Top.Mail.Ru
первые лица

Бизнес в русских традициях

Фото: пресс-служба ГК «Кириллица» Фото: пресс-служба ГК «Кириллица»

Среди нефтяных монстров российского рынка в 2024 году стала заметна небольшая, но быстрорастущая компания. Консолидированная выручка Группы «Кириллица» (ex. «Ойл Ресурс Групп») по итогам девяти месяцев 2024 года составила 15,4 млрд рублей, что в 2,3 раза превышает показатели прошлого года. Поговорили с Семеном Гарагулем, главой ГК «Кириллица», о правилах стремительной бизнес-трансформации и точках роста в кризисное время. 

За счет чего был достигнут двукратный рост, учитывая, что речь не идет о росте с нулевой базы?

— Это следствие привлечения оборотного капитала. Все средства идут в развитие и цифровизацию, это, в свою очередь, дает ощутимое увеличение продаж, прирост числа долгосрочных контрактов и возможность территориальной экспансии. Так, за первое полугодие 2024 года объем поставок нефтепродуктов у нас вырос в 3,3 раза, достигнув 260 тыс. тонн, а по итогам девяти месяцев цифра еще масштабнее — 369 тыс. тонн. Объем экспорта зерновых сельскохозяйственных культур по итогам девяти месяцев — за это направление отвечает ООО «Землица» — превысил 75 тыс. тонн.

У вас два основных бизнес-направления. Почему были выбраны именно они?

— Решение, можно сказать, было предопределено географически: Россия — страна, богатая природными ресурсами. Начиная бизнес 10 лет назад, мы сделали ставку на нефть и нефтепродукты. В 2014 году была создана компания «Ойл Ресурс Групп», которая во многом благодаря сотрудничеству с лидерами отрасли — «Cибуром», «Сургутнефтегазом», «Транснефтью», «Роснефтью», «Газпромом», «Лукойлом» и другими — сразу начала показывать кратный рост выручки. Всего за 10 лет работы мы поставили около 2 млн тонн продуктов на сумму 80 млрд рублей.

Потенциал по этому направлению все еще огромный. В Минприроды в 2023 году оценили запасы нефти в стране по категориям А1, В1 и С1 в 19,1 млрд тонн. Однако этот ресурс все-таки конечный, поэтому в 2019 году нами было принято решение запустить аграрные проекты: зерно, в отличие от нефти, возобновляемый биоресурс.

Так в составе группы «Кириллица» появилась компания «Землица», специализирующаяся на трейдинге сельскохозяйственными продуктами — ячменем, пшеницей, кукурузой, масличными культурами. Сегодня «Землица» сотрудничает с более чем 200 сельскохозяйственными товаропроизводителями и фермерскими хозяйствами страны.

Есть ли идея формирования вертикально интегрированных холдингов со своими производственными мощностями в этих двух направлениях?

— Планов много! В агросекторе мы хотим создать высокотехнологичный АПК с ориентиром на растениеводство с общим объемом земельного банка в 1 млн га и потенциалом в 10 тыс. рабочих мест. Эта деятельность мне хорошо знакома, потому что у моего отца было в обработке две тысячи гектаров земли, и я с детства у него подрабатывал. В сфере нефтегаза планируем создать и развивать сервисную «дочку».

В 2025 году планируемый объем выручки 30 млрд рублей, чистая прибыль свыше 500 млн рублей. В целом же, подчеркну, наша большая идея — реализовывать бизнес-проекты со значительным социальным эффектом и запустить фонд для развития гуманитарных инициатив.

«Ойл Ресурс Групп» осенью 2024 года прошла через ребрендинг и сменила название. Чем была вызвана необходимость перемен?

