоборот, радует.

«Если компании, подобные Virgin, придут в Россию и будут торговать своей продукцией по ценам ниже местных, мы все умрем», – говорит гендиректор «Пурпурного легиона» Вадим Янцен.

«Я не хотел бы называть имена, но целый ряд европейских фирм уже заявлял о желании выйти на наш рынок», – говорит Александр Менн. По его предположениям, иностранные компании в России легко смогут отвоевать половину цивилизованного рынка аудио- и видеопродукции. Но на это им придется затратить не менее $100 млн, считает он.

Николай Кобляков считает, что иностранцев пока отпугивают низкая рентабельность бизнеса на аудиовизуальных товарах и долгий срок возврата потенциальных инвестиций. «Если бы в «Союз» кто-то пришел и предложил им нормальную цену, то я уверен, что владельцы компании моментально продали бы все свои магазины и были счастливы», – говорит Николай Кобляков.

«Мы бы хотели сотрудничать с западными компаниями», – утверждает Александр Менн.

А пока сотрудничество с отечественными сетями сворачивают даже популярные российские исполнители.