Бизнес и НКО: взаимная выгода на пользу обществу
Как бизнес и НКО могут строить сотрудничество на взаимной выгоде и как помочь детям-сиротам в преддверии Нового года — в колонке для журнала «Компания» рассказывает программный директор благотворительного фонда «Дети наши» Светлана Строганова.
Сейчас КСО и ESG проекты приобретают все большую популярность в бизнес-среде. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, тренд на социальную ответственность со стороны как сотрудников, так и потребителей. Если компания делает «добрые дела», это значительно усиливает лояльность как внутри, так и вовне. Во-вторых, это понимание, в основном у крупного бизнеса, что все те ресурсы, которыми он обладает возможно вложить в изменение к лучшему мира вокруг. Многие компании сконцентрированы на развитии городов или областей, в которых они представлены, другие — решают определенные социальные задачи, независимо от региона.
Все эти тенденции не могут не радовать, особенно учитывая сложную внутри- и внешнеполитическую ситуацию, в которой мы пребываем уже не первый год.
От появления новых проблем старые, к сожалению, не решаются. И, несмотря на то, что, например, ковид принес небывалый всплеск внимания к волонтерской деятельности, благотворительность в России пока остается до конца не понятным феноменом для большинства населения.
Чем еще, кроме укрепления внутрикорпоративной культуры и лояльности клиентов, может быть полезен бизнесу благотворительный сектор?
В первую очередь — это снижение тревожности сотрудников. А эта задача сейчас актуальна, как никогда. Помощь другим — это защитный механизм психики, недооценивать который не стоит. Неконтролируемым и непродуктивный стресс, сопряженный со многими неприятными последствиями для организма, «излечивается» за счет системного упорядочивания мира вокруг себя. Это помогает человеку вернуть контроль над ситуацией и снизить тревожность.
Большинство социально-ориентированных и заботящийся о своих сотрудниках компаний итак это понимают. Но тут встает вопрос: как выбрать фонд для сотрудничества? И стоит ли искать посредников?
Как человек, работающий в благотворительности уже шесть лет, я никого не удивлю, ответив: да, посредники в этом вопросе необходимы.
Объяснить мою позицию очень просто: когда болят зубы, мы не идем за помощью к окулисту или к соседу. Человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, будь то серьезное заболевание, детский дом или что угодно из длинного списка проблем, которые решают НКО, необходима профессиональная помощь.
В вопросах медицины это уже в принципе почти стало общепринятой нормой: помогать должны профессионалы, не только врачи, но и люди, которые не навредят ни подопечному, ни его семье.
А в вопросах, например, детей-сирот такого понимания пока нет. К сожалению, в нашем обществе принято считать детский дом приемлемым явлением. А это далеко не так. Детский дом — то место, в котором ребенок никогда не должен оказаться, потому что учреждение не способно дать всего того, что необходимо для гармоничного развития.
Ребята в детских домах не получают базовых бытовых и социальных навыков, у многих снижена мотивация и страдает успеваемость, они совершенно не имеют представления о мире профессий и у них нет возможности осознанно выбрать свой жизненный путь. Этот список можно продолжать долго. Но в результате все заканчивается тем, что подросток 16-18 лет внезапно для самого себя оказывается один (без семьи, без воспитателей, вообще без чьей-либо поддержки) в мире, от которого был изолирован на протяжении многих лет. Как жить в обществе он не знает, а общество относится к нему, как минимум, настороженно.
Думаю, не стоит объяснять, почему это важно и для тех, кто никогда в жизни не соприкасался системой детских учреждений. Выпускники детских домов — социально неадаптированные и не готовые интегрироваться в общество, как ни крути, становятся частью этого общества. Это наши соседи, коллеги, наше окружение, от которого нам никуда не деться. И в наших интересах сделать это окружение максимально благополучным.
Мы в фонде «Дети наши» проводим ежегодное исследование среди выпускников подшефных нам учреждений, которое показывает, что ребята, активно участвовавшие в проектах фонда становятся более благополучными в самостоятельной жизни.
Как выбрать НКО, с которым вы сможете плодотворно сотрудничать? Здесь придется потратить некоторое время и усилия.
Во-первых, стоит определиться с направлением. Лучше всего выбрать сразу несколько, потому что благотворительность никогда не должна навязываться «сверху». Кому-то откликается проблема детей-сирот, кто-то хочет помогать пожилым или животным, кого-то больше всего волнуют вопросы экологии и т.д.
