Top.Mail.Ru
архив

Бизнес без паяльника

В России слово «коллектор» у многих ассоциируется с бандитами, легализовавшими свой «бизнес» по выбиванию долгов. Действительно, некоторые «коллекторы» обещают «чисто конкретно» вернуть долг и дают 100-процентную гарантию. Но такая гарантия возможна лишь при использовании соответствующих инструментов: бейсбольных бит, утюгов и паяльников. На самом деле цивилизованный коллекторский бизнес не имеет ничего общего с подобными методами.

 

В середине декабря Следственным комитетом по Тульской области завершено расследование уголовного дела в отношении коллектора ООО «Гепард-Алексин» Александра Муратова. Его «методы» возврата долгов многим напомнили начало лихих 1990-х. В октябре 2009-го по заявлению местной жительницы было возбуждено уголовное дело в отношении коллектора, угрожавшего ей расправой в случае отказа вернуть долг. Но это не остудило пыл рьяного сотрудника «Гепард-Алексин»: в мае текущего года милиции пришлось освобождать из плена должника, которого «коллекторы» насильно увезли из дома и требовали от родных выкуп в размере 400 000 руб. Теперь горе-коллектору грозит реальный срок. Примеров подобной работы в стиле начала 1990-х в России достаточно, признают сами сотрудники коллекторских агентств. «Не секрет, что в настоящее время слово «коллектор» употребляется зачастую с отрицательной коннотацией. Часто коллекторами называют... просто откровенных вымогателей-рэкетиров», – соглашается генеральный директор ООО «Агентство Р.О.С.долгЪ» Марина Дорохова. «В России коллекторский бизнес – это выбивание долгов, а не управление дебиторской задолженностью. Что касается нас, то мы занимаемся именно управлением задолженностью... У нас нет бит, паяльников, утюгов», – добавляет управляющий партнер коллекторского агентства Morgan & Stout Credit Management Service Димитрос Сомовидис. При этом он подтвердил, что некоторые компании, называющие себя коллекторскими агентствами, действительно применяют к должникам «насильственные меры», а проще говоря – бьют. «Возможно, подобное происходит на первичном уровне – неправомерные действия совершают недобросовестные рядовые сотрудники коллекторских агентств, – предположил старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. – Сами агентства действуют, как правило, в пределах правового поля. Необходимо также отличать работу нелегальных бандитских группировок от работы профессиональных коллекторов». Но, судя по сайтам некоторых коллекторских фирм, они весьма недалеко ушли в своих методах от бандитов. Там обещают вернуть практически любые долги на любые суммы, в том числе подтвержденные лишь распиской. Да и тарифы у них схожи с бандитскими – 50% от суммы долга. «Пока исполнительная и правоохранительная системы пребывают в состоянии «заржавевшего механизма», у нас будет работа», – резюмирует генеральный директор ООО «МКК «Авторитетъ» Александр Царапкин.

Раньше рэкетмены, ныне – бизнесмены

Димитрос Сомовидис предполагает, что широкое распространение бандитских методов работы среди коллекторов стало возможным благодаря тому, что в этот бизнес пришло много людей «с улицы», в том числе бывших бандитов, не представляющих себе цивилизованную деятельность в данной сфере. По его словам, когда Morgan & Stout только начало работать (в марте 2007-го), на коллекторском рынке России было порядка 60 компаний. В конце 2009-го игроков насчитывалось уже около 600, сейчас их более 1000. «Что это значит? Это значит, что люди, когда-либо занимавшиеся долгами в любой ипостаси, решили назвать себя коллекторами», – резюмирует эксперт. Хотя многие из опрошенных «Ко» специалистов говорят о том, что все дело в молодости рынка, рано или поздно он станет цивилизованным, но для этого нужно не только отсеять недобросовестных участников, но и создать нормально функционирующую нормативную базу. «Для развития коллекторской деятельности необходимо развивать специализированное законодательство, которое не только накладывало бы ограничения на деятельность коллекторских агентств, но и предоставляло в их распоряжение ряд дополнительных полномочий. Например, в США с 1977 г. действует специальный нормативный Fair Debt Collection Practices Act, определяющий права и ответственность не только коллекторов, но и должников», – рассуждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

