Блеск и марафоны селебрити: сколько зарабатывают звезды на своих курсах

02.09.202216:42

Пандемия коронавируса усилила интерес к самообразованию. За онлайн-обучение взялись не только крупнейшие университеты мира, но и селебрити. Причем последние выбирают темы, порой далекие от своей деятельности: учат правильно мечтать, прокачивать чакры, чувствовать женскую силу и тренироваться с вином в руке. Цены на такие курсы и марафоны начинаются от нескольких сотен рублей и доходят до миллиона. Зачастую сами звезды почти не участвуют в создании курсов, а за них все делают продюсеры за процент от дохода. Как поясняют эксперты, чем больше аудитория, тем легче ввести ее в заблуждение.

Наташа Королева. Марафон «Стань Королевой»

Певица начала рекламу своего курса с видео в соцсетях, посвященному смерти музыканта Юрия Шатунова. «Любимец миллионов, наше детство и юность. Юра Шатунов. Жить и жить пацану. Просто это самый опасный возраст и для женщин, и для мужчин. Это, как говорят, переходный возраст к зрелому состоянию организма. И, конечно, в этот период надо особенно следить за своим здоровьем, уделять больше времени себе, правильно питаться», — заявляла она в подводке к рекламе своего курса.

На марафоне Королева обещала продемонстрировать «комплекс для поднятия бодрости духа, энергии и хорошего настроения». Марафон стоит всего 390 рублей. Между тем певица заявила, что курс благотворительный, а деньги она подарит талантливому ребенку из приемной семьи, мечтающему о карьере актера. Якобы она уже помогала ему с подготовкой к поступлению в университет, а с курса готова оплатить учебный год.

Инстасамка. SamkaMoney, SamkaMakeUp

Рэп-певица в своем курсе обещала заработок с первых дней работы от 300 тыс. рублей в месяц с минимальными вложениями. Стоили ее советы 990 рублей.

Взамен покупатель получал файл на 10 страниц. Курс представляет собой краткий рассказ о том, как развивался магазин очков самой Инстасамки. В частности, она предлагала закупать дешевый товар на условном AliExpress и продавать его в 10 раз дороже в Instagram (запрещена в России, принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской). В файле рэп-певица оставила ссылки на разные сервисы по работе с Instagram, которые оказались реферальными (за каждую покупку/скачивание по ним Инстасамка получала отчисления). В конце курса она предложила дополнительные платные услуги: консультация по магазину — 5 тыс. рублей в час, магазин под ключ — 100 тыс. рублей.

Позже Инстасамка начала обучение мейкапу. Тарифы на курс SamkaMakeUp стоили от 290 до 990 рублей. Покупатели отмечали, что в курсе была общеизвестная информация, часть из которой целиком скопирована с других сайтов, посвященных косметике и уходу.

Виктория Боня. «Женщина на миллион» и онлайн-школа

У Виктории Бони есть целая онлайн-школа с марафонами по гимнастике лица. Цена тарифов — от 990 до 5 тыс. рублей.

Помимо этого, она запустила курс «Женщина на миллион», в котором обещает рассказать, как стать уверенной, полюбить себя, научиться притягивать деньги, возможности и «ресурсных мужчин» в свою жизнь. Цены разные —7990 рублей, 12 990 рублей и 59 990 рублей. Одна из бывших выпускниц курса утверждает, что Боня не дала никакой уникальной информации и «это все есть на YouTube».

Регина Тодоренко «Люби. Делай. Мечтай»

Курс дает возможность осуществить все желания, правильно распределив ресурс мышления, объясняла телеведущая Регина Тодоренко. По ее словам, курс по правильному мечтанию подойдет для домохозяек, девушек в декрете, бизнес-вумен и счастливых людей.

Мероприятие рассчитано на 28 дней. Без обратной связи и одного из модулей курс будет стоить 5470 рублей, с куратором и дополнительным модулем он обойдется в 10 470 рублей.

