Top.Mail.Ru
политика

Бизнес в США меняет цвет

Опра Уинфри и экс-баскетболист, а ныне бизнесмен Майкл Джордан. Фото: Легион-медиа Опра Уинфри и экс-баскетболист, а ныне бизнесмен Майкл Джордан. Фото: Легион-медиа

Американская технологическая биржа Nasdaq предложила обязать котирующиеся на Nasdaq компании включить в состав совета директоров минимум одну женщину, одного представителя национальных меньшинств или члена ЛГБТ-сообщества. Возможно, биржа бежит впереди паровоза: при сохранении нынешних тенденций экономическое благополучие США очень скоро и без квотирования не будет зависеть от белых.

Медианный возраст белых в США сейчас составляет 43 года, число белых в возрасте до 18 лет падает, и эта тенденция продолжится из-за снижения численности белых женщин репродуктивного возраста. В 2017 году в вашингтонском аналитическом центре Brookings рассчитали, что к 2025 году число белых умерших в стране будет превышать число рождающихся. К 2030 году белых 65+ станет больше на 42 %, а число белых трудоспособного возраста — всего на 9 %. В то же время меньшинства уже составляют почти половину американской молодежи.

Таким образом, по мере выбывания белых экономически активное население США будет прирастать за счет меньшинств, среди которых афроамериканцы заявляют о себе в последнее время громче всех. А что они могут предложить стране такого, что имело бы значение для ВВП?

Нарушение пропорций

По данным за 2017 года, в США насчитывалось 124 004 принадлежавших афроамериканцам бизнесов, в которых работал хотя бы один наемный сотрудник, то есть 2,2 % от 5,7 млн таких предприятий в США в целом. Что касается самозанятых, то из 17,2 млн работавших в 2017 году афроамериканцев к ним относились 5 % или 852 тыс., тогда как среди всего занятого населения доля самозанятых — 9,6 %.

Получается, что собственников бизнеса среди афроамериканцев в США непропорционально мало. К тому же отрасли, в которых они сосредоточены, по большей части — с невысокими темпами роста и доходностью и не относятся к ключевым.

Это — медицинская помощь, социальная поддержка, оказание технических и иных профессиональных услуг, косметика (часто собственной рецептуры), бьюти, музыка и развлечения, администрирование, уборка, строительство, склады, транспорт. Небольших афроамериканских игроков в этих сегментах слишком много, так что за малую долю скудного рынка им еще приходится конкурировать между собой. Бизнесы афроамериканцев чаще всего базируются в районах проживания, изначально не самых благоприятных для стартапов, где не так много устойчиво платежеспособных потенциальных клиентов.

Пандемия ситуацию ухудшила.

По оценкам исследовательской компании McKinsey, еще до коронавируса 58 % обследованных бизнесов афроамериканцев были нестабильны (против 27 % среди бизнесов, принадлежащих белым).

С началом пандемии, в феврале–апреле 2020 года, 41 % из них фактически пошли ко дну, а более половины из остававшихся на плаву в мае заявили, что очень сильно озабочены своими перспективами. В целом, по мнению экономистов из Brookings, которые в 2018 году опубликовали исследование о финансах американцев с 1949 года, «за последние 70 лет не произошло никакого прогресса на пути к сокращению неравенства в доходах и благосостоянии между темнокожими и белыми семьями». Более того, по мнению ученых, превышение богатства белых семей над богатством темнокожих семей стало больше, чем в начале XXI в.

Нет правил без исключений

Исключения из общей невыразительной картины есть и единицами регулярно попадают в рейтинги Forbes и другие списки богатейших людей США и планеты, а также — десятками — в рейтинги успешных афроамериканских бизнесменов. Обычно это случается в связи с месяцами афроамериканской истории и тому подобными мероприятиями не рыночного, а общественного звучания.

Прежде всего, это монетизировавшие известность звезды, хоть та же Бейонсе. Но дольше всех на слуху — Опра Уинфри, бывшая телеведущая, а в дальнейшем основательница медиаимперии. В этом году она вновь вошла в список 100 самых высокооплачиваемых звезд мира по версии Forbes, во многом благодаря выгодной стриминговой сделке с видеосервисом Apple TV+. Большую часть других ее доходов составляют прибыль от кабельного телеканала, компании WW International, который предлагает комплексные программы для похудения, а также отчисления от медиаконгломерата Hearst Communications (издает The Oprah Magazine).

Совокупное состояние Опры Уинфри оценивается в $2,6 млрд, и это больше, чем, скажем, у героя баскетбола Майкла Джордана, ныне владельца бренда своего имени, мажоритарного владельца баскетбольного клуба и миноритарного — бейсбольной команды. Как утверждают СМИ, сегодняшний Майкл Джордан «стоит» около $1,65 млрд.

Вторая группа афроамериканских миллиардеров и миллионеров — те, кто пробился, несмотря ни на что. Таков Дэвид Стюард, основатель и председатель IT-провайдера World Wide Technology. Он вырос на сегрегированном американском Юге в семье разнорабочего, а на сегодняшний день имеет $3,7 млрд. Оборот его компании в почти $12 млрд обеспечивают такие клиенты, как Citi, Verizon и федеральное правительство. Дэвиду Стюарду не чуждо меценатство: в 2018 году он пожертвовал $1,3 млн одному университету в штате Миссури на учреждение Института исследований джаза имени Дэвида и Тельмы Стюард.

Шампунь для афрокосичек

Привязанность к наследию, поддержка «своих» — характерная черта афроамериканского бизнеса. Правда, поддержка эта избирательна и неэффективна, часто питается расовой демагогией, играет роль этнически ориентированного PR, а на самом деле является обычным кумовством. Такая ситуация способствует закапсулированности сегмента в противовес столь необходимому вливанию в общий поток. Один из главных вопросов — доступность кредитов. Согласно результатам исследования, проведенного McKinsey, после начала пандемии сложности с кредитованием испытали 36 % респондентов из числа бизнесменов-афроамериканцев против 29 % белых.

На волне пандемии и активности Black Lives Matter некоторые крупные компании запускают всё новые программы в поддержку афроамериканского бизнеса. Кто-то выделяет $40 млн для принадлежащих афроамериканцам фирм со штатом до 50 человек. Кто-то заявляет о намерении помочь афроамериканским бизнесам уже более чем миллиардом долларов, включая $350 млн на материально-техническое обновление. А кто-то, как Nasdaq, говорит о квотах на представительство в советах директоров.

Все это — дань конъюнктуре. Эксперты признают, что необходимо переформатирование всей экосистемы бизнеса в США, причем и со стороны еще находящихся в относительном большинстве белых, и со стороны заменяющих их афроамериканцев и представителей других этнических пока меньшинств. Иначе такая помощь останется, как обычно, серией более или менее ярких эпизодов, деньги будут более или менее проедены, а объемы и качество ВВП США будут определяться не IT, финансовым сектором, промышленностью, а косметикой на основе африканских трав и одеждой по этническим мотивам.