Коллекторский бизнес ведет начало в России с 2004 года. Кризис только подстегнул его рост. «В 2008 г. было продано примерно на $1,5 млрд «плохих» долгов, в 2009-м – на $2 – 2,5 млрд, в 2010-м – на $3 –  3,5 млрд, в 2011-м, по нашим оценкам, этот рынок сократится на 20–30% в связи с тем, что последствия кризиса понемногу ликвидируются»,  – говорит Олег Душин. Для сравнения: по оценкам ACA International и PricewaterhouseCoopers, в 2005 г. агентства по сбору долгов в мире вернули $39,3 млрд. Отставание РФ от других развитых стран объясняется отсутствием четких нормативных процедур. «На сегодняшний день я не встречал ни одного коллекторского агентства, которое могло бы предложить кредитору адекватный договор на свои услуги, то есть договор, определяющий обязательства по возврату в количественном и денежном выражении, предусматривающий финансовую ответственность коллектора за несоблюдение таких обязательств», – рассказывает заместитель председателя правления ОАО «АБ «Финанс банк» Игорь Москалев. Стандартная схема взаимоотношений складывается следующим образом: или передача задолженности в работу агентству с уплатой высокой комиссии в случае успеха (в том числе случайного), или покупка задолженности коллектором за бесценок. Подобная система сильно снижает привлекательность таких услуг для самих банков, признает Игорь Москалев.

«Случайный» бизнес

Идея заняться коллекторским делом у Димитроса Сомовидиса возникла случайно: «Я искал бизнес, который может получить в ближайшем будущем серьезное развитие, встретился со своими партнерами в Лондоне, и мне было предложено заняться в то время еще достаточно новым для России бизнесом в сфере коллекторства». Это было осенью 2006-го, после чего Сомовидис отправился в Лондон изучать опыт коллекторского бизнеса Европы. Его партнеры предоставили $1 млн на стартап, эти деньги были потрачены на съем офиса, набор и обучение сотрудников, приобретение IT-платформы, на маркетинг, а также на обеспечение жизнедеятельности фирмы в первое время. Сама компания начала работу в марте 2007-го. Тогда в РФ уже было достаточно много подобных фирм. Но Сомовидис утверждает, что никогда не смотрел на конкурентов, а строил бизнес, исходя из того, как считал это правильным делать, и стремился привнести все лучшее из того, что увидел в Лондоне. Изначально было принято решение заниматься возвратом лишь небольших долгов, средний размер которых – от 15 000 до 30 000 руб. По словам Димитроса Сомовидиса, те, кто занимается возвратом более крупных сумм, должны использовать другие методы. «Давление на должника через правоохранительные органы, которое используют отдельные коллекторы, нужно, когда один «нормальный пацан» должен другому «нормальному пацану», например, полтора миллиона. Мы этим не занимаемся, у нас в работе есть долги телекомовских компаний на 300 руб., здесь связи для их возврата не нужны», – резюмирует эксперт. Его компания действует в основном путем разговоров с должниками по телефону, хотя есть и выездные сотрудники, нужные для того, чтобы установить личный контакт с человеком, категорически отказывающимся общаться подобным образом.
«Маленькие долги – это конвейер, их много и прирост их еще больше, а главное – можно работать по лекалу, набрать сотрудников с небольшой зарплатой, которые будут писать, звонить и т.д., ломать голову над проектами не надо, каждый третий заплатит – вот и прибыль, – комментирует бизнес-стратегию Morgan & Stout Александр Царапкин. – Большие долги требуют глубокой проработки, высокооплачиваемых сотрудников (с различной подготовкой и возможностями) и творческого подхода». «Легче и быстрее взыскать с физического лица небольшую сумму, которую он может занять, заработать или получить за счет продажи своего имущества. На эту тему можно привести афоризм: если вы должны банку 100 руб. – это ваша проблема, если вы должны 100 млн руб., это проблема уже банка», – соглашается исполнительный директор центра медиации и коллекторства «СапаСтандарт» Клим Осадчий. При этом он отмечает, что взыскание крупных долгов, особенно с юридических лиц, более сложная и долгая процедура, как правило, индивидуальная (в отличие от конвейерного взыскания с физлиц), включающая элементы реструктуризации и длительные судебные разбирательства. «Поэтому качественно сопровождать данный процесс могут лишь компании с достаточным опытом и ресурсами», – резюмирует эксперт.

