Бизнес на Усть-Луге


В начале следующей недели в Усть-Луге планируется торжественный запуск терминала Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Первая нефть будет отгружена на экспорт. Но затем терминал вновь закроют для устранения возникших при его постройке неполадок. Запустить трубу "Транснефть" планировала к 1 декабря прошлого года. Но из-за нарушений в строительстве под воду провалились причалы, которые строили подконтрольные Геннадию Тимченко "Роснефтьбункер" и Невская трубная компания, а также "Новатэк - Усть-Луга".

Решение о строительстве порта в Лужской Губе было принято еще в 1993 г. Тогда предполагалось, что финансировать большую стройку будет государство. Однако проект оказался столь сложным и неподъемным, что был законсервирован. Вопрос о возобновлении строительства подняли в 1999 г. с приходом в ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерия Израйлита. Его официальная биография умалчивает о предыдущем месте работы, из нее известно лишь о том, что с начала 1990-х он "занимает руководящие должности в ряде крупных коммерческих структур" и реализует "масштабные инвестиционные проекты". Новая команда заключает соглашение с Минтрансом, ОАО "РЖД" и правительством Ленинградской области и ставит перед собой непростую задачу: порт должен перевести на себя грузопотоки из других портов Балтики, а также помочь государству решить проблему вывоза дополнительных грузов в условиях растущей российской экономики.

За 12 лет, прошедших со дня прихода команды Валерия Израйлита, в Усть-Луге обосновалось несколько крупных инвесторов, заинтересованных в портовых мощностях на Северо-Западе России, в том числе и близкие к властям олигархи. Это владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин, нефтетрейдер Геннадий Тимченко, "Новатэк" и "Еврохим". Но грузооборот порта в 2010 г. составил лишь 11,8 млн тонн, а в 2011 г. почти удвоился (до 22,7 млн тонн) в первую очередь за счет ввода в строй терминала компании "Роснефтьбункер", аффилированной с Геннадием Тимченко. Но по сравнению с заявленными планами рост объемов выглядит мизерным, грузопотоки не повернулись вспять, а эстонские и финские порты Балтики продолжают увеличивать перевалку.

"Планируется, что к 2018 г. грузооборот увеличится до 180 млн тонн различных грузов в год", - говорится на официальном сайте компании. В презентованной летом прошлого года Стратегии развития портовой инфраструктуры России прогнозируется, что грузооборот Усть-Луги к 2025 г. достигнет 191 млн тонн. Такие планы, хотя они и основаны на стратегии развития Минтранса, выглядят более чем оптимистично. В 2011 г., по данным Ассоциации морских торговых портов России, грузооборот всех отечественных портов составил лишь 535,4 млн тонн, то есть в 2018 г. в одной только в Усть-Луге будет переваливаться треть всех грузов 2011 г.

Отнять такой объем у российских портов Усть-Луга вряд ли сможет, считают эксперты. "Нереалистично забрать около трети грузопотока, - утверждает аналитик "ВТБ Капитал" Кевин Уайт. - Такого большого спроса на Усть-Лугу не будет". А значит, данный план рассчитан на оптимистичный сценарий роста погрузки. Этот рост записан в стратегии: по умеренному и инновационному прогнозу он превысит 800 млн тонн в 2020 г., а к 2025 г. преодолеет планку в 1 млрд тонн (по инновационному сценарию). Между тем рост грузовой базы в предшествующие годы показывает, что за 5 лет (2005 - 2010 гг.) объем перевалки портов РФ вырос всего лишь на 119 млн тонн. Таким образом, если предположить, что скачка не произойдет, построенные в Усть-Луге мощности на 180 млн тонн будут задействованы не полностью еще и в том случае, если все дополнительные грузы уйдут в Усть-Лугу. "Даже если взять в расчет запуск БТС-2, то предполагается, что с учетом благоприятной конъюнктуры рынка рост грузооборота порта в текущем году составит порядка 40 млн тонн, причем это по расчетам компании "Усть-Луга", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. - Впрочем по факту рынок сейчас испытывает не лучшие времена, и такого показателя более реально достичь только к 2013-2014 гг., но опять же, если не произойдет внеочередного макроэкономического кризиса".

В том же документе Минтранса есть планы расширения соседнего Большого порта Санкт-Петербурга, строительства нового гигантского порта в Тамани, расширение мощностей дальневосточных и северных портов. Не стоят на месте и частные стивидорные компании - планы расширения терминальных мощностей имеются, например, у крупнейшего российского Новороссийского морского торгового порта группы "Сумма" и "Транснефти", владеющей соседним с Усть-Лугой нефтеналивным терминалом в порту Приморск.

Однако руководство компании, доказывая государству необходимость инвестиций в строительство инфраструктуры, упирает не только на рост грузооборота страны - Усть-Луга может перетянуть на себя грузы, которые сейчас всеми сухопутными видами транспорта доставляются в зарубежные порты Балтики, в том числе из России. Такой сценарий не исключен, признают эксперты, однако залог успеха Усть-Луги - тот факт, что инвесторы терминалов порта одновременно являются грузоотправителями и будут заинтересованы в отправке грузов через свои мощности. А вот сторонние грузопотоки вряд ли поменяют направление, если инвесторы Усть-Луги не предложат конкурентные цены и если государство не поможет застройщикам порта протекционистскими мерами. Нынешние инвесторы также разделяют риски, например, "Еврохим" планирует построить в Усть-Луге терминал по переработке удобрений мощностью 7 млн тонн, хотя метанол по-прежнему грузит в Эстонии.

Как ни сомнительны перспективы создания крупнейшего порта на Балтике, проект пользуется активной государственной поддержкой, в том числе и финансовой. С момента создания проекта в Усть-Лугу было вложено 89 млрд руб., 16 млрд руб. из которых выделил федеральный бюджет, 1,9 млрд руб. поступило из инвестфонда; в 2011 г. было инвестировано почти 60 млрд руб., в том числе 11,5 млрд руб. из бюджета. Но средств потребуется еще больше: в конце прошлого года Минрегионразвития подготовило проект строительства рядом с Усть-Лугой города для 17 000 работников порта и их семей, на который, по расчетам министерства, нужно будет потратить 675 млрд руб. до 2030 г.

О том, во что конкретно вкладываются деньги и между кем они распределяются, информации предельно мало. ОАО "Компания "Усть-Луга" - это пример государственно-частного партнерства, в котором есть как доля государства (20,99% принадлежит Ленинградской области), так и частные инвесторы, скрытые за офшорными фирмами (23,06% в собственности Investport Holding Establishment, зарегистрированного в Лихтенштейне). Остальные акционеры по официальным документам не прослеживаются. Между тем именно ОАО "Компания "Усть-Луга" является заказчиком-застройщиком порта, готовящим инфраструктуру для инвесторов. Распределение финансовых ресурсов сейчас и есть главная задача "Усть-Луги" и ее менеджмента, а в том, что порт станет главными морскими воротами России, имеются сомнения.