Бизнес на новосельях
Строительный бум вызвал подъем смежных отраслей. Сразу две австрийские компании, специализирующиеся на ламинате, отделочных материалах и мебельных ДСП, открывают этой весной свои производства в России: Kronospan Holdings – в Подмосковье, Egger – в Ивановской области. Обе входят в число крупнейших мировых переработчиков древесины.Kronospan владеет 26 предприятиями в 14 странах мира, Egger – 15 заводами в пяти европейских государствах.
Kronospan начала строительство завода в России в конце 2002 года. Руководство компании утверждает, что их предприятие станет самым крупным в российской деревообрабатывающей отрасли по объему инвестиций (общий объем около 500 млн евро, порядка 200 млн из них уже вложено) и крупнейшим европейским подразделением холдинга. На уже смонтированном оборудовании Kronospan Russia может делать только напольных покрытий до 12 млн кв. м в год (этого хватило бы примерно на 100 000 трехкомнатных квартир в жилом комплексе «Алые паруса»).
Egger поставляет свою продукцию в Россию с 1994 года, решение о строительстве завода было принято в 2003-м. «Наметился ряд положительных тенденций в российской экономике, что позволяет нам уверенно развивать свой бизнес в России», – говорит директор по маркетингу группы компаний Egger Хуберт Хёглауэр.
В прошлом году один за другим открывали новые заводы в России и производители пластиковых профилей для окон. Темпы роста по отрасли в России – 20 – 25% в год. Ежегодно, по данным компании Veka, к 900 – 950 млн кв. м окон в существующих зданиях добавляются еще 13 – 15 млн кв. м за счет нового строительства и реконструкции (на пластиковые окна приходится 55%).
«В последние пять лет спрос на рынке жилья постоянно увеличивался: с 2000 года он вырос почти на 30%, – отмечает Геннадий Стерник, директор аналитического центра компании «Миэль-Недвижимость». – Самый большой рост покупательского спроса и объемов продаж за это время продемонстрировал первичный рынок жилья. Если еще пять лет назад на рынке новостроек в год продавалось порядка 25 000 – 28 000 квартир, то теперь эта цифра достигает 35 000». Сеть магазинов «Старик Хоттабыч» при поддержке Пробизнесбанка даже запустила маркетинговую программу «Новоселье в кредит», скидки новоселам предоставляют и компании-партнеры Kaleva (пластиковые окна), «Валиант» (стальные двери), Elt (кухни), Aldo (шкафы-купе).
А вот продажи сантехники растут на 10% в год в основном за счет более частого ремонта старых квартир. По словам директора по маркетингу компании KohlerRus Бориса Кацибина, если раньше полный ремонт жилплощади с заменой сантехники россияне осуществляли один раз в 15 лет, то сейчас – раз в 8 – 10 лет. Он считает, что люди стали лучше разбираться в кранах, ваннах и унитазах. «Что касается взаимосвязи между новым жильем и продажами сантехники, то она есть, но это не прямая пропорция, поскольку существенная часть возводимого жилья в Москве, Петербурге и других городах приобретается в качестве временного вложения средств для последующей перепродажи. В целом мы оцениваем долю нашей сантехники, отправляющейся в новые дома и квартиры, примерно в 40% от общих продаж», – говорит Кацибин.
Почти все производители и торговцы, чья продукция связана с обустройством квартир, активно осваивают регионы. Темпы жилищного строительства в крупных городах почти сравнимы с московскими.