Бизнес на памятниках
Как заявил позднее советник Сергея Собянина по вопросам сохранения исторического центра Григорий Ревзин, «получилось, конечно, лучше, чем у Юрия Лужкова с гостиницей «Москва», но все равно неидеально». Работы были проведены на многомиллионный кредит, выданный ВТБ. Однако компания не смогла уложиться в сроки и после окончания строительства полностью перешла под контроль госбанка: в настоящий момент в восстановленном Доме Кольбе располагается штаб-квартира дочерного подразделения ВТБ – крупнейшего инвестора на рынке коммерческой недвижимости «ВТБ Капитал».
Снос Дома Кольбе послужил толчком для реализации масштабной программы по консервации центра Москвы. В первую очередь мэр столицы решил пересмотреть все выданные ранее разрешения на снос, а вслед за этим была принята обширная программа по реставрации памятников архитектуры за счет концессионеров. Для этого разработали программу на 2012–2016 гг. «Культура Москвы» – в этом документе специальным подразделом была обозначена охрана памятников культуры, что позволило прописать расходы на реставрацию архитектурных памятников отдельной строкой в бюджете. В связи с этим резко выросли полномочия Москомнаследия: ведомство получило функции по разработке градостроительных регламентов в части исторической зоны и охраны границ памятников. Ранее этим занималась Москомархитектура. «По сути, передача этих функций Москомнаследию позволила данной структуре превратиться едва ли не в самое мощное подразделение столичного правительства. Руководителя ведомства Александра Кибовского участники рынка неизбежно называют будущим преемником Сергея Собянина и вторым человеком в столичном правительстве», – полагает управляющий партнер «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. По словам участников рынка, зачастую застройщики даже жалуются в частных разговорах на то, что масштабные полномочия этого ведомства далеко не всегда используются в благих целях, например в конкурентной подковерной борьбе. По существу, Москомнаследие превратилось в единственного распределителя участков в исторической части столицы. Ведомство разработало градостроительные регламенты для 123 кварталов внутри Бульварного кольца и для 285 кварталов в границах Садового кольца. А в общей сложности Москомнаследие, как и обещал Александр Кибовский десять лет назад, утвердило правила застройки 863 кварталов.
Новые принципы работы с памятниками архитектуры были прописаны в разработанной Москомнаследием концепции «Государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия на 2012 – 2016 годы». Фактически речь идет об использовании концессий для сохранения архитектурных памятников. Для этого ведомство решило создать несколько специализированных ОАО, куда город предоставит перечень памятников архитектуры, а инвесторы – собственные средства, которые пойдут на реставрацию и поддержание объектов в должном виде. В результате концессионеры получили примерно половину из 5241 памятника – в большинстве из этих объектов разместились новые офисные комплексы. В сущности, это такая же схема, которую город использовал при управлении гостиничными активами, однако если проект «Гостиничной корпорации», по сути, провалился, а ее инвестор Рональд Лаудер предпочитает не вспоминать об этом печальном опыте, здесь получилось иначе. «Все, что я хотел сказать о московском бизнесе, уже сказал в своей книге», – заявил Лаудер журналистам о своей работе в Москве. С этой точки зрения Лаудера все чаще сравнивают с первым руководителем IKEA в России Леннартом Дальгреном, также опубликовавшим мемуары о бизнесе в нашей стране. Однако с концессиями на реставрацию памятников архитектуры получилось, по мнению гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, все намного лучше. «Главным решением было позволить концессионерам самим выбирать предназначение будущего здания: жилье, офисы, гостиницы и т.д. В итоге почти все инвестконтракты по реставрации таких объектов оказались успешны», – отмечает эксперт. В общей сложности все принятые меры привели к тому, что Москва сумела получить статус исторического города, притом что, согласно федеральному законодательству, к таким городам могут относиться только те, историческая застройка в которых превышает 55% территории. Таким образом, Белокаменная стала вторым исключением из этого правила после Санкт-Петербурга: лишить Северную столицу этого статуса в свое время требовала тогдашний губернатор Валентина Матвиенко. В итоге все крупные стройки в центре Москвы теперь согласуются с Москомнаследием. Впрочем, некоторые участники рынка связывают крупнейших игроков, получивших контракты на реставрацию зданий в центре, с самим Александром Кибовским, но чиновник эти слухи последовательно опровергает.
В рамках проекта «Утопия» журнал «Компания» анализирует возможные последствия рыночных обещаний и государственных программ с точки зрения того, как они повлияли бы на рынок, если были бы полностью реализованы. Вероятность исполнения этих обещаний остается на усмотрение читателя.