Анна Семенович. Марафон «Привычка счастья за 21 день»

По словам актрисы и певицы Анны Семенович, 90% участниц ее марафона «выработали новую привычку — позитивно мыслить и быть счастливой каждый день». У продукта три тарифа — стоимостью 4990, 8990 и 14 900 рублей. Последний включает гала-ужин с лучшими участницами марафона и самой Семенович, одну личную практику и три прямых эфира с ней. Среди приглашенных экспертов — ментор, нейропсихолог, мастер кундалини-йоги, трихолог и эндокринолог.

Яна Рудковская. «Я супер»

Телеведущая и продюсер Яна Рудковская заявляла, что создала уникальную программу обучения, которая поможет почувствовать свою женскую силу. Она пообещала участникам марафона проработать негативные установки, дать вдохновение и поддержку. На сайте марафона Рудковская представлена как «одна из самых цитируемых женщин нашей страны», «продюсер звезд и шоу мирового масштаба». Среди приглашенных экспертов есть ее муж — фигурист Евгений Плющенко.

Самый дешевый тариф «Я супер» стоил 8990 рублей. Тариф «Я супер + звездная вечеринка» — 11 990 рублей. Покупатель мог попасть на закрытую вечеринку с участием Рудковской и других российских селебрити. Стоимость тарифа VIP — 179 900 рублей. За эти деньги Рудковская обещала отметить участника в «сторис», дать свой совет по бизнесу, презентовать эксклюзивный подарок и подарить билеты в вип-лаунж на закрытую вечеринку и в ложу на ледовое шоу Плющенко. Тариф «Супер-VIP» стоил 499 900 рублей. Покупателю обещали private-ужин с Рудковской и Плющенко, поход с Рудковской в Большой театр, личные бизнес-советы от звезд, эксклюзивные подарки от Dior и «private-общение» с Рудковской, Плющенко и звездными экспертами на VIP-завтраке в их доме.

Ирина Хакамада. «Хакаматон»

Бывший политик и коуч Ирина Хакамада написала несколько книг и создала ряд курсов по внутренней свободе («Хакаматон»), креативности («Хакамаггедон») и другим темам. Стоимость курсов — от 4900 до 49 990 рублей. В них Хакамада учит определять свой тип энергии для продуктивной работы, рассказывает о методах и связи работы с деньгами и потоками Вселенной. Выпускники курса отмечают, что Хакамада собрала информацию из разных учений и пытается выдать за собственную методику.

Владимир Познер. «Путь журналиста»

Курс журналиста Владимира Познера вышел на сервисе «Уроки легенд». К слову, там же можно купить курс бизнес-тренера Радислава Гандапаса, которого называют прародителем инфобизнеса в России.

За 5990 рублей Познер расскажет, в чем заключается роль журналиста, с какими испытаниями они встречаются и как найти подход к собеседнику. В отзывах покупатели курса отмечают, что Познер много говорит о своей биографии, о которой рассказал уже в написанных им же книгах. В одном из отзывов автор подчеркнул, что журналист в курсе кратко пересказывает свою книгу «Прощание с иллюзиями» и свои же открытые лекции.

Анастасия Ивлеева. Фитнес-марафон «Лютый флекс»

Блогер и телеведущая Анастасия Ивлеева запустила марафон по похудению в коллаборации с чемпионкой Сибири по художественной гимнастике и основательницей сети фитнес-студий The Flex Анной Давыдовой.

Проект «Лютый флекс» обещает покупателям всего за 21 день помочь получить красивое, подтянутое тело без диет и усиленных тренировок, а в середине курса участников ждет тренировка с вином. Бюджетный тариф стоит 2940 рублей, полный — с консультациями психолога и диетолога и розыгрышем ценных призов — 3360 рублей. Среди пользователей, купивших расширенный тариф, организаторы собирались разыграть поездку в Дубай, технику от Apple и боксы с брендовой косметикой.

Ксения Собчак. «Метод Собчак»

Курс журналистки Ксении Собчак был заявлен как «революционный» образовательный марафон, состоящий из трех основных блоков («Деньги», «Карьера» и «Коммуникация»), пяти модулей («Перепрошивка», «Возможности и точки роста», «Эффективная коммуникация», «Деньги. Карьера» и «Оценка опыта») и эксклюзивных методик, которые помогли ей самой добиться успеха.

