Top.Mail.Ru
бизнес

«Бизнес-образование — это школа руководителей для крупнейшего бизнеса»

Фото: пресс-служба «Адизес Бизнес Консалтинг» Фото: пресс-служба «Адизес Бизнес Консалтинг»

Какой была историческая концепция обучения предпринимателей? Стоит ли получать бизнес-образование на стадии мечты о собственном деле? Легко ли российскому предпринимателю открыть свой бизнес в другой стране? В этих и других вопросах «Компания» разбиралась вместе с сертифицированным консультантом «Адизес Бизнес Консалтинга», основателем «1С Архитектор бизнеса», собственником бизнеса с 20-летним опытом Антоном Толмаковым.

Нужно ли вообще предпринимателю получать бизнес-образование?

— Хорошее образование точно никого не испортит. Основной плюс — предпринимателю могут быть полезны мировые стандарты, которые родились на основе лучших практик. Основной минус — оно требует существенных инвестиций времени, а у предпринимателей, особенно на ранних стадиях развития бизнеса, этого времени просто может не быть. 

В модели Адизеса (Ицках Адизес — признанный мировой эксперт в области менеджмента. — прим. Ко) есть теория жизненных циклов корпорации, которая выделяет несколько этапов. К примеру, пока предприниматель только мечтает стать предпринимателем, пока он предприниматель-теоретик, от бизнес-образования вреда не будет, но и польза скорее относительная. 

А вот на этапе, который Адизес назвал «давай-давай», на этапе бурного развития бизнеса, когда предприниматель выкристаллизовал свою бизнес-модель, нашел своего целевого клиента, осознал свой продукт, видит новые возможности, вот здесь и на последующих этапах развития компании оно может принести большую пользу предпринимателю.

Потребность учиться у взрослых людей возникает, как правило, когда они встречаются с серьезными проблемами в решении своих профессиональных задач и ищут лучшие подходы для решения этих вопросов. Поэтому у практикующих предпринимателей полезность от обучения будет существенно выше. Моя точка зрения: даже если ты по молодости получил магистратуру или бакалавриат в области менеджмента, то повторное прохождение бизнес-образования, когда ты стал предпринимателем, существенно обогатит твой арсенал моделей по развитию бизнеса.

Я сам более 20 лет назад, уже пять лет отработав к тому моменту главой компании, решился получать MBA и через небольшое время после старта обучения вдруг осознал, что мне стало гораздо легче доносить свои идеи до ключевых руководителей компании. Своих идей у меня хватало, но, вероятно, я не всегда мог красиво их упаковать и донести до коллег. Думаю, что много изменений произошло в части осознания того, как развивать компанию. Но это становится твоей частью, и ты уже не понимаешь, где ты умный сам по себе, а где помогает бизнес-образование.

Как вообще появилась идея учить бизнесу?

— Это был ответ на вопрос крупнейших предприятий, в первую очередь в Великобритании и США, откуда брать хороших руководителей в период бурного роста экономики. Они имели ресурсы, чтобы проинвестировать разработку программ обучения будущих руководителей. Как результат, прототипы всех программ бизнес-обучения — подготовка эффективных руководителей для крупнейшего бизнеса. Поэтому существенная часть моделей и концепций такого образования может оказаться не полностью полезна в небольших компаниях. Однако я уверен, что даже руководители небольших компаний найдут много полезного для их фирм в рамках бизнес-образования.

Какого мнения относительно бизнес-образования придерживается российская аудитория? Меняется ли как-то это отношение и от чего это зависит?

— К сожалению, серьезных исследований по этой теме я не встречал. В целом мне кажется, что все предприниматели делятся на две категории — тех, кто любит учиться и тех, кто предпочитает опираться на собственный опыт. И если первые будут искать различные семинары, курсы, комплексные программы бизнес-образования, постоянно черпать идеи из глобального предпринимательского мира, то вторые будут ограничены исключительно личными способностями к развитию. 

