Бизнес принялся за buyback

С конца 2021 года российские компании одна за другой начали объявлять о программах выкупа своих акций. В их числе оказались Fix Price, «Магнит», «Детский мир», «Самолет» и «Сбер». Зачастую бизнес прибегает к buyback, чтобы мотивировать менеджмент и снизить расходы на дивиденды. Вместе с тем эксперты, опрошенные «Компанией», не исключают, что за этим решением скрывается намерение бизнеса поддержать громкими заголовками падающие котировки.
В последние годы программы buyback стали одним из драйверов роста американских фондовых рынков, создавая спрос и уменьшая предложение. Корпорации оказались довольно заметными покупателями на биржах, а количество акций в обращении снизилось. 2021 год не стал исключением. Благодаря росту программ buyback американские фондовые рынки смогли достичь рекордных значений. С начала прошлого года S&P 500 вырос на 25% и бил свои рекорды 67 раз. Так, в третьем квартале 2021-го компании из списка индекса выкупили акции на сумму $234,5 млрд, что побило предыдущий рекорд в $223 млрд за четвертый квартал 2018 года.
На российском фондовом рынке сформировалась тенденция объявлять buyback на фоне фундаментальной недооценки стоимости компаний. На фоне просадки акций из-за геополитических рисков такой шаг выглядит логичным решением. Западные хедж-фонды скупали российские и украинские активы на фоне резкого падения их стоимости. Компания, объявляя buyback, подает сигнал, что считает свои котировки не отражающими реальное состояние бизнеса. Выкуп акций может стать неплохой поддержкой для роста акционерной стоимости. Кроме того, buyback позволяет мотивировать персонал акциями компании. Бумаги, в которых проводится выкуп, как правило, показывают более сильную динамику в отличие от конкурентов. Цена растет за счет дополнительного спроса, что создает возможность для заработка.
Какие компании объявили о buyback
В середине января дочерняя компания «Сбера» — «Сбербанк КИБ» — объявила, что проведет buyback в течение 2022–2025 годов. На выкуп своих акций организация планирует потратить до 50 млрд рублей. Такое решение правление Сбербанка приняло для долгосрочной программы мотивации сотрудников. Покупка будет происходить на Мосбирже и через внебиржевой рынок. Она не распространяется на депозитарные расписки на обыкновенные акции Сбербанка.
Для долгосрочной мотивации менеджмента обратный выкуп акций анонсировал также совет директоров крупнейшего в России девелопера «Самолет», но на сумму не более 3 млрд рублей. Приобретать бумаги на открытом рынке будет его дочерняя компания «Самолет-Резерв», исходя из рыночной цены акций.
Сразу после «Сбера» международная сеть магазинов низких фиксированных цен Fix Price заявила, что намерена провести выкуп ГДР на общую сумму до 4 млрд рублей на протяжении периода до шести месяцев. В компании полагают, что в текущих экономических условиях ее рыночная капитализация не отражает фундаментальной стоимости бизнеса.
«В подобной ситуации мы видим возможность для распределения денежных средств среди держателей ГДР посредством реализации программы», — отметили представители Fix Price.
Компания заключила соглашение с АО «ВТБ Капитал» (ВТБК) для управления программой. Предполагается, что ВТБК будет покупать ГДР от своего имени на Московской бирже в период действия программы с последующим выкупом расписок ритейлером. При этом «ВТБ Капитал» станет принимать торговые решения в рамках программы независимо от компании.
По аналогичным причинам buyback решили провести в «Магните». Гендиректор компании Ян Дюннинг отметил в беседе с «Интерфаксом», что текущие котировки «Магнита» не соответствуют фундаментальной стоимости бизнеса. По его словам, они являются следствием «множества внешних факторов», находящихся вне контроля компании. Ритейлер «Детский мир» запустил buyback на Московской бирже на сумму до 3,5 млрд рублей. Акции до 9 августа 2022 года выкупит «дочка» ритейлера — ООО «ДМ Капитал». Компания намерена в дальнейшем погасить акции с учетом всех применимых ограничений и правил и не использовать их для голосования.
После длительного перерыва выкуп акций возобновил «Лукойл». О запуске программы на общую сумму до $3 млрд компания объявила еще в 2019-м. Прошлая программа продлилась до 20 августа того же года, тогда как срок проведения был обозначен до 30 декабря 2022 года. Менеджмент отметил, что компания сделает упор на дивиденды, нежели на обратный выкуп акций. Эксперты допускали, что обратный выкуп не будет проводиться до улучшения ситуации на рынке нефти.
