Top.Mail.Ru
архив

Бизнес на раздевании, или "Golden Girls" Сергея Ли

13.03.201500:00

В мире большого бизнеса достаточно много эпатажных персон. Чего стоит только основатель одной из крупнейших в стране девелоперских компаний «Миракс групп» Сергей Полонский, лично водивший экскурсии по офисам и апартаментам в Башне «Федерация», а затем живший в палатке рядом со стройплощадкой. Или один из первых в России мультимиллионеров, основатель первой в стране товарной биржи «Алиса» Герман Стерлигов, который впоследствии стал фермером, открыл похоронное бюро, а в кризисном 2008 г. создал Антикризисный расчетно-товарный центр, где товары обменивались по бартеру. 

«Я такой же производитель товаров и услуг, как, например, те, кто выпускает плавленные сырки. Стриптиз-бизнес – это такая же услуга», – подчеркивает бывший успешный банкир, а ныне основатель и владелец клуба Golden Girls Сергей Ли (в прошлом году официально поменял свое имя на Лаки).

Он начинал банковскую карьеру в Мост-банке у Владимира Гусинского. Первая его должность – операционист, через полтора года он возглавил отдел. Затем был Внешторгбанк, несколько коммерческих банков. Завершилась его карьера в финансовом секторе в должности помощника президента Пробизнесбанка. В 1996 г., после просмотра фильма Showgirls, мечтой Лаки Ли стало создание своего стриптиз-клуба. «Когда он решил покинуть банк, для многих это было шоком, – признаются его экс-коллеги из Пробизнесбанка. – Особенно когда мы узнали, в какую отрасль он решил податься». «Сергей Ли – выходец из мира финансов, и в мир шоу-бизнеса он привнес четкое понимание того, что без грамотного маркетинга ни товар, ни услугу не продать. Во всех его активностях чувствуются деловая хватка и стратегический подход, – отмечает независимый маркетолог Михаил Трубецкой. – Пару лет назад было модно привнести за счет маркетологов нового поколения немного легкости и раздолбайства в серьезный бизнес, чтобы дать ему новое дыхание. Сергей, напротив, внес деловую тяжесть в легкий жанр, которым до него в стране никто всерьез не занимался». 

Путь к «шесту»

Но путь от банкира до владельца собственного стриптиз-клуба у Лаки Ли был весьма тернистым. Несколько лет ушло на изучение рынка в мире и России, начинал он развлекательный бизнес с караоке-клуба, деньги на открытие получил после продажи собственной квартиры, недостающую их часть пришлось занимать по друзьям и знакомым. Понадобилось около $1 млн. Через год работы клуба деньги удалось вернуть. «Первоначально у меня были страхи, что ничего не получится. У нас тогда не было ни правильного образования по маркетингу, ни Интернета, ни рекламы. Это был бизнес, собранный на коленке. Поиск помещения для первого стриптиз-клуба Show Girls шел около года. В итоге пространством для клуба стал СК «Олимпийский». Накануне Олимпиады нам не продлили лицензию на алкоголь, поэтому пришлось закрыть этот успешный проект, просуществовавший почти девять лет», – вспоминает Лаки Ли. «Эротический клуб – это достаточно сложный, но при этом доходный бизнес, в который стараются входить те, кто так или иначе связан с этой индустрией (бывшие администраторы, хореографы, управляющие)», – поясняет владелец АНО «Арт пипл групп» Александр Минаев. 

«Сначала было тяжело. Бывали дни, когда в смену работали 89 девочек, а всего было три гостя и два приватных танца за ночь. Но в эти дни я просто брал гитару, садился на сцену, когда не было гостей, и пел песни для девчонок, рассказывал анекдоты, развлекал, и время без гостей проходило очень быстро, люди получали некий позитивный заряд», – рассказывает Лаки Ли. В 2006 г. его заведение получило звания «Лучший эротический клуб России» и «Самый популярный клуб России». В 2010 г. от владельцев клуба Golden Girls поступило предложение воспользоваться их площадкой. Они считали, что созданный Лаки Ли клуб Show Girls был самым популярным в Москве на тот момент. И они сказали, что хотят сдать в аренду помещение только тем людям, которые смогут реально сделать хороший проект. Они не хотели испортить уже раскрученное заведение Golden Girls, которое на тот момент работало при казино Golden Palace. «Сейчас я арендую помещение, но брендом Golden Girls владею сам», – говорит Лаки Ли. Бренд был выкуплен, но сумма сделки не раскрывается.

