Top.Mail.Ru
бизнес

Бизнес из гаража: как российские микропредприятия покоряют мир

Фото: Анна Орешкина Фото: Анна Орешкина

Истории в стиле Билла Гейтса о том, как из гаражного бизнес-проекта выросла глобальная корпорация, не такая уж редкость для сегодняшней России. В качестве примера — несколько вдохновляющих историй из Удмуртии, где в некогда заброшенных советских цехах сегодня делают по-настоящему уникальные продукты, востребованные во всем мире.

Заточено по-удмуртски

В декабре 2012 года Алексей Худяков стоял в почтовом отделении на окраине Ижевска, в руках — пять коробок из-под обуви, внутри — завернутые в газету станки для заточки ножей, сделанные вручную в гараже. Первые посылки заказчикам, которые должны показать, есть ли спрос на подобное оборудование, получилось ли попасть в яблочко. Спустя почти 10 лет основатель компании TSPROF, или «Техностудия Профиль», проводит журналистов по третьему производственному участку. Цех в промпарке «Металлургический» работает круглосуточно, в четыре смены — здесь производят заточные станки для отправки покупателям в 86 стран мира.

Их особенность в том, что они позволяют человеку без особых навыков заточить нож как профессиональный точильщик, с выдержкой угла заточки.

Сегодня в штате «Техностудии Профиль» 160 человек, у компании — современный парк высокоточного оборудования, центр лазерной резки.

Клиент компании, по словам Алексея Худякова, любой человек, кто пользуется ножом — от перочинного до ледобура, но основная доля продукции приобретается профессиональными заточниками, коллекционерами холодного оружия и охотниками.

По словам руководителя, выручка всей группы TSPROF — порядка 400 млн рублей в год. В 2021 году компании присвоен статус инновационного предприятия. Фонд содействия инновациям выделил бизнесу грант в 20 млн рублей, что и позволило запустить новый участок в «Металлургическом», который практически сразу стал загружен на 95%.

Кроме того, компания приступила к новым проектам: разработке гаджета — первого в мире прибора с электронным угломером Axicube, который позволяет контролировать угол на всей режущей кромке в процессе заточки. Следующая итерация будет идти со встроенным WiFi-модулем и дополняться мобильным приложением.

Основатель компании ожидает, что через год-два по всему миру будут появляться аналоги такого оборудования, что доказывает статус небольшой российской компании как глобального трендсеттера.

ножи TSPROF

В 2016 году ижевское предприятие вышло на американский рынок, после видеообзора станка у одного из популярных блогеров на почту основателя поступили заказы на несколько миллионов долларов. «Сначала подумали — какой-то спам, но потом оказалось реальные покупатели. Но в тот момент мы были не готовы такой поток обеспечить», — вспоминает Худяков.

Сейчас у TSPROF — собственные склады в США, откуда идут поставки по заказам на eBay и Amazon, чему поспособствовал Центр поддержки экспорта Удмуртии. Худяков признается, что в феврале — апреле экспорт прекратили, так как сначала ужесточились требования по сертификации экспортной продукции, а сразу после того, как система наладилась, начались санкции.

Однако пути решения есть. Из-за логистических и финансовых проблем товар подорожал на 30-40%, но тем не менее клиенты все равно покупают, так как крупные американские бренды типа Work Sharp и китайские реплики уступают по качеству, функционалу и эстетичности, хотя и предлагают оборудование дешевле.

«Рынок границ не имеет, и мы стремимся выходить во все доступные для нас страны», — подчеркивает Худяков.

В России действует более 70 промышленных и технопарков. Открытие свыше 40 из них было субсидировано государством в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Еще 14 подобных объектов планируется построить до конца года.

На эти цели из бюджета выделено более 13,5 млрд рублей.

Совокупно в промпарках размещено 1,9 тысячи производственных предприятий. Предприниматели отмечают, что это одна из самых действенных мер поддержки: в технопарках можно получить льготы и быстро запустить производство на готовой инфраструктуре. О том, какие возможности бизнесу и гражданам здесь и сейчас дают нацпроекты, рассказывает АНО «Национальные приоритеты».

Промпарк «Металлургический» появился на площадке завода Ижмаш, построенной в 1980-х годах. К 2015-му, вспоминает президент региональной сети промпарков «Развитие» Михаил Ромашов, комплекс прошел несколько процедур банкротства и пришел в состояние полного упадка. В 2015 году была запущена реновация первой очереди — началось строительство 12 тыс. кв. метров промышленного парка.

