Бизнес сыграл в прятки
Крупные российские компании и банки на своих сайтах начали скрывать разделы с именами руководителей. И если банкам ЦБ позволил до конца года не раскрывать информацию о правлении, то «Яндекс», «Аэрофлот» и «Сухой» не объясняли свое решение. Сокрытие имен глав компаний на сайтах не поможет избежать их попадания под санкции, уверены опрошенные «Компанией» эксперты. При этом, по их словам, такое решение можно назвать попыткой обеспечить информационную безопасность членов правления или даже имиджевым ходом в качестве контрсанкций.
В частности, раздел с информацией о руководстве убрал «Яндекс», первым на это обратил внимание Telegram-канал «Беспощадный пиарщик». Раздел о правлении недоступен в русскоязычной и англоязычной версии сайта «Аэрофлота» (при этом в кэше оставалась сохранена текстовая версия страницы с именами руководителей). АФК «Система» удалила ссылки на членов совета директоров и убрала имя его председателя Владимира Евтушенкова в разделе о структуре группы (в кэше ссылки кликабельны).
Аналогичная ситуация произошла с сайтом Ростеха — на странице «О компании» приведена цитата главы корпорации Сергея Чемезова. В сохраненной кэшем версии странице приведены имена членов набсовета, правления и научно-технического совета. Страница с руководством «Сухого» открывается уведомлением, что «сайт находится в разработке». В разделе «Руководство» Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) указано только имя гендиректора Юрия Слюсаря. В подразделе «заместители генерального директора» указана ошибка — «Раздел не найден». При этом в кэше сохранена версия страницы от апреля 2021 года, где указаны имена семи заместителей главы ОАК.
Между тем, «Ростелеком» оставил на сайте раздел «топ-менеджмент», но убрал все имена. На сайте ММК разделы с составом и председателем совета директоров ведут на одну и ту же страницу с сообщением: «Страница находится на реконструкции. Приносим свои извинения». При этом в кэше сохранены обестраницы. Продуктовый ритейлер «Лента» удалил раздел о руководстве, но информацию о нем можно отыскать в архиве.
Всех этих компаний так или иначе коснулись западные санкции. Под ограничения попали либо компании целиком (Ростех, ОАК, «Сухой» и др.), либо кто-то из топ-менеджмента («Яндекс», «Ростелеком», ММК, «Лента»). Однако не все так или иначе попавшие под санкции компании скрыли имена руководства на сайте. К примеру, ТМК сохранила информацию о топ-менеджменте, хотя владелец и председатель совета директоров Дмитрий Пумпянский попал под западные ограничения. Также информация сохранена на сайте ОСК и РЖД.
ЦБ разрешил утаить
В начале марта ЦБ разрешил российским банкам не раскрывать на своих сайтах основные формы отчетности РСБУ. Это же касается и сайта Банка России. Правило было введено «для ограничения рисков кредитных организаций», связанных с санкциями Запада.
В середине марта регулятор позволил банкам до конца года не раскрывать часть следующих данных о своей деятельности:
контролирующих лицах;
членах органов управления и других должностных лицах;
реорганизации компании, присоединении или преобразовании.
Сам Центробанк позволил и себе не раскрывать на своем сайте эту информацию, а также структуру и состав акционеров финансовых организаций.
Этому решению уже последовали ВТБ, Газпромбанк, «Открытие», Сбербанк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Альфа-банк, Тинькофф Банк (удален раздел «для инвесторов), Всероссийский Банк Развития Регионов, Новикомбанк, «Уралсиб» (раздел о руководстве перенаправляет на страну «о банке) и другие.
«Их и так найдут»
Если члены совета директоров и правления — люди известные, то «их и так найдут», считает бизнес-консультант и политтехнолог Алена Август. Она выделила несколько причин сокрытия топ-менеджмента:
для обеспечения их информационной безопасности и спасения от различных видом угроз;
смена структур совета директоров и правления из-за экономической и политической ситуаций.
«Единственный способ не попасть под санкции — не быть русским», — уверена доцент кафедры маркетинга РЭУ Инга Корягина. Она не исключила, что удаление информации о руководстве работает в качестве контрсанкций, как «имиджевый ход». «Информация тем более в открытых источниках во время конфликтов перестает быть пиаром — она начинает быть оружием против того, кто ее разместил», — заключила Корягина.