Top.Mail.Ru
бизнес

Бизнес по уму

Штеффен Хоффманн. Фото: пресс-служба Bosch Штеффен Хоффманн. Фото: пресс-служба Bosch

В январе Bosch сменил своего президента в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе. Пост вышедшего на пенсию Хансъюргена Оверштольца 19 января занял Штеффен Хоффманн, ранее создавший в Великобритании команду для работы над решениями IoT (интернета вещей) для развития Bosch. Когда на российских заправках появится возобновляемый бензин, как меняется человек в «умном доме» и почему после перехода он уже не сможет вернуться в обычное жилье — Штеффен Хоффманн рассказал в интервью журналу «Компания».

Какие бизнес-подразделения для Bosch стали приоритетными из-за пандемии? И как изменилось потребительское настроение из-за коронавируса?

— Во время пандемии очень хорошо себя показал сегмент потребительских товаров. Просто потому, что людям пришлось проводить больше времени дома и они стремились сделать его красивее. У них не было возможности путешествовать, но накопились средства для покупки дополнительной бытовой техники и других предметов для дома.

Я бы не сказал, что настроение у потребителя сильно поменялось. Конечно, прослеживается тенденция в сторону онлайн-покупок. Люди поняли, в чем преимущество технологий, осознали, что онлайн-каналы работают очень хорошо: можно организовывать онлайн-встречи, выбирать в онлайне какие-то продукты или товары и покупать их.

Согласно международному отчету Bosch, цель компании — продать 8 млн подключенных устройств для «умного дома». Какие девайсы в приоритете?

— Многие из них — это домашние приборы, но есть и другие. Приведу пример: на любой стройке вы найдете очень много электроинструментов Bosch. Есть специальные решения, которые позволяют с помощью одной платформы управлять всеми электроинструментами и контролировать их местонахождение. Они обезопасит вас от кражи оборудования.

Когда «умные» холодильники начнут сами заказывать продукты?

— Если ответить с технической точки зрения, то они смогут это делать, как только вы запрограммируете такой алгоритм. Можно внутри холодильника установить камеру. Вы можете через смартфон видеть, что находится в вашем холодильнике, и при необходимости заказать нужные продукты. Но в этом случае вам все же нужно самому приложить усилия для заказа. Вы посредник между холодильником и курьером. Как только появится достаточное количество потребителей, которые захотят «соединить» поставщика продуктов и холодильник, такая технология и будет разработана.

Если представить «умный дом», оснащенный всеми современными устройствами, то кем становится человек в таком доме? Он хозяин, пользователь или, может, даже раб, если говорить на языке противников технологий?

— Конечно, никто не хочет попасть в ситуацию, когда машина контролирует не только дом, но и вас. Все решения для «умного дома» нацелены на то, чтобы сделать жизнь легче. Если ответить технически, то место человека в «умном доме» зависит от того, как он настроит алгоритм. Но все-таки думаю, что человеку нужно оставаться хозяином своего «умного дома».

Если говорить про контролирование искусственного интеллекта, в прошлом году мы в Bosch выпустили этический кодекс ИИ — руководство по использованию этой технологии в своих продуктах. Согласно документу искусственный интеллект не может принимать решения, влияющие на людей, без привлечения оценки человека. Более того, искусственный интеллект должен служить людям инструментом.

В кодексе описаны три возможных подхода, которые объединяет следующее: в продуктах Bosch на базе ИИ человек сохраняет контроль над любыми принятыми алгоритмами решениями. В первом случае (human-in-command) искусственный интеллект играет роль исключительно вспомогательного инструмента — примером тому служат системы, помогающие людям классифицировать объекты или живых существ. При втором подходе (human-in-the-loop) «умная» система автономно принимает решения, которые человек может отменить в любой момент. Например, частично автономное вождение, где человек имеет возможность напрямую вмешиваться в алгоритм, скажем, системы помощи при парковке. Третий подход используется в таких приложениях, как системы аварийного торможения. При разработке этих «умных» продуктов специалисты устанавливают параметры, на основе которых ИИ принимает решения. Здесь невозможно напрямую вмешаться в процессы. Задним числом инженеры могут проверить, выполняет ли машина требования, установленные человеком. При необходимости параметры могут быть изменены (human-on-the-loop).