«Мы видели своей задачей создание инфраструктуры для предпринимателей по модели вилка — в розетку и начали производить продукцию», — рассказывает Ромашов. Такой подход дает возможность значительно сократить срок запуска, так как от выбора участка земли до старта производства обычно проходит около 3–5 лет. Малому и микробизнесу такие долгие инвестиции не потянуть, да и бизнес-идея за этот срок может устареть, поэтому новые производственные корпуса быстро заполнились. В 2019 году «Развитие» выиграло конкурс на расширение промпарка в рамках нацпроекта — государство обязалось возместить часть затрат в размере 500 млн рублей за счет бюджетных субсидий.

Так появились новые корпуса площадью 18 тыс. кв. метров, которые были заняты еще до сдачи.

«Реализовать такой масштабный проект невозможно без помощи государства. Если строить только за счет частных инвестиций, то стоимость 1 кв. метра будет около 50 тысяч и арендная ставка должна быть примерно 500 рублей, чтобы окупить вложения. Это нереальная цифра для промышленности, так как комфортная ставка для регионов — 250–300 рублей за кв. метр в месяц», — подчеркивает Ромашов.

На сегодняшний день на освобождающиеся площади — 5–6 интересантов, которые хотели бы расшириться, подчеркивает Михаил Ромашов. По его словам, ГЧП хорошо отработало: в 2021 году наши резиденты достигли оборота порядка 5 млрд 600 млн рублей, заплатили более 400 млн рублей налогов.

Всего в «Металлургическом» — 28 компаний-резидентов, преимущественно бизнес, который начинался с гаража и с приходом в производственные помещения класса А получил возможность развиваться, повышать культуру производства, запускать новые продукты, в том числе замещающие импортные.

алюминиевые опоры освещения

С амбициями на миллиардный рынок

Среди резидентов «Металлургического» — научно-производственное предприятие «ГидроКуб» которое разрабатывает и производит гидравлическое и пневматическое оборудование, например сертифицированные подъемники для перемещения автомобилей между уровнями. Бизнес начинался 6 лет назад с 80 тыс. заемных рублей, которые потратили на создание одностраничного сайта и покупку первого станка, который поставили в гараже. Сейчас в компании трудится более 60 человек, оборот достиг 150 млн рублей, а заказы идут из России и стран СНГ. Расти есть куда: по оценкам специалистов компании, емкость российского рынка только автоподъемников — более 100 млрд рублей.

«Была небольшая тряска в начале года, сейчас встаем на ноги — пополняем портфель заказов. По объемам выручки в прошлом году выросли в два раза. Надеемся и в этом году прибавить», — уверяет гендиректор компании «ГидроКуб» Константин Кузнецов.

Производитель ищет продукт, подходящий под массовое производство, чтобы стабилизировать спрос, тем более что затраты на дорогое оборудование удалось оптимизировать: технику взяли в аренду в центре коллективного пользования промпарка. Его создание было предусмотрено нацпроектом «МСП».

Почти два года назад закончилась реконструкция центральной площади Ижевска, и в городе появились алюминиевые мачты освещения польского производителя. Эстетически они сильно выигрывали у столбов, которые традиционно устанавливаются в городах. Так, у будущего основателя компании «Алюмпарк» Евгения Дорфа появилась мысль запустить создание аналогов в России. Популярное польское и китайское оборудование разобрали, изучили, адаптировали к российским реалиям и требованиям строительного законодательства и запустили производственную линию 22 марта 2022 года. К этому моменту задача импортозамещения стала еще актуальнее.

Начали с производства опор, но поняли, что существующие на рынке светильники с опорами не дружат — разработали комплексное решение, которое на 79% локализовано в России. Основные партнеры нашлись здесь же, в металлургическом промпарке.

За 4 месяца компания уже поставила мачты освещения в 12 российских городов, портфель заказов на ближайшее время — около 19 млн рублей. Основные рынки сбыта — регионы с морским побережьем, так как алюминиевые опоры с запатентованным покрытием, которое осуществляет другой резидент технопарка ООО «25 микрон», не ржавеют и служат 50 лет.

План реализации стартапа «Алюмпарк» по этому году — 60 млн рублей и амбиции расти в 10 раз ежегодно. А для этого участвуем в российских выставках, презентовали свою продукцию на выставках Казахстана, на очереди — Узбекистан.

Конкурировать, по словам Евгения Дорфа, приходится не только с иностранными производителями, но и с поставщиками стальной продукции.

«Она существенно дешевле, поэтому мы ведем активную работу по автоматизации и роботизации производства для снижения себестоимости», — подчеркивает Дорф.

