Top.Mail.Ru
архив

Бизнес в фокусе

Видео-конференц-связь (ВКС) уже стала обычным решением для многих компаний. Использование подобной системы коммуникации вызвано различными причинами, среди которых: сокращение издержек, совместное ведение проектов, возможность проведения переговоров без необходимости организации поездок, обучение сотрудников и т.д. "До появления ВКС многое из перечисленного выше можно было реализовать лишь при обязательном присутствии всех участников встречи в одной переговорной, - напоминает Александр Гревцев, руководитель департамента ВКС Avaya в России и СНГ. - Быстрота принятия решений и экономия средств и времени являются одними из основных трендов и движущих факторов развития ВКС". Российский рынок видео-конференц-связи на протяжении последних трех лет стабильно демонстрирует рост. Так, в 2011 г., достигнув пиковых показателей, он стал одним из самых быстрорастущих в регионе ЕМЕА. Сейчас рынок ВКС в нашей стране продолжает расти вслед за мировыми показателями. "Сегодня видеосвязь - это уже часть повседневной жизни. Компании рассматривают решения видео-конференц-связи как бизнес-преимущество, а также как удобное средство для коммуникации и совместной работы", - поясняет Сергей Хомяков, вице-президент Polycom в России и СНГ. По данным исследования Redshift Research, уже в 2016 г. видео-конференц-связь станет основным способом делового общения, потеснив электронную почту и телефонию. А самыми главными преимуществами ВКС респонденты называют увеличение продуктивности взаимодействия специалистов из разных территориальных подразделений компании, более ясное понимание обсуждаемых тем и повышение результативности встреч. Среди последних тенденций эксперты указывают на рост спроса среди компаний среднего и малого бизнеса как на обычные, так и на "облачные" решения ВКС, развитие ВКС с помощью отраслевых решений и повышенный интерес к обеспечению конфиденциальности связи.

Конференция в "облаках"

Ранее ВКС использовали в основном для селекторных совещаний и коммуникаций руководства компаний. Теперь функционал и востребованность конференц-связи серьезно расширились. "Развитие рынка ВКС характеризуется тремя основными тенденциями: происходит активное внедрение "облачных" технологий, мобилизация видео-конференц-связи и включение ВКС в общую среду объединенных коммуникаций на основе интеграции систем ВКС с другими корпоративными системами, сторонними программами и сервисами", - рассказывает Сергей Хомяков. "Для получения максимальной выгоды от внедрения технологий одним из трендов стала интеграция ВКС с другими сервисами, и, как правило, сторонних производителей. Наибольший спрос среди таких объединений у IP-телефоний, Microsoft Lync и Skype", - продолжает главный инженер проектов группы компаний "Астерос" Владислав Перегудов. В целом можно выделить два основных фактора развития видеокоммуникаций: виртуализация и "мобилизация", о которых еще несколько лет назад многие специалисты отзывались скептически. Но время расставляет все на свои места, и сегодня при построении узлов ВКС, обеспечивающих многоточечную связь, запись, управление вызовами и адресной книгой, заказчики предпочитают виртуальные решения "железным". Еще одно отличие - наличие у большинства производителей в продуктовой линейке ПО ВКС для разных платформ и ОС, стабильных виртуальных решений для построения инфраструктуры ВКС, а также достаточное количество свободных виртуальных машин и серверного оборудования в собственных или арендуемых ЦОД. "Необходимо отметить, что обновляются не только варианты исполнения инфраструктурных решений и персональных средств связи, но их технологическая составляющая. К примеру, технология SVC продолжительное время не реализовалась в серверном и терминальном оборудовании у многих производителей, а сейчас наличие поддержки SVC - ключевая характеристика "железных", виртуальных и программных решений, - отмечает Владислав Перегудов. - Кроме основной функции передачи наилучшего из возможных разрешения изображения, технология позволяет осуществлять интеграцию платформ ВКС и Microsoft Lync 2013". Особого внимания, по его словам, заслуживает протокол WebRTC, разработанный Google в противовес Skype и позволяющий пользователям осуществлять свои видеокоммуникации только с помощью web-браузера. Несомненная простота идеи нашла реализацию в браузерах Chrome, Opera, Firefox и отклик в сердцах пользователей. А на рынке уже появился шлюз, обеспечивающий подключение абонентов WebRTC к традиционным системам ВКС.

Интерес к использованию ВКС проявляют компании практически всех отраслей и любого масштаба бизнеса. Но наибольший интерес к ВКС демонстрируют компании финансового сектора, банковские структуры. Несколько лет назад ВКС обзавелись медицинские и образовательные учреждения, которые показывают высокий спрос на этот сервис и по сей день. "Отвечая на данный вопрос (где наиболее востребована ВКС? - Прим. "Ко"), сложнее вспомнить отрасль или организацию, где бы ВКС не была востребована и не использовалась в том или ином объеме", - говорит Сергей Хомяков. Видеосвязь становится все более востребованной, потому что, с одной стороны, топ-менеджмент организаций хочет, чтобы как можно больше сотрудников использовали видео-конференц-связь для повышения продуктивности работы, а с другой - растет запрос на ВКС со стороны частных пользователей. "Для крупных компаний и холдингов чаще нужны технологии ВКС, обеспечивающие конвергенцию ВКС различных производителей. Клиенты больше интересуются технологиями, способными работать как с аппаратными решениями, так и с "облачными", - рассказывает Александр Гревцев. - Например, возможность работы программных продуктов для видеоконференций с аппаратными системами видео-конференц-связи. Приоритетными пожеланиями являются низкая стоимость, интеграция с различными производителями ВКС, интеграция с "облачными" и/или программными ВКС, включая возможности интеграции с корпоративными приложениями и порталами".

