Top.Mail.Ru
архив

Бизнес на доверии

Компания Cisco для себя поместила Россию в категорию «быстро развивающихся рынков». В «списке Cisco» рядом с нами оказались страны СНГ, Латинской Америки и Африки. О том, как будет строиться работа компании в этих не самых благополучных с точки зрения ИТ-оснащенности регионах, «Ко» рассказал президент Cisco по быстро растущим рынкам Пол Монтфорд.

 

Четвертый квартал 2004 года и весь 2005-й финансовый год (он окончился 30 июля) были для Cisco успешными. Чистая прибыль компании за 4-й квартал 2004 года составила рекордные $1,5 млрд. По итогам 2005-го финансового года темпы роста акций на 40,3% превысили прошлогодние показатели. По мнению руководства компании, достигнуть этого во многом удалось благодаря верно реализованной программе «перекройки» карты мира на регионы. С 31 июля этого года Cisco делит мир на пять частей: США и Канада, Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Япония и так называемые «быстро растущие рынки». Пока не ясно, что больше поспособствовало успехам американской компании: принцип «мысли глобально – действуй локально» или благоприятная рыночная конъюнктура.

 

«Ко»: Какие страны вы отнесли в разряд развивающихся?

Пол Монтфорд: По нашей методологии, мы причисляем к быстроразвивающимся (emerging markets) 129 стран. Это страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, Ближнего Востока и Африки. Территориально они занимают 2/3 суши и 23 часовых пояса, в них проживает 34% населения планеты. Колоссальные территории!

К сожалению, многие из этих государств в настоящее время претерпевают процесс политической трансформации, то есть переходят к капиталистической экономике, от апартеида к демократическому строю и так далее. Средний уровень проникновения Интернета здесь редко превышает 8%. Значительная часть этих стран обладает существенными запасами полезных ископаемых. Так, в развивающийся макрорегион вошли 16 стран – крупнейших добытчиков нефти, контролирующих в сумме 85% всей мировой добычи. Имея на руках значительные средства, полученные от экспорта природных ресурсов, эти государства получают возможность быстро модернизировать свою экономику. Другой вопрос, что эта возможность не должна быть упущена.

 

Чем руководствовалась ваша компания, когда создавала новую схему деления мира на регионы?

– Мы захотели посмотреть на мир по-новому, отделить развивающиеся рынки от более развитых. Это необходимо для того, чтобы направить наши инвестиции туда, где они действительно нужны и где мы получим наибольшую отдачу на вложенный капитал. Если посмотреть на нашу старую модель управления, то можно увидеть, что шанс получить инвестиции в первую очередь имели Англия, Франция, Германия, Испания, Италия и лишь потом все остальные страны.

Теперь же Россия для меня – страна номер один. В самом ближайшем будущем мы намерены увеличить объем наших инвестиций в Россию на 33%. При этом я имею в виду не только финансовые вливания, но и человеческие ресурсы. В настоящее время разрабатывается трехлетний бизнес-план: мы ищем конкретные проекты для долгосрочных вложений.

 

Каковы могут быть последствия включения России в регион быстроразвивающихся стран? Чего стоит в связи с этим ожидать нашей стране в ближайшие 2-3 года?

– Президент России заявил о намерении удвоить ВВП к 2010 году. Но такой рост невозможен без значительных инвестиций в информационные технологии. Успех или неуспех России на мировом рынке будет во многом зависеть от ее способности обеспечить увеличение производительности труда. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы вместе с нашими российскими заказчиками добиться этого за счет инвестиций в современную ИТ-инфраструктуру.

 

– Насколько, по-вашему, увеличение производительности труда повысит конкурентоспособность российской экономики?

– Колоссально. Знаете, максимизация отдачи от каждого сотрудника – это принцип нашей компании, благодаря которому мы сумели существенно снизить издержки по сравнению с конкурентами. Так, например, в ИТ-отрасли у нас самая высокая производительность труда в мире: доход, который приносит компании один сотрудник, составляет примерно $720 000 в год. Ближайший конкурент имеет показатели лишь в $450 000 – 460 000.

 

И каким образом вы этого добились?

Секрет прост – налаженные каналы коммуникации. Все или почти все, что мы делаем, выложено в Сеть – графики, планы, необходимые для работы документы, сообщения. Это дает любому нашему сотруднику возможность полноценно трудиться, в какой бы точке мира он ни находился.

