Бизнес потянуло в пивные и блинные

Детское развитие и общепит выступают наиболее перспективными сферами для покупки франшизы. Самый динамичный сегмент — пивные и блинные. Такие выводы содержатся в рейтинге отечественных франшиз по итогам 2024 года от портала TopFranchise (есть в распоряжении «Компании»).
В 2024 году количество открытых участниками рейтинга франчайзинговых точек достигло 20 170, по сравнению с предыдущим годом показан рост на 10%. В среднем, каждая франчайзинговая сеть открывала по 36 точек. При этом серьезно вырос интерес к блинным и к пивным магазинам — их открывали на 34% и 28% чаще, чем в 2023 году.
Самыми популярными в прошлом году стали франшизы из категорий «Детское развитие и образование», «Рестораны и Салоны красоты», «Другие услуги населению» и «Развлечения и досуг».
Генеральный директор TopFranchise Виктор Большаков указал на то, что в кризисное время рынок франчайзинга всегда показывал активный рост. Так было и в 2009-м, и в 2014-м, и даже сразу после апреля и мая 2020-го.
«Сегодня же мы наблюдаем картину того, что на рынок в значительной степени влияет ставка ЦБ: потенциальные покупатели франшиз опасаются за свои средства и предпочитают покупке долгосрочные вклады. Несмотря на это, рынок все равно вырос на 10% относительно 2024 года. И если ставка снизится и геополитическая обстановка восстановится, нас ожидает бум в сфере франчайзинга», — считает Большаков.
В рейтинге участвовали 237 российских компаний, 51 из них была новичком. Большаков отмечает, что рынок франчайзинга в России очень изменчив. При хороших результатах в 2023 году компания в 2024-м может вылететь даже из ТОП-100. «В этом году мы видим спад спроса на открытие ПВЗ. Во многом, изменения в рейтинге привязаны к темпам роста франшизы, отзывам действующих франчайзи, популярности сегмента рынка. Например, в этом году мы не увидели в топ-30 компании «Инвитро», хотя несколько лет подряд она занимала топовые места», — подчеркнул гендиректор TopFranchise.
В общем зачете лучшей стала «Крошка Картошка». Эта франшиза фастфуда в позапрошлом году заняла 23-е месте, а в 2024 году набрала 820 баллов и заняла первую строчку в рейтинга. Также компания поднялась на три позиции в категории «Фастфуд». В 2024 году по франшизе открыли 11 новых точек.
Франшиза сети зоомагазинов «Мокрый нос» первый раз участвовала в рейтинге и сразу заняла второе место, набрав 800 баллов. В прошлом году открылась 71 новая точка сети.
Франшиза детского языкового центра «Полиглотики» замкнула топ-3 рейтинга, набрав 790 баллов. В 2024 году по франшизе открыли 17 новых точек.
Франшиза пивного магазина «Пивная Борода» за год поднялась с 158-й позиции на четвертое место, набрав 780 баллов. Второй год подряд она берет первенство в своей категории. За прошлый год было открыто 45 новых точек.
Франшиза лаборатории «ДНКОМ» набрала 775 баллов. Это позволило ей подняться на 13 позиций в общем рейтинге и занять пятое место. За 2024 год была открыта 31 новая точка.
По мнению экспертов в 2025-2027 годах особенно перспективными будут следующие сферы бизнеса: «Медицинские услуги», «Детское развитие и образование», «Фастфуд», «Дарк-китчен», «Производство», «IT-бизнес», «Кофе с собой», «Доставка и пункты выдачи», «Алкомаркеты» и «Продукты питания».