Бизнес с неограниченной ответственностью

Пока Центризбирком выращивает Владимиру Путину номинальных противников, главного оппонента действующему президенту представил на днях Центробанк. По словам зампреда ЦБ Арнольда Войлукова, с 2005 года в обращение может быть введена купюра достоинством 5000 руб., что, несмотря на соответствующие дезавуирующие заявления официальных лиц, недвусмысленно свидетельствует о не слишком благоприятных инфляционных ожиданиях Банка России.

Справедливости ради отметим, что еще в 2001-м, когда появилась тысячерублевая купюра, руководители ЦБ осторожно говорили о возможности введения через четыре года пятитысячной банкноты. Но, очевидно, на Неглинной возлагали определенные «антиинфляционные» надежды на нового президента. Потому и не спешили с утвердительными ответами.

Однако свой второй президентский срок Путин встречает не только с тем же рейтингом, что и первый, но и почти с теми же темпами инфляции. И спецназ с Генпрокуратурой в данном случае бессильны. Можно, конечно, принять во внимание человеческий фактор ценообразования, что и попытался сделать президент, когда в конце 2003 года заговорил о социальной ответственности бизнеса. На фоне продления сроков тюремного заключения совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского* и Платона Лебедева и туманных намеков по поводу «пяти – семи – десяти» человек, которые во время приватизации «могли соблюдать закон, но не хотели», президентские призывы должным образом отреагировать на снижение НДС и отмену НСП и снизить цены звучали более чем убедительно. Социальная ответственность все же гораздо лучше, чем уголовная.

Правда, тот же Ходорковский и его партнеры одними из первых в стране начали внедрять стандарты институциональной благотворительности, принципиально отличающейся от бытовавшей долгое время системы благотворительного рэкета. Учрежденная ЮКОСом «Открытая Россия» даже получила статус благотворительной организации согласно британскому законодательству. Тем не менее основатель и председатель правления фонда встретил Новый год в «Матросской тишине». А деятельность самой «Открытой России» вызывает у правоохранительных органов гораздо больше вопросов, нежели, например, деятельность Фонда содействия подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга.

Вот и решай теперь, кто более социально ответствен. Банки средней руки, вкладывающие по $1 млн в родной город президента, или сырьевые компании, направляющие часть от полученных за счет высоких цен на нефть сверхприбылей на компьютеризацию провинциальных школ?

Или «узурпировавшие» пресловутую природную ренту нефтяники обязаны выкладываться в ноль? Но тогда непонятно, как быть с миллионами работников, занятых в отрасли. Они не фигурируют в списках Forbes. Но именно эти «монтажники и плотники» обеспечивают тот платежеспособный спрос, который в конечном счете и стимулирует вожделенный рост ВВП. (К слову, если Владимир Путин озабочен подъемом экономики, то инфляция не должна его сильно смущать. По крайней мере согласно кейнсианской теории на определенном этапе инфляция стимулирует рост производства. Но, видимо, глава государства хочет хоть в чем-то расходиться во взглядах с кандидатами на пост президента от блока «Родина».)

Не стоит забывать и о многочисленных миноритарных акционерах крупнейших отечественных сырьевых компаний. Среди них тоже нет олигархов. Зато попадаются негосударственные пенсионные фонды и компании, управляющие частными пенсионными накоплениями. И если государство стремится ослабить нагрузку на Пенсионный фонд (что вполне понятно, поскольку к 2010 году на одного работающего в стране будет приходиться как минимум по два пенсионера), то оно в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы НПФы и проч. получали хорошие дивиденды. Наверное, такой подход более эффективен, нежели призывы к работникам «социально ответственно» стучать на работодателей, уклоняющихся от отчислений ЕСН.

Пока власть и бизнес, очевидно, по-разному понимают значение термина «социальная ответственность». Кто-то имеет в виду общество (акционеров или партнеров), кто-то, возможно, вспоминает о социализме или о «высшей мере социальной защиты». В стране даже нет какого-либо внятного «благотворительного» законодательства.

Поэтому пуганым отечественным предпринимателям ничего не остается, как руководствоваться вечными законами рынка. И, соблюдя свой интерес благодаря реально отмененному, но по-прежнему включенному в цену налогу с продаж, «социально ответственно» объявлять о рождественских скидках и беспроцентных кредитах.

* Признан в России иностранным агентом.