Как быстро будут развиваться технологии для «умного дома»? И что будет критично на пути развития?

— Ключевой момент в развитии всех подключенных устройств интернета вещей — это вопрос мощности разработки. В частности, если взять какое-нибудь решение IoT, то что в нем самое важное? Из целого ряда существующих идей вы берете одну, у которой действительно есть рыночный потенциал и потенциал для развития бизнеса. Далее нужно существенное количество пользователей, желающих получить разработку, чтобы выбранное решение создавало дополнительную ценность.

Как меняется человек, живший в обычной квартире, а затем переехавший в «умный дом»? Как изменятся его привычки?

— Каждый потребитель должен определить, что для него значит «умный дом». Например, человек проводит много времени вне своего жилья и часто заказывает доставку. Если это «умный дом», то можно установить камеру на входную дверь: когда курьер привозит продукты, камера его видит и отправляет вам на смартфон фотографии самого курьера и того, что он привез. С помощью смартфона и двери с динамиком человек может попросить курьера оставить заказ рядом с дверью. Это вопрос удобства. Если конкретное решение для «умного дома» вам подходит, то его стоит подключить.

Есть другие решения, которые больше связаны с безопасностью. Например, когда я нахожусь в отпуске, то хочу, чтобы свет в окне моего дома зажигался вечером в определенное время, — так я создаю иллюзию, что кто-то в доме есть. Это вынудит злоумышленников передумать взламывать замок.

Если вы мама маленького ребенка, наверняка у вас может быть потребность в камере в детской комнате, чтобы видеть, как дети себя ведут, все ли с ними хорошо.

Существует огромное количество решений, а вы как потребитель выбираете подходящее. Все зависит от ваших интересов и запросов, а когда «умный дом» их удовлетворяет, у вас появляется больше времени и спокойствия.

Получается, что человек, однажды поживший в «умном доме», уже не сможет привыкнуть к обычной квартире?

— Скорее всего. Если человек выбрал три или четыре наиболее комфортных для себя решения для «умного дома», то, вероятно, он не только не захочет без них обходиться, но и не сможет.

За прошедший год оборот группы Bosch в России, Белоруссии, Украине, странах Кавказа, Центральной Азии и Монголии достиг €1,4 млрд (113 млрд рублей), из которых €1,1 млрд (87 млрд рублей) приходятся только на Россию.

Оборот компании в евро снизился на 11%, а в рублевом выражении вырос на 2%. По словам Хоффманна, результаты компании на российском рынке в 2020 году превзошли ожидания.

Общая выручка группы в прошлом году составила €71,5 млрд, что на 6,4% ниже показателя за 2019 год. При этом затраты на разработки и продажи оцениваются в €5,89 млрд (в 2019-м — свыше €6,08 млрд).

Лидером продаж стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Цифры по их росту составили 38% (€21,7 млрд). Что касается Китая, то рост продаж в этой стране — 54% по сравнению с 2020 годом и 27% — с допандемийным 2019-м. Сейчас Китай является главным рынком для Bosch — важнее Германии. «Мы делаем основную ставку на китайский рынок», — заявил Хоффманн, выступая с презентацией итогов деятельности Bosch в 2020 году.

прочитать весь текст
Вместе с Shell и Volkswagen вы разработали новый сорт так называемого голубого бензина, который содержит до 33% возобновляемых видов топлива. Когда мы сможем залить такой бензин в свой авто на заправке?

— Думаю, в горизонте 10 лет в России возможно появление голубого бензина. Я уверен, что декарбонизация — это проект глобального масштаба. Все страны мира берут на себя обязательства по сокращению выбросов СО2, в том числе и Россия.