Мой личный смартфон Treo 650 постоянно подключен к Интернету и синхронизирован с рабочим компьютером. Я могу в любую минуту проверить e-mail, прочитать сообщения ICQ, просмотреть свой график встреч. Мы выдаем такой смартфон каждому сотруднику компании и, поверьте, эффект потрясающий.

Кроме того, я рекомендую всем российским управленцам задуматься о предоставлении своим сотрудникам высокоскоростного доступа в Интернет за счет компании. Это очень важно. Когда мы ввели такую практику у себя в Cisco, производительность труда моментально возросла на 20%. Человек, приходя домой, мог продолжать работать – у него появился доступ ко всем необходимым инструментам, приложениям и документам через виртуальные частные сети (Virtual Private Network или VPN) в защищенном режиме.

 

– Вам не кажется, что в описанной вами рабочей модели растет не производительность труда, а его интенсивность?

– Нет, растет именно производительность. Потому что, имея в своем распоряжении такой набор инструментов, человек может грамотнее сбалансировать свою нагрузку. Ведь не все способны эффективно работать с 8 утра до 5 вечера. Есть «жаворонки», есть «совы»: кому-то ночью работается лучше. Мы даем своим сотрудникам такую возможность.

 

Как можно охарактеризовать российский ИТ-рынок на сегодняшний день? Чем бы вы объяснили низкий уровень проникновения Интернета в стране?

– Это очень серьезный вопрос. По данным Минсвязи РФ, показатель проникновения Интернета в России сейчас составляет 11%. Однако мало кто задумывается о том, что, если вычесть из этой группы людей, использующих dial-up, цифра вряд ли превысит 1%. Поэтому ситуация довольно грустная: в России сейчас нет широкополосной связи, развитой до сколько-нибудь приемлемого уровня. И это очень мешает развитию вашей страны. Хотя бы потому, что России очень трудно привлекать иностранные инвестиции в ИT-отрасль. У нее просто нет достаточной инфраструктуры для того, чтобы западные компании заходили на рынок.

В настоящее время мы активно работаем с операторами связи и провайдерами, пытаемся вместе с ними строить сети нового поколения, внедрять услугу Triple Play (передача по одному проводу голоса, видео и данных). Наша главная задача – сделать так, чтобы как можно больше людей были заинтересованы в использовании Интернета и его сервисов. Другая задача – снизить стоимость этих сервисов. Ведь не секрет, что в России далеко не все могут позволить себе платить за доступ в Интернет.

 

Если верить результатам исследований, проведенных в этом году компанией IDC, то в настоящее время мировой ИТ-рынок ощущает сильный дефицит квалифицированных кадров. Дефицит настолько острый, что он может сказаться на конкурентоспособности европейского рынка высокихтехнологий. С чем это связано и как решать даннуюпроблему?

– Ситуация с нехваткой квалифицированных кадров сложилась в первую очередь по причине непрогнозируемо бурного роста рынка сетевых и информационных технологий. Знания, которые студенты получают в большинстве как российских, так и западных вузов, не позволяют им сразу после выхода из стен альма-матер эффективно включиться в работу. Потому что все, чему их учили, успевает к тому времени устареть. Конечно, существует большое количество специализированных ИT-курсов. Но они в большинстве своем дают теоретические знания, а не практические навыки. На рынке же востребованы опытные специалисты, способные брать на себя полную ответственность за выбранный фронт работ.

Адекватных рыночной конъюнктуре курсов катастрофически не хватает для того, чтобы подготовить достаточное количество специалистов. Именно поэтому мы и начали реализовывать программу по созданию сетевых академий Cisco.

В России мы хотели бы повторить наш венгерский опыт. Там появление академии Cisco позволило очень быстро решить проблему недостатка квалифицированных кадров. Мы бесплатно предоставляли оборудование, программное обеспечение, лаборатории, учебные программы, а наши партнеры – помещения. За счет того, что наши учебные программы обновляются каждые 12 месяцев, они не успевают потерять актуальность.

 

А не слишком ли это дорогое удовольствие – создание собственных академий?