Возможно, на статус бизнес-образования негативно повлияла и работа так называемых инфоцыган…

— Я вижу, что качество бизнес-образовательных программ в России выросло за последние 20 лет, если мы говорим про системный, классический подход. Но при этом мы все знаем и про мотивационные курсы, которые к бизнес-образованию не имеют непосредственного отношения. Наверное, существует рынок и для того, и для другого. Например, в ситуации, когда у человека личный кризис и опустились руки, классический курс бизнес-образования не всегда может дать ему одномоментный сильный импульс для развития, а мотивационный коуч может помочь. Но какая справедливая цена должна быть у каждого из подходов обучения — отдельный вопрос.

Чему и в каком формате бизнесмену лучше учиться? Какие главные ошибки может совершить бизнес-студент?

— Уверен, что только одновременно с управлением компанией или подразделением обучение даст максимальный результат. Но, вероятно, не на этапе предпринимательского старта. Скорее, стоит начинать думать о бизнес-образовании, когда у молодой компании появился клочок твердой почвы под ногами, сложилась бизнес-модель и она нащупала свой путь. 

Что касается ошибок, высокий риск ухудшения несет ситуация, когда отправляют учиться топ-менеджмент компании и не идет учиться основатель/директор. Это может привести к расколу внутри управленческой команды и потери части ключевых руководителей. Поэтому лучше либо учиться одному главе компании, либо развиваться вместе. 

Если мы говорим о компании среднего или крупного размера, например с числом сотрудников от 1 тыс. до 5 тыс. человек, то на этом масштабе бизнеса основатель/директор единолично далеко не всегда может развивать компанию самостоятельно. Ему нужна команда единомышленников, поэтому совместное обучение с топ-менеджерами может принести существенную отдачу.

Можно ли вообще вывести стандарт успешной компании?

— Признаки успешных компаний точно можно выделить, но единый стандарт — бери вот эту стратегию, формируй такую организационную структуру, ставь вот такие цели и добьешься успеха — я скорее отношу к фантастике.

При этом универсальных, работающих в компаниях разного масштаба в самых разных отраслях, принципов, элементов, подходов к развитию системы менеджмента достаточно много в мировой практике. Я считаю, что бизнес-образование не в малой степени посвящено тому, чтобы предлагать лучшие идеи в области использования этих моделей и подходов по развитию компании и достижению самых амбициозных бизнес-целей.

Имеют ли они национальную специфику?

— Небольшая национальная специфика точно присутствует. Является ли она фундаментальной? С моей точки зрения, нет. К примеру, в некоторых странах люди работают по 20 часов в неделю. В других нормальной является работа сотрудников 6 дней в неделю по 11 часов в день. Кроме того, может быть различие по тому, какая доля людей в стране имеет креативный стиль мышления, какая отличается повышенным вниманием к деталям, какая готова фокусироваться на любимой работе или предпочитает эффективную командную работу, нежели индивидуальный результат. Все эти психотипы присутствуют во всех национальных культурах, но соотношение их в разных странах может несколько меняться.
Все это влияет на то, какие процессы при улучшении системы управления компанией проще реализовывать, а какие сложнее. Но большинство лучших концепций и моделей развития бизнеса не имеет национальной специфики и хорошо будет применимо практически во всех странах мира.

Может ли русский бизнесмен построить успешный проект в другой стране?

— В целом да, но существуют традиционные проблемы при любой эмиграции. Базовые факторы — это хорошее знание иностранного языка, высокие коммуникативные навыки, позволяющие выстроить эффективные бизнес-связи. В той стране, в которой ты вырос, огромное количество этих связей позволяет легко решать большое число задач, возникающих у предпринимателя. В новой стране отсутствие этих сетей связи может существенно замедлять скорость реализацию бизнес-идей. Но если предприниматель умеет решать эти проблемы, то я не вижу никакого препятствия для построения успешного бизнеса в любых странах мира.

В конце августа Антон Толмаков выступит на MBA Forum, организованном Школой бизнеса «Синергия», где поделится опытом выстраивания успешного бизнеса. 

Более подробная информация — на официальном сайте.