К середине 2000-х бизнес стриптиз-клубов претерпел серьезные изменения. Если еще в 1990-х он был закрытым и непрозрачным, владельцы клубов редко были известны широкой публике и держались в тени, равно как и собственники игорных домов и казино, то к 2000-м бизнес постепенно стал «легализовываться». Если ранее под вывеской стриптиз-клубов, как правило, открывались полуофициальные публичные дома, то сейчас этот бизнес четко делится на две категории: «хард» и «лайт». В первых не только практикуются так называемые увольнения сотрудниц, когда клиент может взять понравившуюся артистку с собой, но и предоставляются апартаменты. В категории «лайт» интимные услуги не предоставляются ни под каким видом. Хотя сам Лаки Ли признается, что контролировать, чем танцовщица занимается в свободное от работы время, он не имеет права. 

Приватная конкуренция

«В 2007 г. я сделал такую вещь, которая может говорить о том, что я совершил некий переворот в индустрии. Всегда стоимость приватных танцев и услуг снижалась, потому как стриптиз переставать быть элитным видом отдыха, он стал демократизироваться, соответственно цены начинали падать», – отмечает Лаки Ли. «Распутин», Golden Girls начинали со $100 за приватный танец, но затем все потихоньку ушли в категорию 1000 руб. Первым в 2002 г. начал демпинговать клуб «Мятный носорог»: до уровня 1000 руб. за приватный танец. Клуб Show Girls открылся тоже с позицией в 1000 руб. Но в 2007 г. клуб буквально не вмещал всех желающих, люди стояли в очереди. «Мы открывались в девять вечера, а в 20.45 люди долбились в металлическую дверь, просили открыть. А мы в это время еще проводили собрание. А в шесть утра мы не могли выпроводить людей из зала, потому что за ночь два раза менялись столы, люди продлевали работу клуба до восьми утра», – «жалуется» Лаки Ли. 

В тот момент основатель клуба решил, что он на вершине успеха и должен увеличить стоимость приватного танца, потому что это повлечет за собой повышение цены приватных танцев в остальных клубах и тогда начнет подниматься стоимость профессии. Ему говорили, что нельзя поднимать цены, когда все занимаются демпингом. Но предпринимателя это не остановило, и Лаки Ли повысил цену до 1500 руб. за танец. «Я думал, честно говоря, что поднимут и другие, но остальные не подняли. Но я не прогадал и рад тому, что это совершилось, потому что мы установили новую планку. Мы доказали, что можем расти, не прогибаться под потребителя. Клиенты, посетители не стали меньше платить, люди уважительнее сейчас относятся к девушкам», – говорит Лаки Ли. В декабре 2014 г. он снова поднял цену, уже в Golden Girls, с 1500 до 2000 руб. И снова не прогадал: посетителей не стало меньше, зато выросли доходы клуба и артисток. 

Основной доход для «чистых» стриптиз-клубов категории «лайт» – это приватные танцы. В Golden Girls 45% остается заведению, 55% уходит артисткам. В других клубах соотношение может быть другим: 50 на 50 или 60 на 40. В клубе Golden Girls существует гарантия – это сумма в 2000 руб. за смену, которую артистка получит в любом случае. В среднем девушка отрабатывает три-четыре смены в неделю и получает от 10 000 руб. до бесконечности за смену. До бесконечности – потому что размеры чаевых посчитать очень сложно. Средний заработок артистки стриптиза – 150 000 руб. в месяц. При этом Лаки Ли особо подчеркивает, что ведет налоговую отчетность и у клуба есть расчетные счета в банках. «В свое время Superjob.ru запретил нашему клубу публиковать вакансии на своем сайте. Отказ с формулировкой «Мы не сотрудничаем со стриптиз-клубами» заставляет задуматься, – сетует Лаки Ли. – Эта история с рекрутинговым порталом также напомнила мне о закрытии расчетных счетов моих клубов двумя зарубежными банками: Raiffeisen и Barclays. Думаю, о формулировке отказа вам не надо рассказывать... Правда, до сих пор не уверен, что это законная формулировка». 

Психология ритма

«Кризис в 2008 г. сильно повлиял на индустрию: тогда в Штатах закрылась почти половина ночных заведений. Чтобы выжить, клубы сокращали бюджеты на рекламу и маркетинг и старались при этом не терять в качестве», – отмечает президент национальной ассоциации стриптиз-индустрии США Анжелина Спенсер. «В кризис люди ходить к нам стали реже, но тратят больше. Видимо, это происходит под влиянием стресса. В целом ресторанный рынок сейчас падает, но наш растет», – приводит пример российского рынка представитель клубов «Бурлеск» и Virgins Артем Овечкин. По его словам, владельцы клуба нанимают специалистов, в том числе и с психологического факультета МГУ, которые постоянно дают социальную экспертизу: как люди выбирают, что для них важно и т.д. Например, представители отрасли узнали про принцип взаимного обмена: если человеку что-то подарить, пускай абсолютно неценную безделушку, он оставляет в клубе гораздо больше денег. Еще одна из закономерностей связана с приватным танцем: если девушка в привате танцует медленнее музыки, то в 90% случаев у нее заказывают танец в 1,8 раза чаще, чем при ритмичных движениях. Это обычная психология, как музыка, которую включают в торговых сетях для того, чтобы стимулировать клиентов к совершению покупок. 

