Бизнес может "уйти в подполье"
Правительство России хочет уже в следующем году дать регионам право вводить дополнительный 3-процентный налог с продаж. Для ритейлеров это означает, что придется пересматривать планы по развитию бизнеса в сторону их сокращения, а для государства - что не стоит рассчитывать на ощутимый рост экономики.
В последние несколько лет бюджет РФ испытывает особую нагрузку: крупные стройки к Олимпиаде и чемпионату мира по футболу, присоединение Крыма и бездонные региональные дорожные фонды - все это требует огромных вложений. О дефиците бюджета говорят уже который год, и правительство ищет источники дополнительного финансирования, предлагая усилить налоговую нагрузку на бизнес и российских граждан. Так, сейчас бурно обсуждается вопрос, как увеличить налоговые поступления в бюджет. Рассматривается два варианта: или ввести 3-процентный налог на прибыль, или увеличить НДС до 20% уже со следующего года. Чиновники также угрожают повысить отчисления в ФОМС и поднять НДФЛ на два процентных пункта. Эти инициативы болезненно восприняло не только деловое сообщество, но даже Минфин и Минэкономразвития, которые констатируют: России грозит полная остановка экономического роста.
2014 г. выдался сложным для ритейлеров: девальвация рубля разогнала инфляцию, в результате чего цены на многие товары выросли на 10-12%, так как в ряде сегментов высока доля импорта. На обувном рынке даже те компании, которые имеют собственные фабрики в России, делают обувь из импортных комплектующих, поэтому "утяжеление" себестоимости производства напрямую отразилось на ценах для потребителей. В итоге в целом по отрасли наблюдаются замедление роста спроса и даже снижение продаж, поэтому, дабы привлечь покупателей, многим пришлось проводить дополнительные стимулирующие акции, раньше срока устраивать распродажи. Это тревожная тенденция перед началом нового сезона, в котором также ожидается повышение цен на изначально более дорогую коллекцию "осень - зима".
Любая дополнительная налоговая нагрузка на бизнес затормаживает его развитие - это основы экономической теории. Растущие налоги вынудят ритейлеров повышать цены, что в конечном итоге отразится на покупателях, и последние начнут экономить. А это значит, что будет сложнее решать задачи повышения конкурентоспособности российского бизнеса, импортозамещения, инновационного развития. Есть еще и социальный аспект: будет создаваться меньше новых рабочих мест. Эффективность введения налога с продаж вызывает сомнения: ведь подобную меру уже пытались внедрять в 1990-х и 2000-х. Тогда уровень собираемости этого налога был очень низким - не более 30% (по данным ЦМИ Сбербанка). Малый и средний бизнесы просто ушли в тень. Сейчас чиновники рассчитывают на более высокий процент собираемости, ведь доля цивилизованной розницы и крупных сетей в товарообороте с тех пор увеличилась до 22%. Однако это приведет к ситуации, когда крупные ритейлеры станут послушно платить налоги, теряя конкурентоспособность перед лицом уличной торговли. Рынок же будет наполняться контрафактом и "серыми" продавцами, которые не дают гарантии ни качества, ни безопасности продукции.
К тому же введение налога с продаж нивелирует все меры по либерализации налогового законодательства, предпринимавшиеся в предшествующие годы. Небольшие предприятия, работающие по "упрощенке", будут вынуждены нести дополнительные расходы и оснащать торговые точки кассовыми аппаратами. Для мелкого бизнеса зачастую эти затраты являются критическими, поэтому предприниматели встанут перед выбором - либо "уйти в подполье", либо свернуть дело.
Антон Титов, директор группы компаний "Обувь России"