$ 61.47
 68.21
£ 79.78
¥ 55.81
 63.48
Нефть WTI 60.33
GOLD 1487.50
РТС 1524.82
DJIA 28429.40
NASDAQ 8924.95
мнения

Бизнес под ментами

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Дмитрий Потапенко, бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc.


Падение покупательской способности, «крышевание» бизнеса силовиками и общая экономическая стагнация — реальность, в которой российский ретейл умудряется не только выживать, но и порой извлекать немалую прибыль.

Покупательская способность населения в России падает последние шесть лет. Окончание этого процесса не предвидится. Этот фактор и является основным трендом развития розничной торговли.

Сейчас идет укрупнение ретейла в целом. Но это не означает, что локальные продукты не жизнеспособны и их не стоит развивать. Примеров ярких выходов на рынок достаточно. Истории «ВкусВилл» или Wildberries вдохновляют. Будьте в курсе общих трендов, но не абсолютизируйте их.

Несмотря на общий тренд падения экономики, некоторые сети расширяются и прекрасно себя чувствуют. Развивается «Петрович», растут «Аптека.ру» и «Озон». Локально вы можете выбрать нишу и попытаться «откусить» кусок рынка у конкурента.

Рынок сегодня уже хорошо сегментирован, что также расширяет возможности. Развитие сегментов Big Box и гипермаркетов начинает замедляться. Да, «Магнит» и X5 всё еще растут, но при этом остается огромный объем рынка, который не принадлежит этим «монстрам».

И здесь важно, как говорится, «распозиционироваться». Иными словами, при появлении «Пятёрочки» по соседству спад продаж в вашем магазине означает, что вы построили объект, который не имеет целевой аудитории, а вовсе не то, что вас «сожрали».

Достижения и провалы года

2019 год в сфере ретейла запомнился несколькими провалами. Прежде всего, это смена владельца в сетях «Красное и Белое» и «Бристоль» при силовом участии. Бизнес у нас по-прежнему «под ментами». Силовики в масках часто выступают в качестве последнего аргумента в конкурентной борьбе, по закону они имеют право вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов и охотно им пользуются. В «Красном и Белом» все начиналось с обысков. Другой яркий пример — дело Майкла Калви. Более 200 тыс. уголовных дел против предпринимателей теперь считается нормой.

В деловой практике есть понятие goodwill, или «доброе имя», деловая репутация, — нематериальный показатель, который в итоге влияет на цену компании. В России некоторые компании запросто игнорируют пользу «доброго имени», а признают что-то вроде badwill, его альтер эго, — когда ты, например, можешь организовать наезд на своего ближайшего конкурента или имеешь связи где-нибудь «наверху», особенно в ФСБ и ФСО.

Еще один неутешительный итог 2019 года — перестает активно развиваться «Ашан». На протяжении многих лет это была крайне важная сеть для всей бизнес-экосистемы. Такая же ситуация и с Metro. Снижение активности этих сетей — не лучший вариант для развития рынка.

Зато растущий Wildberries — показатель того, что можно сделать, даже не обладая огромными ресурсами. Татьяна Бакальчук (основательница и генеральный директор Wildberries. — Примеч. ред.) — просто молодец, она выходит в офлайн. У компании будет большое количество точек. Это логично, так и должно быть. Вообще, моноканальность уходит в прошлое. Сегодня все каналы должны взаимодействовать, но не стоит делать из этого фишку. Это всего лишь дань времени, один из инструментов. Создание «Телеграм»-канала, например, — это не прорыв, а следование за покупателем. Нравится ему Telegram — сделаете Telegram, закроют у нас YouTube — сделаете RuTube и так далее.

Ретейл освоит навыки выживания

В 2020 году нас ждет стагнация. Ничего нового: вчера было плохо, сегодня плохо, завтра тоже будет плохо, — значит, ситуация стабилизируется.

Кризис ли это? В экономике кризис — это цикличная история. Это волны, которые постоянно поднимаются и опускаются, но, если ты не умеешь плыть по ним, не выйдет ничего хорошего. Задача любого управленца — быть серфером. Для экономики абсолютно все равно, поднимается волна или опускается. Основная проблема в том, что мы приковали себя ко дну и притворились столбом.

Посмотрите, у нас все озабочены торговыми войнами, но они идут последние две тысячи лет. Они вообще всегда идут, это норма. Мы не подчиняем себе стихию волн, а можем только соответствовать. В этом смысле ретейл как отрасль очень жизнеспособна. Другой вопрос, что удержаться на плаву удача вряд ли поможет.