«Раньше казалось диким, что при наших клубах есть отделы продаж, исследующие клиентуру и привлекающие новую аудиторию. Теперь это нормальная практика. Когда мы только начинали этот бизнес, мне, как специалисту по маркетингу, было дико слышать, что в 95% клубов не берут трубку днем», – вспоминает Артем Овечкин. Соответственно первым делом «Бурлеск» и Virgins организовали call-центр, создали отдел продаж, внедрили систему аналитики. «Моя первая компания – это рекламное агентство. Прийти с этими знаниями в стриптиз было неким вызовом. Никто не верил в концепцию клуба, который продвигается только через Интернет. Мы хотели доказать, что все возможно», – делится опытом Артем Овечкин.

Кстати, у Лаки Ли в клубе Golden Girls есть специалисты, отвечающие за хореографию, музыкальное сопровождение, стилисты. Кроме того, в клубе Golden Girls каждый рабочий день проводятся производственные совещания, на которых руководство и сотрудники обсуждают недочеты в текущей работе и планы на будущее. 

Ассоциация против борделей

Лаки Ли мечтает сделать бизнес стриптиз-клубов в России полностью легальным, отделить их от клубов категории «хард», фактически предоставляющих услуги публичных домов. Он стал инициатором первой в отечественной истории конференции стриптиз-клубов, которая состоялась в Москве в начале февраля; на нее пригласили порядка 300 владельцев клубов со всей России и из ближнего зарубежья. Ранее было принято решение о создании Ассоциации стриптиз-клубов России. Документы для регистрации ассоциации уже поданы в Минюст. Почетным гостем конференции стала президент Национальной ассоциации стриптиз-индустрии США Анжелина Спенсер. Анжелина когда-то начинала карьеру в качестве артистки стриптиза, затем не просто стала управляющей и владелицей одного из самых популярных клубов в Америке, но и основала ассоциацию. «Нельзя сказать, что в Штатах до сих пор стыдно быть стриптизершей, хотя все зависит от места проживания. В Нью-Йорке, Майами или Лос-Анджелесе это абсолютно нормальная профессия, как официантка или пожарный. В провинциальных городах это по-прежнему может считаться позором, – рассказывает о заокеанском опыте Анжелина Спенсер. – Некоторые политические и религиозные движения в США, как и у вас, пытаются давить на стриптиз-индустрию. Чтобы с этим бороться, необходимо просвещать людей. Мы пытаемся объяснить, что в стриптизе нет ничего постыдного, приглашаем посетить наши шоу и увидеть своими глазами происходящее, вместо того, чтобы выдвигать беспочвенные обвинения». По ее словам, американская ассоциация старается «дружить» с политиками. Во время выборов некоторые клубы даже регистрируют у себя кандидатов. Впрочем, есть политики, которые и сами по совместительству являются владельцами стриптиз-клубов. 

«Российская ассоциация создается для того, чтобы индустрия начала развиваться. Чтобы все стали коллегами, а не конкурентами, чтобы поднять всю отрасль на новую высоту. Потому что, пока нет ассоциации, нет общих правил работы на рынке, нет единых требований. К сожалению, сейчас репутация стриптиза подмочена, и почти все клубы поголовно под вывеской «стриптиз», увы, работают как бордели. Пока все так, бизнес и его работники несут репутационные издержи», – резюмирует Лаки Ли. «Некоторые не задерживаются в профессии еще и потому, что у нас в стране пропагандируют, что стриптиз – это несерьезно, это ерунда. В США этот этап прошли еще в 1990-е, мы только начинаем это проходить. Я надеюсь, что наша ассоциация добьется того, что стриптиз признают достойной профессией и начнут к нему относиться с уважением. Это очень серьезный труд», – добавляет директор женского клуба «Каприз» Игорь Милош. В действующем законодательстве наличествует огромное количество пробелов, которые не позволяют стриптиз-клубам работать как компаниям, предоставляющим определенные услуги. Даже если они хотят работать полностью легально, танцовщиц приходится оформлять как индивидуальных предпринимателей, так как такой профессии, как артист либо артистка стриптиза, в российском законодательстве просто не существует. Отсюда сложности с разрешением споров с работодателем, отстаиванием своих интересов со стороны танцовщиц. Не говоря уже о том, что рынок кредитных продуктов для них фактически закрыт: мало кто из банков даст ипотечный кредит «артистке стриптиза». Хотя в США и во многих европейских странах этот вопрос уже давно решен на законодательном уровне и танцовщицы в легальных стриптиз-клубах являются работниками сферы услуг, такими же, как страховые агенты или сотрудники туристических компаний. 

Еще по теме