Когда выбрано направление деятельности, стоит составить список организаций, занимающихся решением этого вопроса. Здесь могут помочь платформы-агрегаторы («Все вместе», «Благо.ру», «Нужна помощь» и т.п.), которые проводят, ко всему прочему, еще и тщательную проверку. И присутствие на таких платформах — верный знак, что фонд достоин доверия.
Можно посоветоваться с коллегами, узнать об их опыте взаимодействия с благотворительными организациями. Обязательно проверьте или запросите у выбранной организации информацию об опыте работы, квалификации команды, реализуемых проектах, проверьте документацию и отчетность на сайте.
Следующий этап — выбрать формат взаимодействия и договориться о желаемых результатах. От бизнеса часто можно услышать, что некоммерческий и коммерческий сектора «говорят на разных языках». Несмотря на то, что НКО в последние годы активно развиваются, часто это действительно так. Поэтому важно еще «на берегу» договориться о том, чего вы ждете от вашего взаимодействия и какие варианты сотрудничества фонд может вам предложить.
Например, если ваши сотрудники хотят помогать детям-сиротам, приезжая к ним с мастер-классом по мыловарению, скорее всего, вы не найдете общий язык с профессиональной организацией, занимающейся вопросом сиротства. Просто потому, что мы знаем, что нужно детям, и это не разовые визиты незнакомцев, не подарки, а системная помощь.
Но мы, например, часто приглашаем наших партнеров на профориентационные мероприятия для ребят. Это полезно для наших подопечных и, несомненно, удовлетворяет потребность лично «забить гвоздь» в решение проблемы.
Далее мы подписываем с нашими партнерами договор, в зависимости от выбранной формы взаимодействия. А вариантов много: это и пожертвования (с участием сотрудников или без, во время участия в акциях или без оного), социальный маркетинг, pro bono и так далее.
И в конце, это уже полная ответственность фонда, — мы отчитываемся о проделанной работе, о потраченных средствах, о подопечных, которым удалось помочь благодаря сотрудничеству.
Многие боятся финансовой помощи НКО, потому что считают, что она обезличена. Да, мы собираем деньги на работу программ, а не на адресную помощь, но мы работаем с людьми, и каждое пожертвование — это вклад в изменение чьей-то жизни, индивидуальная помощь кому-то из наших подопечных.
Сейчас, перед Новым годом, у многих компаний встает вопрос об организации мероприятий, в том числе и благотворительных, для сотрудников.
Фонд «Дети наши» уже 16 лет помогает воспитанникам детских домов подготовиться к самостоятельной жизни после выхода из учреждения. Мы знаем, в чем нуждаются ребята и сопровождаем их как до, так и после выпуска.
Мы уже много лет сотрудничаем с крупным и средним бизнесом и можем предложить взаимовыгодные условия сотрудничества.
Нам доверяют: BBDO Group, Росатом, СК «Согласие», Antal Russia, МЕДИА1, РА Медиаистинкт, Асна, Bain & Company и многие другие.
В этом году мы в десятый раз проводим нашу ежегодную новогоднюю благотворительную акцию для сотрудников компаний «Дарите навыки вместо игрушек!» Акция готова под ключ. Фонд предоставляет компании необходимые информационные материалы. Каждая компания-участник получает собственную онлайн-страницу для корпоративного сбора, где сотрудники смогут сыграть в игру с Дедом Морозом и выбрать правильные подарки для ребят из детских домов. А после завершения акции фонд в течение года присылает отчеты об успехах ребят, которым помогли сотрудники компании.
Все собранные средства будут направлены на работу программы «В большой мир», направленную на социализацию, дополнительное образование, профориентацию воспитанников детских домов.
Благодаря участникам акции наш подопечные получат возможность:
-
обучаться полезным навыкам через кружковую работу;
-
развивать социализацию через каникулярные программы;
-
готовиться к поступлению в вузы и ссузы;
-
получить поддержку индивидуальных волонтеров-наставников;
-
консультироваться с юристом по жилищным и многим другим вопросам;
и многое другое.
Мы призываем социально-ответственные компании присоединиться к акции и помочь детям из детских домов получить шанс на достойное будущее!
Чтобы организовать акцию в своей компании, направляйте заявки на адрес ebochkareva@detinashi.ru