В конце ноября 2021-го нефтегазовая компания возобновила buyback. В конце декабря в «Лукойле» сообщили, что за период с 26 ноября по 1 декабря приобрели акции, включая ADR, на 0,13% уставного капитала — на сумму почти 5,6 млрд рублей. А в первую неделю декабря — на 0,06% уставного капитала, суммарно почти на 2,5 млрд рублей. При этом на фоне падения российского рынка в январе обратный выкуп акций позволил компании поддержать стоимость бумаг.
Зачем компаниям выкупать свои акции
Эксперты рассматривают обратный выкуп акций преимущественно как позитивный сигнал для инвесторов. Вместе с тем ситуация с этой процедурой не всегда столь очевидна, каждый такой кейс следует рассматривать отдельно. Так, аналитик 8848 Invest Александр Копытов отметил в беседе с «Компанией», что некоторые российские организации сейчас стремятся выкупить свои акции на низких уровнях, чтобы затем в течение года продать их на рынке по более высокой цене.
«Действительно, текущий российский фондовый рынок достаточно дешев. И, если у компании много свободных средств, один из вариантов распределения капитала — это объявление обратного выкупа акций. Как минимум это увеличивает прибыль на одну акцию и дивиденды. А созданный новостью импульс может привести к дальнейшему росту капитализации», — пояснил эксперт.
Чтобы оценить потенциал движения цены, насколько акция уже выросла после объявления новости, необходимо тщательно проверять предпосылки обратного выкупа: на какие суммы и в какие сроки он будет производиться, какие площадки станут участвовать, отмечает Копытов. Ситуация с точной оценкой эффекта buyback на котировки усложняется тем, что для многих корпораций это продолжающаяся политика. Таким образом, объявление программы может накладываться на продолжение старой, темпы фактического выкупа инвесторы узнают постфактум.
«Само объявление может служить цели краткосрочного повышения упавших котировок. Некоторые компании объявляют обратный выкуп, находясь не в самом устойчивом финансовом положении. Тогда это скорее уловка, попытка поддержать падающие котировки громкими заголовками. Конечно, акции таких компаний следует покупать с большой осторожностью», — отметил Копытов.
Он не исключает, что после проведения buyback у компании могут возникнуть финансовые проблемы, например падение выручки. При этом она обязана в течение года избавиться от акций либо погасить их с уменьшением уставного капитала.
«Получается, лишние деньги уже потрачены и придется продавать акции с убытком. Тогда новость об обратном выкупе была наилучшей точкой продажи», — отметил Копытов.
Финансовый аналитик Сергей Дроздов, в свою очередь, не видит скрытых замыслов в объявленных программах обратного выкупа акций. По его словам, размер объявленных buyback не столь велик, чтобы существенно поддержать котировки. Таким образом, они с наибольшей вероятностью направлены на мотивацию менеджмента.
«Конечно, можно поиграть в эту игру. Но есть один нюанс — котировки могут в моменте позитивно отреагировать, но дальше продолжить снижаться. Впрочем, пугаться этого не стоит. Когда компания объявляет buyback, нужно оценивать его объем, учитывать, на каком уровне находится бумага. Если объем buyback хороший, то в среднесрочной перспективе на этом можно заработать», — отметил Дроздов.
Из всех компаний, заявивших с прошлого года о buyback, по его мнению, наиболее нетипичным стало объявление об обратном выкупе акций «Сбера». Кредитная организация впервые объявила о проведении этой процедуры. При этом величина ее buyback весьма незначительная в масштабе компании (50 млрд рублей — около 1% от общей капитализации).
Инвестиционный консультант, автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман пояснил, что у «Сбера», как и у других компаний, достаточно средств, чтобы развиваться. По его мнению, buyback в этом случае инициировали с целью увеличить акционерную долю, чтобы она была у главных акционеров, а не торговалась на рынке. Покупка акций третьим лицом, пояснил аналитик, может привести к стороннему влиянию и непосредственно управлению компанией. Процедура buyback позволяет снизить риск покупки на рынке крупного количества акций одним инвестором. Эксперт также отметил, что некоторые компании проводят buyback, чтобы снизить дивидендную выплату.
«Например, я должен заплатить дивиденды большому количеству акционеров, частным лицам и компаниям. Но, предположим, 2020 год у меня был не очень, еще и дивиденды платить не хочется, поэтому я инициирую buyback. Я сам выкупаю акции, соответственно, платить дивиденды буду себе же. Поэтому здесь чаще всего речь идет о том, что компании хотят остаться платежеспособными и не тратить дополнительно деньги, например на те же самые дивиденды. Таким образом, некоторые компании вроде "Сбера", на мой взгляд, защищают тот бизнес-вектор, который ведут», — заключил Зайцман.
Еще по теме