– Это чрезвычайно дорогое удовольствие! Честно говоря, мы ничего на своих академиях не зарабатываем. Так что формально этот проект можно назвать филантропическим. Хотя отказываться от него мы не собираемся, ведь академии – это фундаментальный старт для будущего роста производительности труда. Чем больше квалифицированных сотрудников мы выпустим, тем лучше для ИT-отрасли, следовательно, и для Cisco. Как, впрочем, и для России. Поэтому российским компаниям было бы полезно использовать свои доходы от нефти и газа для развития несырьевых отраслей, чья продукция обладает значительно большей добавленной стоимостью.

 

Какими принципами руководствуется Cisco при выборе дистрибуторов? Бытует мнение, что в России нелегко найти надежных бизнес-партнеров.

– Перед входом на новый рынок мы тщательно анализируем его и отбираем только самое лучшее – компании, проекты и так далее. Когда мы оцениваем качество работы партнера, то смотрим на его компетентность в плане общения с клиентами и ни в коем случае не на объемы продаж. Когда подписываешься под объемами, заключаешь сделку с дьяволом. Ведь если продажи делаются исключительно с целью повысить количественные показатели, пусть даже и в ущерб всему остальному, включая комфорт заказчика, то в конечном итоге выигрыша не будет. Поэтому мы поощряем наших дистрибуторов за инвестиции в технологии, в развитие собственного потенциала. Это наше ноу-хау. Мы были первыми в отрасли, кто предложил такой подход к партнерству. Сейчас и другие компании начинают следовать аналогичному принципу.

 

Каких финансовых результатов Cisco достигла в России?

– Мы вполне довольны тем, чего нам удалось добиться в России. Чистый объем продаж за IV квартал 2005 финансового года составил $6,6 млрд, что на 11,1% больше, чем за тот же период в 2004 году ($5,9 млрд), и на 6,4% больше, чем за III квартал 2005 финансового года ($6,2 млрд). В целом по России и странам СНГ объем продаж в 2005 финансовом году вырос на 32% по сравнению с прошлым.

Впрочем, мы лишь в начале длинного пути. Нужно подключать к Интернету школы, библиотеки, почтамты, чтобы доступ к Сети могли получить даже самые необеспеченные слои населения. Только вдумайтесь: не все почтовые офисы в России связаны друг с другом через Интернет. Это же по сути своей недопустимо. Институты здравоохранения, государственные органы – вашей стране остро нужны быстрые, надежные и функциональные сети.

 

Какие сегменты российского ИТ-рынка наиболее привлекательны для вашей компании?

– Лично я считаю, что в России надо намного активнее развивать IP-телефонию. Ваша страна имеет потенциал для повторения пути, который уже прошли Европа и США: как только там появилось достаточное количество приложений для IP-телефонии, традиционная телефонная связь быстро отмерла. Другое перспективное бизнес-направление – компьютерная безопасность. Ведь чувство безопасности жизненно необходимо для создания атмосферы доверия. А доверие – самое главное в нашем бизнесе.

 

Что такое Cisco Systems

Год основания: 1984

 В России: с 1994 года

 Сфера деятельности: сетевые технологии.

География: компания продает свою продукцию более чем в 110 странах мира (как самостоятельно, так и через дистрибуторскую сеть).

Штаб-квартира: Сан-Хосе, штат Калифорния

Штат: около 38 000 человек

Главные конкуренты: Nortel Networks, Lucent Technologies, Avaya, 3Com, Huawei

Крупнейшие клиенты в России: Центробанк РФ, Сбербанк, «Газпром», ЛУКОЙЛ, ММВБ, Центр управления полетами, МПС

 

Резюме Пола Монтфорда

Профессиональный опыт:

с 2005: президент Cisco Systems по быстро растущим рынкам

2001 – 2005: старший вице-президент Cisco по международным продажам 2000 – 2001: вице-президент Cisco по традиционным операторам связи в регионе ЕМЕА

1999 – 2001: вице-президент Cisco по продажам в телекоммуникационном секторе в регионе ЕМЕА

1998 – 1999: вице-президент Cisco по Великобритании и Ирландии

1996 – 1998: управляющий директор Cisco по Великобритании и Ирландии. До этого занимал ключевые посты по продажам в компаниях Azlan, Retix, Arix Systems и Norsk Data.

Еще по теме