— Это был длительный — около 7 месяцев — процесс поиска своего лица. В итоге мы обновили название, логотип, оформление корпоративной продукции, техники, одежды для персонала, а также разработали и запустили новый сайт. Теперь компания называется «Кириллица», это прямая отсылка к основе русского цивилизационного кода. Без кириллицы культура России немыслима. Наш алфавит и язык — это уникальный способ и стиль коммуникаций, который порождает характер и мировоззрение Ломоносовых, Гагариных, Третьяковых, Королевых, Менделеевых, Пушкиных — великих, признанных в мире гениев. Это наш почерк, которым мы можем гордиться, принимая себя, свои истоки, без лишнего пафоса и с заслуженным уважением к себе. Фирменными цветами компании стали золотой, черный и платиновый, что символизирует богатую многовековую культуру, духовное наследие, технические достижения и природные богатства нашей страны. Наш брендинг сочетает в себе идею построения компании экосистемного типа, которая работает сразу в нескольких отраслях экономики и в то же время объединяет под единым брендом различные наши бизнесы.

У вас есть опыт выхода и на новые экспортные рынки. С какими сложностями сталкивались во время экспансии?

— Сегодня Группа компаний работает в странах СНГ, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Первоочередная задача — отладить процесс продаж. Мы, однажды отработав модель в сегменте нефтепродуктов на внутреннем рынке, теперь имплементируем ее на новые рынки. Само собой с поправкой на особенности деловой культуры и менталитета и нюансы работы госорганов других государств. И в этом я полностью полагаюсь на команду: их профессионализму мы во многом обязаны рекордом этого года.

Затронули ли ваш бизнес логистические сложности, ставшие последствием геополитического напряжения в мире?

— Замечу, что объективно проблем с логистикой было гораздо больше в прошлом году: в 2023-м мы столкнулись с затовариванием в портах, причиной которого стал дефицит танкеров. Сегодня логистических мощностей достаточно, и уже не мы бегаем за логистическими компаниями, а они проактивно инициируют партнерство. И поскольку растет заинтересованность в российской продукции, которую мы поставляем, баланс удается находить. При этом очевидно, что пришло время развивать собственную логистическую инфраструктуру. Это один из проектов ближайшего будущего.

Предусмотрено ли расширение сфер деятельности?

— Мы не исключаем такого варианта, но пока делаем ставку на кратный рост существующего бизнеса, расширение клиентской базы и развитие на новых территориальных рынках.

Рост требует инвестиций. Как сегодня в России привлекать капитал для развития бизнеса?

— Мы активно привлекаем средства через инструмент облигаций. Так, в мае 2024 года «Ойл Ресурс Групп», входящая в группу компаний «Кириллица», успешно завершила размещение биржевых облигаций серии БО-01 на сумму 1 млрд рублей сроком обращения три года на площадке Московской биржи. Привлеченные денежные средства нами направлены на пополнение оборотного капитала и масштабирование торговой деятельности в сегменте нефтепродуктов и углеводородного сырья. Группа компаний имеет рейтинг BB+|ru|, присвоенный Национальным Рейтинговым Агентством, компания рейтингуется с января 2023 года. Кроме того, развиваемся и за счет собственных доходов, при годовой средней выручке в 24 млрд рублей нам удается значительную часть прибыли инвестировать в повышение эффективности бизнеса и дальнейший рост.

На каких принципах формируете топ-менеджерскую команду?

— В настоящее время команда активно растет, сейчас в ней более 100 человек, которые работают в Москве, Стерлитамаке и Сургуте. Формирование идет в непростых условиях — активная стройка в условиях фактически кризисного рынка, что, конечно же, всем дается непросто. Поэтому сейчас готовим интересные программы мотивации. Звезд рынка мы беззастенчиво хантим. Но и в собственных сотрудников вкладываемся, в том числе оплачиваем обучение, так как вырастить хороших управленцев внутри проще.

Какие стратегические цели ставите для себя на горизонте 3–5 лет?

— В среднесрочной перспективе видим «Кириллицу» системно значимым игроком рынка, который будет развивать технологии импортозамещения в сельском хозяйстве и нефтедобыче. До 2029 года наш план по выручке составляет более 150 млрд рублей.

Видите ли IPO среди стратегических целей?

— Если честно, нет. Мы создаем российский холдинг «домашнего» формата. Если кто-то его купит, то центр принятия решений будет смещен, и к стратегическим целям компания может так и не прийти. Моя же задача — делать эффективный и при этом социально-ориентированный бизнес.

Еще по теме