Базовый тариф стоил 11 990 рублей, стандартный— 39 990 рублей. Он включал в себя подарки за лучшие результаты и закрытые встречи с Собчак внутри клуба. VIP-тариф обошелся участникам в 600 тыс. рублей: взамен они должны были получить живую встречу с Собчак, приоритетную рассадку на закрытых встречах, возможность попасть на стажировку в ее команду и шанс взять интервью для портфолио.

«Безумно большие деньги»

Цель всех марафонов и курсов одна — быстрые, легкие, а главное, безумно большие деньги, утверждает автор YouTube-канала «Ютубная» Виктория Ютубная, снимающая в том числе критические обзоры на инфопродукты блогеров. По ее словам, маржинальность в этой сфере «космическая», а большую и преданную аудиторию ввести в заблуждение очень просто.

С Ютубной соглашается ее коллега — автор YouTube-канала «Телек Телек», пожелавший не называть имени. По его подсчетам, Тодоренко заработала с помощью своего марафона более 60 млн рублей. Блогер напоминает, что экс-солистка группы «Демо» Саша Зверева уже много лет продает свои продукты по теме здоровья. «Наверное, фанаты Саши могут заявить, что она хочет нам помочь жить лучше. Но в итоге почему-то именно Саша переехала жить в США, и не за деньги со своих песен, а именно на заработки с блога», — подчеркнул он.

По наблюдению блогера, массовое создание курсов селебрити началось в середине 2021 года. Он полагает, что звезды взяли за пример блогеров, продававших свои курсы во время пандемии. «Звезды из телевизора захотели так же, ведь концертов в то время почти не было, как и новых хитов», — добавил он.

Окупаемость и репутация

Обычно звезды сами не доходят до создания курса — к ним приходят продюсеры курсов и называют сумму, которую можно заработать с их аудитории, объясняет «Ютубная». Продюсеры делают и сам курс, а селебрити лишь нужно его отснять и организовать «прогрев», который тоже написан продюсером. «Продюсеры стараются проталкивать темы курсов, которые задевают как можно больше болей человека: деньги, здоровье, мечты. Они готовы делать все под ключ, даже без вложений блогера, поскольку понимают, что с числом его подписчиков это в любом случае принесет плоды», — отметила Ютубная.

Попытки селебрити взять на себя роль эксперта, допустим в медицине, могут привести к серьезным последствиям. Например, Королева в своем курсе по здоровью уверяла, что у травы полыни нет противопоказаний. «А противопоказания там, конечно, есть. И получается, что Наташа в марафоне показала свою необразованность и безграмотность», — сокрушается автор YouTube-канала «Телек Телек».

Он утверждает, что окупаемость запуска курса индивидуальна. Так, курс Тодоренко, по его словам, точно окупился, а марафон Королевой приобрели 400 человек, поэтому заработала она лишь 160 тыс. рублей. «И это крайне мало, учитывая создание продающего сайта, написание ”прогрева”, съемку и монтаж самого курса, подключение сервисов оплат, обучающей платформы и так далее», — говорит он.

Блогер уверен, что со знаменитостями продюсерские центры работают за процент от прибыли, а вот с неизвестных экспертов «берут деньги вперед» (сумма может начинаться с 250 тыс. рублей).

На репутацию звезд запуск курсов, безусловно, влияет, но не критически, считает Ютубная. «Хорошо, если тысяч 50 из миллиона подписчиков узнают, что блогер обманывает аудиторию. Большинство же даже не подозревают об этом», — добавила она. По словам Ютубной, звезды в целом взвешивают репутационные издержки и прибыль от курса.

Автор YouTube-канала «Телек Телек» полагает, что продажа информационных продуктов не влияет на репутацию. «Ведь любые Петя или Маша на претензию “ваши курсы плохие” могут ответить: “А вы посмотрите на курсы Ивана, они же еще хуже”». Пока не видел ни одну знаменитость, на репутацию которой повлияли бы продажи плохого курса. К сожалению», — заключил он.