"Отбить" за год

Возникает абсолютно логичный вопрос: сколько стоит внедрение стандартного пакета ВКС? Но эксперты указывают, что термин "стандартный продукт" мало подходит для употребления в отношении систем ВКС, поскольку для каждого конкретного запроса готовится индивидуальная спецификация. Даже на оборудовании одного вендора можно реализовать несколько вариантов, которые в итоге будут значительно различаться по цене. Среди факторов, влияющих на стоимость - общее количество абонентов системы, использующих "железные" терминалы ВКС, число абонентов, подключаемых к конференции одновременно, и разрешение изображения, передаваемое им. "Реалии таковы, что стоимость персональных, групповых терминалов ВКС составляет $4000-19 000, стоимость лицензии ПО ВКС для одного пользователя не превышает $100, - говорит Владислав Перегудов. - Серверное оборудование для многоточечных конференций в "железном" исполнении с поддержкой десяти одновременных пользователей с разрешением HD 720p стоит в районе $75 000, при этом виртуальный аналог может обойтись на 20% дешевле, без учета затрат на эксплуатацию ЦОД". Пользователи стремятся экономить, заменяя персональные терминалы ВКС на ПО ВКС и приобретая виртуальные платформы при наличии свободных мощностей в ЦОД. При этом покупательский интерес к персональным терминалам ВКС снижается, и, как следствие, прекращается развитие этой линейки оборудования у отдельных производителей.

"Системы видео-конференц-связи Scopia обычно стоят на 20-35% дешевле, чем системы других производителей. В каждом случае мы подбираем наиболее эффективное решение, соответствующее запросам заказчиков. Цена может зависеть от выбранных функциональных решений и аппаратных средств. Нужно разработать видеостратегию и определить цель внедрения ВКС", - поясняет Александр Гревцев. По его словам, аппаратную ВКС возможно подключить к системе "облачного" ВКС и платить только раз в месяц. Так сделал один клиент Avaya - Orange Business Services. Мобильное приложение Orange Video Meeting позволяет организовывать видеоконференции, вне зависимости от того, какие устройства и каналы доставки информации используются сотрудниками компании. Компания сделала свое "облачное" решение для ВКС - Open Videopresence - полностью доступным для мобильных устройств, реализовав это с помощью технологии Radvision Scopia Mobile. "Таким образом, у мобильных пользователей появилась возможность удаленно подключаться к высокопроизводительному видеосерверу, который находится в "облаке" Orange Business Services, что обеспечивает отличное качество ВКС практически на любых устройствах. Этот сервер способен удерживать онлайн десятки и даже сотни участников конференции одновременно", - резюмирует Александр Гревцев.

Одним из ключевых вопросов при внедрении той или иной системы ВКС является срок окупаемости проекта. "Наша практика показывает, что окупаемость вложенных средств реализуется за 6-18 месяцев, в зависимости от бюджета на внедрение системы. Примером может стать один из наших клиентов с территориально распределенными офисами в каждом субъекте РФ, который тратил только на командировки около 100 млн руб. в год. Бюджет на ВКС был равен годовым затратам, что позволило окупить систему за 12 месяцев", - приводит пример Владислав Перегудов. Александр Гревцев в свою очередь указывает, что существуют различные подходы к расчету возврата инвестиций при внедрении ВКС. Сначала необходимо провести анализ затрат, как прямых, так и косвенных. По расчетам Avaya один из клиентов провел реинжиниринг бизнес-процессов. Экономия составила более 30% от расходов. Удалось сократить затраты на увеличение прибыли компании. В итоге срок окупаемости составил менее десяти месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

Технология мобильности

Видеовстречи уже сейчас занимают третье место в рейтинге средств делового общения. Им отдают предпочтение 47% респондентов из 12 стран мира (в том числе и из России), в то время, как 89 и 46% опрошенных чаще пользуются соответственно электронной почтой и голосовой конференц-связью. Но очень скоро видеосвязь станет предпочтительней. Так, в той же выборке 52% опрошенных считают, что в течение следующих трех лет видео-конференц-связь станет их основным средством делового общения, а доли тех, кто пользуются e-mail и телефонией, сократятся до 51 и 37% соответственно. Российский рынок ВКС уверенно растет на протяжении последних лет, констатирует Владислав Перегудов. По его оценкам, за прошедшие два-три года ежегодный прирост в среднем составлял 10-15%. В "Астерос" направление ВКС в прошлом году выросло на 30% благодаря реализации крупных проектов для компаний, относящихся к ТЭК, промышленности и сфере государственного управления. На протяжении последних лет одними из основных заказчиков на рынке видео-конференц-связи оставались территориально распределенные компании, причем независимо от сферы бизнеса. Наибольший интерес к ВКС проявляют госсектор, телеком и финансы. Однако сегодня ситуация постепенно смещается в сторону увеличения массового спроса, который обусловлен развитием и широким распространением технологий ВКС для мобильных устройств.

Сергей Хомяков, вице-президент Polycomв России и СНГ

"Сегодня все большую популярность приобретают виртуализированные решения, благодаря которым организации любого размера могут получить доступ к расширенным возможностям видеосотрудничества. Так, недавно представленное Polycom; RealPresenceOne - это комплексное решение, в которое входят программное обеспечение платформы RealPresence и услуги для голосовой связи, видеосотрудничества и совместной работы над контентом, предоставляемые на условиях годовой подписки. К слову сказать, одним из основных плюсов виртуализированных решений является то, что компании могут получить доступ к видео как услуге (VaaS) через Интернет на основании подписки".