«В 2008 г. один из заказчиков «кинул» нашу фирму на внушительные для нас деньги – чуть больше миллиона рублей. Так как мы были молоды и неопытны, у нас сохранились акты на большую часть денег (почти на миллион) и мы решили наказать обидчика коллекторами, – пишет участник одного из интернет-фору­мов. – Morgan & Stout привлек своей рекламой, показалось, что это серьезная контора... такие дела (а наше дело было 100% выигрышным) они щелкают, как гопота семки (сохранено в редакции оригинала. – Прим. «Ко»). Были, конечно, и другие предложения, но мы купились на красивый фантик». Дальше экс-клиент Morgan & Stout описывает проблемы, с которыми он столкнулся, сотрудничая с указанным агентством: коллекторы подошли к вопросу возврата денег слишком формально и просто пытались дозвониться до должника, ежемесячно присылая «заказчику» отчет о том, что «клиент» не обнаружен. «Мы еще раз обратили внимание менеджера, что стоит съездить по такому-то адресу, где должник работает (строительный объект, где обидчик был подрядчиком, а мы его субчиками). Однако в ближайшие полгода мы получали одну и ту же фразу: на юр. адресе не обнаружен, на телефон не отвечает», – вспоминает участник форума. Все его общение с Morgan & Stout продолжалось порядка полутора (!) лет, но долг так и не был взыскан. «Сейчас договор с «Морганом» расторгнут по инициативе самого «Моргана», так как задолженность невозможно взыскать. Время упущено самим же Morgan & Stout. Больше с ними работать не будем ни-ког-да», – заключает недовольный клиент.

Серийный предприниматель

Несмотря на отдельных недовольных клиентов и роптание со стороны должников, которых Morgan & Stout «достает» своими телефонными звонками, ставка на работу с небольшими долгами, по всей видимости, оказалась правильной. Morgan & Stout за четыре года взобралось на пятую строчку в рейтинге крупнейших коллекторских структур РФ. «Скорее всего, фирме помог кризис, когда крупные банки и компании стали обращаться к ведущим коллекторам в связи со спиральным ростом задолженностей. Возможно, слова Morgan & Stout оказывают магическое воздействие на переговорах, – иронизирует Олег Душин. – Иначе как объяснить, что в 2008 г. состоялась сделка по покупке долгового портфеля между Morgan & Stout и ЗАО «Кредит Европа банк», которая была признана наиболее крупным контрактом года на рынке просроченной задолженности в России». В конце 2009-го между Morgan & Stout и ОТП-банком была заключена крупнейшая цессионная сделка (покупка портфеля просроченных обязательств на сумму 5,4 млрд руб.).
Несмотря на то, что коллекторский бизнес идет весьма неплохо, Димитрос Сомовидис уже сейчас говорит о перспективах выхода из него. «Есть такое понятие – «серийный предприниматель». Это как серийный убийца, только лучше», – шутит эксперт. Он причисляет себя именно к этой категории. Начиная бизнес с нуля, «серийный предприниматель» развивает его на протяжении 4–5 лет, а затем продает. «Это то, чем я занимался, занимаюсь и, наверное, буду заниматься», – резюмирует бизнесмен. Он намерен через пару лет работать над чем-то совершенно для себя новым, но пока не готов об этом рассказать. Напомним, что Сомовидис «засветился» в нескольких проектах из совершенно разных отраслей. До создания Morgan & Stout он продал сеть ресторанов быстрого питания «Прайм», которую также с нуля создал несколькими годами ранее. До этого он успел поработать в сферах консалтинга, недвижимости и страхования за рубежом. Что касается сделки по продаже доли в Morgan & Stout, то Сомовидис категорически отказался говорить о том, кому и на каких условиях собирается продавать бизнес. Учитывая, что портфель долгов, находящихся «в работе» у Morgan & Stout, оценивается самой фирмой примерно в 800 млн евро, Олег Душин полагает, что весь бизнес агентства может стоить от $250 млн и выше. «Интерес к покупке коллекторского агентства мог бы быть проявлен со стороны банков», – предположила Марина Дорохова. Но это лишь в теории, пока же примеров продажи крупных коллекторских агентств в отечественной истории не было, как нет и системы оценки их стоимости.

 


Выставленные на продажу долги физлиц ($, млрд)

2006 – 0,55

2007 – 0,70

2008 – 1,5

2009 – 2–2,5

2010* – 3–3,5

* Прогноз. По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн»


 

Еще по теме