Top.Mail.Ru
рынки

Бизнес отказывается от цифровой стратегии

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Внезапный уход глобальных ИТ-игроков с российского рынка привел к тому, что компании, вынужденные «тушить пожары», отказываются от реализации прошлых планов цифровой трансформации. О новых диджитал-ориентирах шел разговор на форуме «Технобудущее российского бизнеса», организованном компанией Naumen.

Сегодня цифровые стратегии российских компаний лавируют между принципами Less Money (оптимизация расходов за счет оцифровки операционных процессов) и More Money (повышение выручки от запуска новых продуктов и укрепление лояльности). Причем явный перевес по числу сторонников, по данным CEO Naumen Игоря Кириченко, за первой, где сосредоточено 60–70% всего спроса на ИТ-инструменты, преимущественно со стороны компаний из реального сектора.

Представители наиболее оцифрованных, сервисных индустрий ищут пути не тратить меньше, а зарабатывать больше. Доля таких рыночных запросов — 35%. И максимум 5% спроса приходится на категорию New Money, ориентированную на новые бизнес-модели и построение цифровых платформ. Это путь диджитал-чемпионов, которые есть и в России.

Пройти им придется всем хотя бы потому, что цифра разбирает предприятия на «запчасти». Компания начинает представлять собой некий рынок: вся надпроизводственная надстройка, например кадровая служба, логистика, маркетинг, превращается в отдельные компании, которые должны быстро и качественно взаимодействовать друг с другом и при необходимости так же быстро подключать внешних поставщиков.

В сервисной модели для коммуникации и оцифровки операционной деятельности не подойдут классические «тяжелые» ERP-системы: нужна информационная платформа нового уровня — гибкая и адаптивная, из модулей которой можно конструировать новые процессы. Сделать это быстро и с привлечением минимального количества программистов можно за счет еще одного качества таких платформ — опоры на Low Code-технологии.

Максимальная цифровизация распространяется и на клиентский опыт: потребителю должны быть доступны порталы самообслуживания, мобильные приложения и другие инструменты для онлайн-взаимодействия с компанией.

Итог этой эволюции — формирование экосистемы цифровых чемпионов. Именно их появление — основа технологического суверенитета, уверен директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов. Он замечает, что этот путь усложнился из-за разрыва логистических цепочек и вынужденного перестроения технологического цикла.

Однако у поиска альтернативных решений есть и положительный аспект: ИТ-системы будут создаваться на новых платформах и в новых средах, без необходимости наследовать 80% неактуальной функциональности, которая «наросла» за десятилетия жизни цифровых продуктов глобальных вендоров.

По мнению Кирилла Варламова, самое простое, но неверное решение — все делать самим. Проблемы самописных решений связаны с тем, что код не документируется, зависимость от конкретных разработчиков резко возрастает, системы достаточно быстро устаревают и улучшить их сложно.

Для достижения результата крупному бизнесу нужно выращивать рыночных вендоров технологических решений. Для этого заказчикам придется вкладываться в R&D, учиться работать со стартапами и, возможно, даже создавать свои венчурные фонды по примеру Intel, Samsung или Siemens. «Нужно не просто меняться быстрее, нужно культивировать в компании способность к скоростному изменению», — подчеркивает Кирилл Варламов.

Во время форума управляющий директор AXENIX (ex-Accenture) Мария Григорьева рассказала, как в самое последнее время меняются приоритеты российского бизнеса. Еще недавно компании строили ИТ-стратегию на 5–7 лет, сейчас разрабатывают тактику для оперативной реакции на ситуации. На смену быстрой разработке MVP и вдумчивому последующему развертыванию решений пришло очень оперативное внедрение базового функционала готовых решений, которые есть на рынке, и их доработка.

Знаковое изменение — отказ от глобальных облаков и SaaS-модели в пользу локальных вычислительных мощностей и размещения на собственных серверах.

Также Мария Григорьева отмечает, что многие технологии в рамках цифровой трансформации были направлены на нереальное: программирование нереального (например, AI и видеораспознавание), нереальные вычисления (квантовые вычисления), создание нереальной реальности (AR/VR) и связь несвязуемого (5G и даже 6G).

Однако в условиях полного передела рынка как с точки зрения логистических цепочек, так и появления новых игроков и продуктов акценты и точки приложения инвестиций изменились. Сегодня один их самых частых запросов — очень быстрая минимальная инсталляция российских ИТ-решений, чтобы не возникла угроза остановки операционной деятельности, с одновременным поиском мощностей для размещения вычислений и построением инфраструктуры. Вторая услуга, за которой обращаются к консультантам, — оптимизация проектов по заказной разработке.

Еще по теме