Голубой бензин (Blue Gasoline) — это новый сорт бензина, разработанный Bosch, Shell и Volkswagen. Компании-партнеры заявляли, что экологичный бензин позволит сократить выбросы CO2 примерно на 20% на километр пробега. Он соответствует стандарту EN 228/E10 и может использоваться в бензиновых двигателях всех типов.

С мая 2021 года Bosch будет заправлять бензином Blue Gasoline автомобили собственного парка на заводе в Швибердингене. Также в течение этого года на новый бензин перейдут заводы в Фейербахе и Хильдесхайме.

прочитать весь текст
Какие препятствия могут возникнуть во время реализации этого проекта в России? Ожидает ли компания трудностей во взаимодействии с российскими властями в этом вопросе?

— Нужно сказать, что мы не являемся поставщиками энергии. Мы не провайдер. Мы поставщики автономных решений для автомобилей. У Bosch есть определенный интерес в нахождении новых путей обеспечения декарбонизации в России. Голубой бензин — это та технология, которая должна развиваться поставщиками нефти и газа или операторами заправочных станций.

В ходе презентации Хоффманн выразил несколько пожеланий в адрес регуляторов и политиков. «Ставьте перед нами цели, ставьте задачи, но позвольте нам самим выбрать путь их достижения. Не ограничивайте нас какой-то одной технологией», — заявил топ-менеджер.

Вы работали в подразделениях Bosch в разных странах мира. Как сильно от них отличается российский рынок?

— Пока очень рано об этом говорить. Практически все время с момента приезда я находился в Москве. А Москва — это мегаполис, который почти не отличается от других крупнейших городов мира. Но Россия — огромная и самобытная страна, мне еще многое предстоит увидеть, чтобы полноценно ответить на этот вопрос.

Штеффен Хоффманн пришел на работу в Bosch в 1992 году после окончании учебы в университет в качестве менеджера-стажера. Окончил Университет Эрлангена — Нюрнберга в Германии, а затем — Университет Санкт-Галлена в Швейцарии.

Хоффманн с 1993 года занимал руководящие должности в различных подразделениях и странах, включая Германию, Японию, Южную Африку и Великобританию. За шесть лет его работы президентом Bosch UK годовой оборот компании вырос на £1 млрд. Проработав в Bosch почти 29 лет, Хоффманн займется развитием компании в регионе, ростом продаж и локализацией производства.

прочитать весь текст
Какие риски есть в использовании «умного дома»? Ведь в СМИ не раз появлялись сообщения о взломах систем и использовании домашней электроники для добычи криптовалют.

— Bosch закладывает технологическую основу для более надежного и безопасного AIoT (искусственный интеллект плюс интернет вещей) и тем самым позволяет создавать приложения и продукты, которые лучше соответствуют потребностям клиентов. Основное внимание всегда уделяется доверительной работе с пользовательскими данными. Ведь при использовании подключенных продуктов клиенты часто задают следующие вопросы: как мне следить за происходящим при работе со сложными процессами? Как мои данные защищены от несанкционированного доступа или даже манипуляций? Как предотвратить неправомерное использование данных? Качество жизни основано на доверии.

Разработчики Bosch серьезно относятся к этому, дают ответы на вопросы с помощью технологических решений и продуктов, повышающих доверие людей к AIoT.

Bosch и Microsoft в феврале начали разрабатывать ПО для бесшовного подключения автомобилей к облаку. Для чего это нужно? Когда продукт будет готов?

— Цель этой коллаборации — упростить и ускорить разработку и установку автомобильного ПО на протяжении всего срока службы автомобиля в соответствии со стандартами качества индустрии. Новая платформа на базе Microsoft Azure будет включать программные модули от Bosch, позволит разрабатывать и устанавливать ПО в блоки управления и автомобильные компьютеры.

Мы намерены сделать платформу доступной для первых прототипов автомобилей к концу 2021 года.