Top.Mail.Ru
технологии и наука

Бизнес достал до Луны. Почти

В понедельник с мыса Канаверал к Луне стартовал частный модуль «Перегрин». Уже во вторник стало известно, что американский корабль цели не достигнет — в двигательной системе аппарата возникли неисправности, из-за чего он теряет топливо. Впрочем, неудачи не останавливают бизнес, желающий покорить спутник Земли. Зачем — разбиралась «Компания». 

Затмение длиной в полвека

В случае успеха «Перегрин» мог бы впервые за 50 лет повторить успех миссии НАСА «Аполлон-17» 1972 года. Тогда астронавты из США последний раз высадились на Луну. Почти полвека американцы не запускали на поверхность спутника Земли даже роботов.

Планировалось, что «Перегрин» станет вспомогательной миссией для пилотируемых высадок 2026 года. Его создание обошлось частным инвесторам, компании Astrobotic Technology, в $108 млн. Модуль нес 20 грузов, среди которых — аппаратура для мониторинга радиационной обстановки, инструменты для анализа состава лунного грунта и даже капсулы с прахом Джина Родденберри, создателя сериала «Звездный путь», и нескольких актеров сериала. И вот теперь неудача.

Незавидная участь постигла и первый частный модуль «Хакуто-Р», созданный японским стартапом ispace. Аппарат планировалось посадить на Луне в апреле 2023 года. В назначенный день модуль не вышел на связь, и ispace признала провал миссии. Причиной аварии стала жесткая посадка из-за закончившегося раньше времени топлива.

На борту «Хакуто-Р» были первый в истории Объединенных Арабских Эмиратов луноход Rashid для фотосъемки и анализа окружающей среды, робот-трансформер SORA-Q, разработанный в партнерстве с производителем игрушек, и CD-диск с песней SORATO японской рок-группы Sakanaction.

«США и Япония поощряют стартапы и коммерческие компании, заказывая у них всевозможные исследования», — объясняет интерес частных инвесторов из этих стран к космонавтике Иван Моисеев, руководитель Института космической политики. По его словам, даже несмотря на неудачу с «Перегрином», больше всего шансов успешно прилунить частный лунный модуль — у компаний из США.

еще по теме:
Обратная сторона Луны: во сколько обходится покорение спутника
Какие инвестиции делают ведущие космические державы в «покорение» спутника Земли и какая из них из них имеет шансы возглавить лунную гонку
Луна-25

Жесткие условия

По мнению Игоря Маринина, первого заместителя главного редактора журнала «Русский космос», члена Академии космонавтики им. Циолковского, сложно прогнозировать сроки, когда будет совершено первое успешное прилунение частного аппарата. 

Мягкие посадки на Луну удавалось провести только СССР, США, Китаю и Индии, создаваемые в рамках некоммерческих миссий.

«Любая страна, которая начинает исследовать Луну, наступает на грабли. Первые пуски, как правило, у всех проектов неудачные, за исключением, пожалуй, Китая. Российская “Луна-25”, к примеру, не выполнила полностью свою программу именно из-за большого перерыва в исследованиях Луны, управления лунными аппаратами, системами посадки и т. д. У Индии первый полет в 2019 году тоже оказался неудачным. Но специалисты спроектировали точно такой же модуль, усовершенствовали системы, давшие сбой в предшественнике. В результате вторая попытка в 2023 году увенчалась успехом», — рассказал Маринин.

Сейчас собственные лунные программы есть у США, Японии, Китая, Индии и России. Интересуются ближним космосом также Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Израиль.

С тем, что прилунить космические аппараты сложно, соглашается и Иван Моисеев. По его словам, у СССР было 12 неудачных пусков ракет, прежде чем в 1966 году произошла первая посадка на Луну. «Многие факторы просто нельзя проверить в условиях Земли, отсюда и такая высокая аварийность», — отметил он.

«Платиновая» Луна

Интерес к лунным программам эксперты, опрошенные журналом «Компания», связывают, во-первых, с тем, что на поверхности Луны обнаружили достаточные объемы воды. Это значит, что вместо воды, кислорода и водорода для двигателей в полеты на спутник Земли можно брать другой полезный груз. В результате стоимость пилотируемых полетов снизится. 

«Пилотируемые полеты в ближайшее время станут необходимостью, ведь второй важный фактор — дефицит редкоземельных металлов и металлов платиновой группы, которые используются электронной промышленностью. Их ресурс на Земле с учетом разведанных запасов, по подсчетам ученых Института космических исследований, — 30–40 лет. У США и Европы своих запасов этих веществ нет, поэтому они вынуждены закупать их у Китая», — отметил Игорь Маринин.

еще по теме:
Редкоземельная удача
Новый виток торговых войн дает шанс российским металлургам
Добыча металла

Он объяснил, что редкоземельные и металлы платиновой группы заносились на Землю с помощью метеоритов и комет. Но находить залежи ценных химических элементов на планете, где вода занимает 71% поверхности, очень тяжело. 

Разведанные мировые запасы металлов платиновой группы на Земле не превышают 90 тыс. тонн и распределены преимущественно между ЮАР (87,5%), Россией (8,3%) и США (2,5%). В то же время общая масса платины и платиноидов на поверхности Луны может составить до 14,1 млн тонн.

«У Луны нет водных океанов и морей. Кометы и астероиды, сталкивающиеся с поверхностью спутника Земли более 4,5 млрд лет, разносили все химические элементы по поверхности. Нынешние технологии позволяют освоить промышленную добычу на Луне», — добавил эксперт. 

Помимо металлов платиновой группы, на лунной поверхности можно найти никель, кобальт и другие редкие металлы астероидного происхождения.

Эксперты ожидают начала промышленной разработки лунных месторождений в ближайшие 20–25 лет.

«На Луне появятся первые лунные базы, не просто исследовательские, а для добычи ресурсов и использования их в космической технике вне Земли. Вывозить с Луны на Землю что-либо бессмысленно», — уверен Моисеев.

Для подтверждений научных подсчетов необходима масштабная геологоразведка Луны. Провести ее и создать оборудование для этих целей опять-таки могут частные компании, заключил Моисеев.

Еще по теме