Бизнес одной кнопки
Ковид и геополитическая обстановка стали основными драйверами цифровизации в России. Подводя ИТ-итоги 2022 года, первый зампред правительства Дмитрий Чернышенко привел впечатляющую статистику: запланированные показатели нацпрограммы «Цифровая экономика» были перевыполнены. Один из них — инвестиции в российские ИТ-решения — достиг 521,9 млрд рублей в 2022 году при запланированных 517,2 млрд рублей.
Отчасти это следствие того, что переживший во время пандемии прививку дистанционности бизнес решился на кардинальную смену традиционных моделей. И сейчас, когда вирус уже уходит с повестки дня, убер-формат продолжает доказывать свою эффективность. Примером тому служат новые услуги, которые оказываются одним кликом, в различных сферах — банковской отрасли, образовании, ритейле и многих других. Как и где могут появиться новые продукты, рассказывает инвестор Сергей Шумей.
Ритейл отказывается от мерчандайзеров
Отказ от ручного труда может принести неожиданную пользу в самых разных отраслях. Например, уберизация классического мерчандайзинга позволяет повысить продажи без найма профессиональной команды специалистов. Правильно выкладывать товары на полки магазинов могут и обычные люди, прошедшие несложное обучение, несколько важных для ритейла проверок и зарегистрированные в специализированном мобильном приложении. Такой сервис «ПоПолочкам» уже доступен в крупнейших торговых сетях в нескольких российских городах.
Его популярности служит синергия. За счет такого инструмента производитель снижает затраты на продвижение товара в торговых сетях, при этом качество не страдает, так как система, которая контролирует соответствие планограммам, тоже дистанционная. С другой стороны, подключение к сервису помогает решить и ряд социальных вопросов: это несложная подработка для тех, кто занят посменно, а также для людей с ограниченными возможностями и мам, находящихся в отпуске по уходу за детьми.
Это лишь один из примеров, когда диджитал-инструменты можно использовать для повышения продаж и возврата в офлайн-магазины трафика, «съеденного» пандемией и кризисом.
Уроки в виртуальном классе
Пандемия продемонстрировала огромный потенциал дистанционного образования и намного шире открыла нишу, ранее интересную только энтузиастам. По статистике, в 2021 году российский сегмент онлайн-обучения для взрослых впервые обогнал офлайн-курсы и по числу слушателей, и по денежной составляющей. В электронном формате обучались 18 млн человек, потратившие на это дополнительное образование 226 млрд рублей. Очно посещали занятия 12 млн человек, они заплатили за это 214 млрд рублей.
Бизнес активно берет на вооружение эти технологии и запускает корпоративные онлайн-курсы для неограниченного числа участников (MOOCs) с целью массового обучения или повышения квалификации сотрудников и индивидуальные образовательные решения.
Этим объясняется, например, популярность проекта 1 click learning, который занимается созданием корпоративных обучающих курсов. Фактически небольшая команда разработчиков создала систему дистанционного обучения в аренду. Любая компания с помощью сервиса может создать мультимедийный обучающий продукт, содержащий интерактивные слайды, ролики, симуляторы и проверочные задания. Это позволит запускать множество программ для разных категорий сотрудников, что особенно актуально для территориально распределенных команд, таких как федеральные торговые сети или производства с большим числом филиалов. А для людей-преподавателей есть инструменты для решения точечных задач: написание сценариев электронных курсов, верстка презентаций, монтаж видео и многое другое, что поможет создать яркий и запоминающийся контент.
Банки предлагают отраслевые ИТ-решения
Финансовая отрасль России — цифровой чемпион не только в национальных масштабах, но и на глобальном рынке. Многие банковские сервисы, которые доступны российским пользователям, даже в европейских странах будут восприниматься как из области фантастики. Так, большинство ведущих банков переходит полностью на дистанционное обслуживание и отказывается от бумажного документооборота. Оформить вклады, получить кредит, даже ипотечный, можно без посещения банковского отделения. Таким образом, повышается доступность банковских услуг: клиент не ограничен временем работы физического отделения и не связан необходимостью ехать в определенное место. Скорость обслуживания увеличивается за счет отказа от бумажных документов, а вероятность человеческих ошибок, наоборот, уменьшается.
Банки стремятся предложить удобный сервис одним кликом и для бизнес-клиентов. В 2022 году на рынке появился целый ряд отраслевых ИТ-решений, созданных финансовыми организациями и интегрированными в интерфейс онлайн-банка. В режиме одного окна корпоративным пользователям доступны совершенно разные сервисы — от подключения облачной CRM-системы до выбора объекта недвижимости под магазин или склад. Такие инструменты позволяют в 3–5 раз сократить затраты предпринимателя, так как все бюрократические процедуры выполняются автоматически.
Строительство опирается на цифровые двойники
Не отстает от других отраслей и стройка, в которой сегодня невозможно представить процессы проектирования и стройконтроля без ИТ-технологий. В пандемию были протестированы и доказали свою состоятельность такие виды услуг, как дистанционная передача квартир и электронная регистрация прав на построенные объекты. 3D-туры по объектам недвижимости вообще стали нормой.
Сегодня перед строителями стоит масштабная задача по увеличению объемов строительства до 120 млн кв. м в год. В таких условиях необходимо сокращать и оптимизировать строительный цикл, в том числе за счет цифровизации. Законодатели планируют полностью оцифровать строительство и последующую эксплуатацию зданий. Уже с 2024 года требования об использовании технологий информационного моделирования (ТИМ) будут распространяться на все объекты, возводимые в соответствии с положениями закона об участии в долевом строительстве, то есть у каждой новостройки, возведенной в рамках 214-ФЗ, будет виртуальная копия.
Вывод:
Кризис повышает уровень конкуренции и ставит амбициозную задачу: стать лучше (себя и других) при минимизации инвестиций. Инновации запускают цепочку позитивных преобразований — новые идеи, новые инструменты, новые материалы. Это неизменно ведет к изменению потребительского поведения и повышению лояльности к инновационному бренду.
Наиболее отзывчивы к цифре проекты, связанные с ритейлом, здравоохранением, информационными технологиями и строительством.
Впрочем, процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Во многом потому, что мгновенной отдачи от цифровизации не будет, а инвестиции требуются все-таки ощутимые. По моим наблюдениям, большинство российских компаний сейчас внимательно присматривается к цифровым инструментам для автоматизации основных бизнес-процессов. Это подтверждают и исследования. По данным Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2023 году 63% российских предприятий сохранили тенденцию роста инвестиционной активности в цифровое и технологическое развитие и готовы увеличивать инвестиции в отечественное ПО.
При этом за счет отказа от разработанных много лет назад тяжеловесных западных ИТ-систем в пользу более легких и гибких новых российских решений отечественный бизнес может сразу перейти на следующий уровень технологического развития.