Бизнес под властью
В 2010-м кто-то из бизнесменов свернул свои дела, кто-то нажился на кризисе, а некоторые предприниматели запомнились лишь громкими скандалами, влияние которых на экономику проявится уже в Новом году.
Знаковое событие для бизнеса – отставка мэра Юрия Лужкова. С приходом нового градоначальника в подвешенном состоянии оказались многие столичные компании. В первую очередь под удар попала «Интеко» Елены Батуриной. «Если государство решит, что кому-то не место (в бизнесе. – Прим. «Ко»), работать станет невозможно, заставят продать», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, в 2010 году неравноправные отношения между бизнесом и властью лишь закрепились. В этом году в Европу перебрались не только экс-мэр с супругой, но и бывший совладелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев, которому не позволили развивать бизнес. Потерял банк и глава «Межпрома» Сергей Пугачев, но его обвиняют в выводе активов и подозрительных финансовых операциях в пользу сына.
История с продажей Дмитрием Рыболовлевым «Уралкалия» лишний раз подтверждает специфику взаимотношений между предпринимателями и чиновниками. «Частный бизнес в России скорее государственный – ни одна крупная сделка не обходится без участия или ее одобрения властью», – подчеркивает Игорь Николаев. Поэтому Михаил Прохоров проводил много времени в кремлевских кабинетах, пытаясь уловить последние тенденции. Чтобы, во-первых, сохранить деньги, во-вторых, вложиться в перспективный с точки зрения чиновников бизнес. В этом году бизнесмен на коне. Он затеял несколько проектов, поддерживаемых Кремлем, а его состояние продолжает увеличиваться.
О финансовом благополучии совладельца «Русала» Олега Дерипаски вряд ли можно сказать то же самое. Благодаря IPO он уменьшил долги, но прославился в этом году скандалами и борьбой за контроль над «Норникелем». Еще один борец за справедливость – владелец «Москонверспрома» Валерий Морозов. Он возмутился, когда его стали отодвигать от выгодных контрактов в Сочи. Только о последствиях акций «несогласных» мы сможем узнать уже в следующем году.