Бизнес с оглядкой на UX
Одной из самых востребованных профессий становится UX-исследователь (от User Experience — пользовательский опыт).
Чтобы стало понятно, сразу к делу, а именно к проекту, которым мне пришлось заниматься в IE Business School в Мадриде. Компания Fjord, крупное международное дизайн-агентство, которое входит в состав консалтингового агентства Accenture, сформулировала задачу так: как создать чувство общности для пожилых людей через физическое пространство? Компания хотела знать, какие проблемы, эмоции и мотивации есть у пожилых людей. Ведь по прогнозам к 2050 году на планете будет жить 2 млрд человек старше 60 лет.
Мы исследовали роль пожилых людей в обществе и проблемы их интеграции. В Мадриде есть инициативная группа Adopta Un Abuelo, которая организовывает митапы: молодежь записывается на эти встречи и проводит время с пенсионерами. Они вместе ужинают, слушают музыку и общаются.
В ходе исследования мы получили следующие инсайты: пожилым людям очень не нравится, когда к ним относятся как к детям, опекают, ограждают, — им хочется самостоятельности и независимости. Большинство мероприятий для пожилых в рамках действующей системы направлено на оздоровление и занятия спортом. А респонденты хотят просто весело проводить время, делиться своим жизненным опытом с молодежью. Для компании многие наши выводы стали неожиданными. Это позволило расширить список гипотез для продолжения работы над проектом и исключить те, которые не подтвердились в ходе глубинного интервью.
Профессия: UX-исследователь
UX-исследователь — это специалист, который изучает потребности целевой аудитории: ее «боли», задачи, проблемы, мотивацию и предпочтения. Используя количественные и качественные исследования, UX-специалист собирает инсайты и формирует контекст, в котором предстоит работать дизайнерам и разработчикам. Это — посредник между продуктовой командой и конечными потребителями. Он определяет модели поведения и мышления пользователей, а UX-дизайнеры, опираясь на эти данные, создают или совершенствуют продукт.
Аналитики справедливо отмечают, что на рынке цифровых услуг предложение превысило спрос. Запустить digital-продукт сегодня проще, чем когда-либо прежде, а вот масштабировать его крайне сложно. Привлечение и удержание пользователей превратилось в науку, которой владеют немногие. Переизбыток сервисов действительно сделал пользователя более разборчивыми: он ожидает максимальный уровень качества и удобства при минимальной стоимости и не будет закрывать глаза на «баги», недоработки и несовершенства. Увы, но дизайнеры, разработчики и маркетологи не всегда понимают потребности клиента. Например, интерфейс, который кажется им удобным, сбивает пользователя с толку. А плохой UX всегда отрицательно сказывается на конверсии и продажах.
Часто разработчики полагаются на собственное видение и интуицию, а к целевой аудитории обращаются уже на стадии проверки прототипа — и оказывается, что продукт не «заходит», а переделывать его уже слишком поздно.
Штатные UX-исследователи помогают строить гипотезы не на убеждениях и умозаключениях, а на статистике и реальных фактах. Компания с собственной UX-лабораторией никогда не скажет «нам кажется», она подкрепит любую гипотезу надежными количественными и качественными исследованиями.
Но постепенно бизнес всё больше понимает, что продукт нужно менять под пользователя, а не наоборот. Сегодня UX-подразделения есть в большинстве компаний — от небольших игровых студий до крупнейших банков. И их инвестиции в UX окупаются: по данным Forrester, каждый 1 $, вложенный в это направление, приносит в перспективе 100 $. Более того, качественный UX повышает конверсию в среднем на 400 %. Именно UX-исследователи помогают найти подход к пользователям и создать продукт, который решает проблему, а не создает новую. Но такие специалисты пока в дефиците, хотя профессия не первый год входит в топ самых востребованных.
Какие компетенции нужны UX-исследователю?
- Знание методов проведения исследований: количественных, качественных, комплексных
Среди них: usability-тестирование, A/B-тестирование, опросы и интервью, полевые исследования, работа с фокус-группами, бенчмаркинг. Вам предстоит много общаться с людьми, слушать и слышать — а для этого нужен развитый эмоциональный интеллект (EQ). Потребуются и навыки составления портрета ЦА, выстраивание карты пользовательского пути (Customer Journey Map). Эти навыки являются фундаментальными и преподаются в IE Business School на программе Master in Customer Experience and Innovation с первых дней.
- Аналитические навыки: умение извлекать инсайты из большого массива данных
UX-исследователю предстоит много работать с данными: собирать, обрабатывать, структурировать. Это самая монотонная часть работы, но у нее есть и положительная сторона: на определенном этапе специалист превращает сухие данные в увлекательные отчеты и презентации, которые представляет команде. Навык презентовать свои наблюдения перед аудиторией — один из самых важных в работе UX-исследователя.
- Глубокое понимание циклов создания продукта, особенностей UX-дизайна и специфики IT-разработки
Чтобы лучше понять проблемы пользователей, UX-исследователю важно самому тестировать сторонние продукты и сервисы. Это поможет ему посмотреть на UX изнутри, встать на место потенциального клиента и лучше понять его «боли».