Еще один бизнес федерального масштаба, который вышел из гаража и сейчас располагается в парке «Металлургический», — производство автоприцепов. Первый прицеп команда Андрея Мельникова продала в 2014 году, сейчас ООО «Компонент» производит более 40 разновидностей техники и допоборудование для транспортировки лодок, велосипедов, снегоходов, которое продают от Архангельска до Владивостока. Всего реализовано более 50 тысяч прицепов, и спрос увеличивается, в том числе за счет расцвета внутреннего дикого туризма.

В прошлом году компания локализовала производство пластиковых крышек на прицеп, заместив продукцию популярного шведского бренда. Сейчас тестируют рессору, которая должна будет заменить поставляемую из Германии.

Основные поставщики оборудования для гидроразрыва нефтяного пласта (технология увеличивает отдачу) — Китай и США. Сейчас потеснить их на российском рынке пытается ижевское СП «Омега». Компания существует с 2007 года, восемь лет у нее ушло на поиск решений, которые не уступали бы по эксплуатационным характеристикам импортным аналогам и совмещались с большинством флотов. В 2015 году запустили производство, а с 2017-го ощутили активный рост. Сегодня, по сравнению с 2020 годом, объемы увеличились на 50%, глубина загрузки оборудования возросла с трех до шести месяцев. Это сказывается на выручке компании. Если в 2021 году оборот составил 950 млн, в этом планируют достичь показателя в 1 млрд 200 млн рублей.

оборудование

«На ГРП приходится около 10% совокупного рынка нефтесервисных услуг — 130 млрд рублей от 1, 3 трлн. Мы в лучшем случае занимаем 5% рынка ГРП — есть потенциал для роста, — отмечает замдиректора по развитию компания Константин Мокрушин. — Сейчас для этого ищем партнеров, которые помогут с локализацией компонентов. Основная проблема — кованые заготовки, из которых сделают корпуса кранов. К ним из-за работы под высоким давлением предъявляются высокие требования по механическим свойствам, а российские металлопроизводители также их обеспечить не могут».

Комбучист из Ижевска

Уход иностранных производителей газировки с российского рынка вынес на прилавки магазинов волну псевдоколы, но Максим Чашкин уверен, что пришло время комбучи. В мировых масштабах около 10% ритейла безалкогольных напитков приходится на напитки из чайного гриба.

Ради комбучи Максим Чашкин сменил кабинет главного химика на пермском авиационном заводе на цех по производству ферментированных продуктов в ижевском промпарке. Здесь он и глава, и единственный сотрудник. «На старте была иллюзия, что удастся совмещать собственный проект и наемную работу. В итоге решил уволиться, продал квартиру и вложил средства в свое дело», — вспоминает начинающий предприниматель.

В индустриальном парке «Развитие» арендовал помещение, приобрел оборудование и «породистый» SCOBY (чайный гриб). С холодильным оборудованием для реализации помогли в Удмуртском фонде развития предпринимательства — стартапер получил льготный заем под 5% годовых по нацпроекту «МСБ».

Первую партию разлили в декабре 2021 года, поставили в региональную сеть «Гастроном». Но все 200 литров, по словам Максима Чашкина, пришлось выпить самим: с непривычки покупатель не оценил.

Тем не менее знакомство с давно забытым напитком продолжалось. По собственным оценкам предпринимателя, в Ижевске напиток попробовали уже около 2,5 тыс. человек — 90% дали положительную оценку.

чайный гриб

Сейчас месячные продажи вышли на уровень в 800 литров. Напитками от «Комбучиста» заинтересовались ресторанные холдинги и бары. Чашкин осуществляет первые поставки в Пермь и ведет переговоры с барменами Санкт-Петербурга. Целевая аудитория бренда — платежеспособная молодежь от 25 до 35 лет, которая ищет что-то новое и полезное.

Сам предприниматель тоже постоянно пробует новое — взращивает культуры на солоде, матче, модном кипрее, кофе: «Есть мысли о горячих напитках — пастеризованных, которые дадут возможность диверсификацию провести, так как зимой холодные напитки никто пить не захочет. Уже обсудили идею с владелицей мятной фермы в Ижевск».

Производственные мощности «Комбучиста» — до 1000 литров в месяц. Их основатель бренда производит один, «врукопашную».

«Для меня есть граница, только, переступив которую, буду готов принимать ресурсы от сторонних инвесторов, — говорит предприниматель. — Обычно люди хотят половину бизнеса, вложив только деньги, без собственно себя. Поэтому решил двигаться мелкой поступью сам до момента, пока не скажу себе: “Я больше не могу!”. Пока так говорит только жена, когда я возвращаюсь в три часа ночи».