- Развитые гибкие навыки: умение выстраивать диалог, доносить результаты исследований в понятной форме, способность находить подход к разным людям.
UX-исследователь должен разбираться в психологии пользователя хотя бы на базовом уровне. Также важно быть хорошим командным игроком: практически на всех этапах работы специалист взаимодействует с коллегами из разных отделов. От уровня взаимопонимания зависит успех и эффективность исследования, поэтому нужно избегать недомолвок, грамотно задавать вопросы и строить диалог с дизайнерами, разработчиками и маркетологами.
Где и как готовят UX-исследователей?
В классических университетах программы по UX обычно не предусмотрены, поэтому будущие исследователи проходят онлайн-курсы или обучаются в бизнес-школах. Многие начинают с мультидисциплинарных курсов — например, на Coursera можно пройти программу Human Computer Interaction — она помогает понять, как пользователь взаимодействует с интерфейсом.
В UX-сферу часто приходят из психологии, социологии, антропологии, маркетинга. Такая база помогает быстрее прокачивать навыки и лучше понимать пользователей.
У меня образовательная траектория довольно нестандартная: я получила образование переводчика в МГЛУ, стабильно работала, но на каком-то этапе захотела поучиться за рубежом. Мне нужна была встряска, радикальные изменения. Изучив рейтинг лучших бизнес-школ Европы, я выбрала IE Business School. Изначально я думала пойти на программу MIM (Master in International Management), но потом поняла, что уже неплохо разбираюсь в этой сфере. Тогда я обратила внимание на направление Master in Customer Experience and Innovation («Магистр клиентского опыта и инноваций»): меня всегда привлекала клиентоориентированность.
На парах мы изучали методы количественных и качественных исследований, а также анализа, экосистемы и этику в мире клиентского опыта, клиентоориентированный дизайн, человеческое поведение. Отдельно развивали скил подготовки презентаций. Всего было около 25 предметов, на которых мы работали над реальными бизнес-кейсами. А результаты работ оформляли в виде отчетов и мини-презентаций. Так, к окончанию курса страх публичных выступлений полностью ушел.
Еще у нас были занятия по сторителлингу: нас учили, как грамотно подавать результаты своих исследований в формате увлекательной истории. UX-специалисту нужно не просто донести информацию до команды, но и сделать так, чтобы ему поверили. Без развитых soft skills точно не обойтись: нужно уметь объяснять, давать фидбек, убедительно доносить свою позицию, аргументировать. Иначе «продакты» к вам не прислушаются.
А на парах по предпринимательству мы запустили образовательную платформу по SexEd, для создания которой общались с однокурсниками из разных стран мира, чтобы понять, как сексуальное образование построено в разных регионах.
Полезные ресурсы для UX-исследователя:
Telegram-канал UXhorn — его ведет сотрудник Сбера, который регулярно публикует интересные статьи о UX.
Англоязычная платформа UX Coffee Hours — это комьюнити специалистов по всему миру. Здесь можно получить менторскую поддержку. Как-то я разбирала кейс по учебе и пришла в тупик: просто не понимала, с чего начать исследование. Менторы UX Coffee Hours мне помогли.
Как строится карьера UX-исследователя?
Программа Customer Experience (CX) шире, чем любая программа по UX, поэтому вариантов построения карьеры у меня было несколько: я могла стать CX- или продакт-менеджером, могла уйти в сервисный или продуктовый дизайн. Также была возможность пойти по траектории управления бизнес-трансформациями, заняться предпринимательством и запустить свой инновационный бизнес.
Во время учебной практики я работала с корпоративными клиентами — в основном занималась UX. Например, мы помогали компании Hilti понять их клиентов из малого и среднего бизнеса: проводили серии интервью с клиентами и сотрудниками, посещали строительные магазины, проводили полевые исследования — вели полномасштабную исследовательскую работу с построением гипотез. В итоге я поняла, что именно эта область нравится мне больше всего. Мне было интересно исследовать контексты, боли, мотивации клиентов, находить инсайты «между строк» и получать неожиданную, интересную информацию.
С дипломом IE Business School сложностей с трудоустройством у меня не было, и сейчас я работаю UX-исследователем в отделе анализа пользовательского взаимодействия — это UX-лаборатория в digital-департаменте банка «Открытие». Она открылась чуть меньше года назад, но за это время многого удалось достичь. Например, недавно я изучила результаты исследований, проведенных в декабре прошлого года по одному из разделов мобильного банка, — оказалось, что 90 % рекомендаций было учтено.
Что входит в обязанности UX-специалиста в крупном банке?
Организация и проведение UX-исследований с участием пользователей.
Поиск, сбор и анализ информации о пользовательском опыте, составление выборки респондентов — в нее должна входить в первую очередь ЦА.
Построение портрета ЦА, пользовательских сценариев, построение Customer Journey Map.
Помощь продуктовой команде: проведение вспомогательных исследований, обучение методам, консультирование, анализ данных.