Top.Mail.Ru
архив

Блеск и нищета робототехники

28.08.201500:00

В 2012 г. председатель совета директоров и генеральный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин открыл венчурный фонд Grishin Robotics. Фонд инвестирует в стартапы в области персональной робототехники по всему миру. Сегодня все инвестиции фонда приходятся на США.

По словам представителя фонда Валерии Комиссаровой, Grishin Robotics также много общается с российскими, европейскими и азиатскими проектами, но в силу четко сформулированного инвестиционного фокуса – b2c-проекты, сочетающие «железо» и софт – соответствующие стартапы пока в основном сконцентрированы в Силиконовой долине.

«В России есть интересные проекты в области индустриальной и военной робототехники, много компонентных бизнесов, стартапов, разрабатывающих софт для роботов, – но все это не основной для нас приоритет», – говорит Валерия Комиссарова, директор по развитию бизнеса Grishin Robotics. По ее словам, интересными направлениями на сегодняшний день являются роботы телеприсутствия и применение робототехники в сфере образования. Телеприсутствие позволяет людям с ограниченными возможностями активнее участвовать в общественной жизни, например, удаленно посещать учебные заведения. Более того: компании уже начали экономить на командировках своих сотрудников и вместо этого направлять «на постоянное место жительства» в другие страны роботов: это существенно дешевле, чем постоянно тратиться на поездки. В этой сфере делает разработки одна из компаний-стартапов, в которую вложился Гришин, – Double Robotics. 

Рынок персональной робототехники во всем в мире, и в России в частности, пока находится на ранней стадии развития, так что у активных игроков очень большие возможности. В настоящее время не существует какой-либо единой платформы, по аналогии с Apple Store или Play Market, но только в применении к роботам. Это дает широкий простор для развития любым компаниям, которые смогут предложить рынку по-настоящему прорывной продукт. 

Железный продавец

Учась на пятом курсе Пермского политехнического университета на кафедре технологических машин и строительного оборудования на инженера-конструктора, Олег Кивокурцев отметил тенденцию, что робототехника – очень перспективное направление. Изначально у Олега были знания в аппаратной и инженерной части, а вот знаний в программировании не хватало. Начать свое дело помогла встреча с Игорем Еремеевым, у которого были свои роботы, совершенные с точки зрения программирования, но недостаточно качественные с точки зрения инженерного исполнения. «У него была гусеничная платформа, которая могла передвигаться по ступенькам, и в перспективе она могла бы внедряться в интересах МЧС», – рассказывает Кивокурцев. На 4–5-м курсах Олег получил навыки в области продвижения и продаж и решил работать именно в этом направлении. В качестве конструктора был приглашен сокурсник Кивокурцева Максим Утев. Так в Перми появился «робо-стартап». 

Изначально партнеры решили сделать ставку на сервисную робототехнику. В этой нише уже были представлены роботы-пылесосы, мойщики бассейнов, мойщики окон. «Мы решили сделать робота-снегоуборщика. Спрос есть, рынок есть, нужно просто предлагать решения, которые будут востребованы», – вспоминает Олег Кивокурцев. Прототип был собран всего лишь за месяц и тут же отправился участвовать в различных инновационных конкурсах.

На одном из конкурсов Кивокурцев, Еремеев и Утев познакомились с предпринимателем и бизнес-ангелом Алексеем Южаковым. Основным бизнесом Южакова была интеграция систем «Умный дом» в различные объекты Перми и Пермского края. Молодые люди предложили Алексею оснастить его систему «умным снегоуборщиком». У Южакова же было свое видение. Совместно с Торгово-промышленной палатой России Алексей посетил огромное количество выставок, где заметил, что в мире активно набирают обороты сервисные антропоморфные роботы, которые общаются с людьми и транслируют промо-материалы. По уверению Южакова, такие роботы имеют массу преимуществ перед людьми. Во-первых, из процесса торговли исключается человеческий фактор. Во-вторых, с приходом таких машин бизнесмены получают дополнительные возможности в области администрирования продаж и сбора необходимой им маркетинговой информации. Алексей предложил сделать шаг в этом направлении, после чего партнеры, уже совместно с ним, начали делать «Промобот». Спустя всего четыре месяца опытный образец уже начал работать в торговом центре. 

Результат превзошел самые смелые ожидания, хотя не исключено, что это была все же случайность или стечение обстоятельств. «За три дня робот увеличил продажи роз в 3,5 раза. В течение нескольких месяцев мы собрали еще 10 предзаказов и доработали наш прототип до первой версии робота, – говорит Олег Кивокурцев. За год компания продала 20 роботов, каждый стоимостью в среднем 450 000 руб. Итого 9 млн руб. начиная с конца 2013 г. до середины 2014 г. Очень неплохой результат для стартапа. Но тяга участвовать в конкурсах не покидала молодых людей. «Мы пошли на конкурс GenerationS – главный стартап-конкурс в России, его проводит Российская венчурная компания. Мы выиграли конкурс в номинации Industrial, приз составил 1 250 000 руб. К тому же, нас приняли в программу технопарка фонда «Сколково», – говорит Олег Кивокурцев. Тем временем в конце 2014 г. увидела свет вторая версия «Промобота», ее отличали дизайн, разработанный профессионалами, и ряд технических улучшений. Вторая версия лучше слышит, лучше видит и распознает людей, лучше общается, робот прочнее и долговечнее и дольше работает без подзарядки. И при этом цена осталась на прежнем уровне. 

Секрет в том, что в «Промоботе» 90% комплектующих отечественного производства, что дает разработке конкурентные преимущества в условиях низкого курса рубля. «Электроника, мониторы, проводки – это все китайское», – отмечает Олег. Впрочем, главное в таком роботе все-таки не «железо», а способность анализировать информацию и адаптироваться к изменениям внешней среды. В «Промоботе» находится лингвистическая база – более 100 000 речевых модулей. Робот распознает речь человека, притом вне зависимости от посторонних шумов. Затем он эту речь конвертирует в текст и находит через лингвистическую базу подходящий ответ. Помимо этого, он знает погоду, курс доллара, может сообщить расстояние от Земли до Солнца, ответить на общие вопросы по новостям экономики и политики. Наконец, самое важное качество для настоящего «продавца» – знание продукции. «Поскольку он работает в ритейле, в него загружено 3500 наименований продукции, и он знает все обо всех товарах, которые там продаются, и может отвечать на любые вопросы», – с гордостью перечисляют создатели «Промобота».

Российский робот-промоутер распознает лица, в том числе определяет пол, возраст, настроение человека, предлагает познакомиться. Кроме того, робот запоминает посетителей, сохраняя данные о них в специальной базе. Собственник робота может анализировать всю полученную информацию, например, смотреть, какой роботу чаще всего задают запрос, узнавать пол, возраст покупателей и их настроение. Робот может свободно ориентироваться в пространстве. Он строит карту помещения и может провожать людей, например, до лифта или фудкорта. До конца 2015 г. команда заключила контракты на поставку 150 роботов, притом что на сегодняшний день поставили еще только 50 единиц. Покупают новинку в основном торговые центры и кинотеатры. На перспективы рынка Олег Кивокурцев смотрит оптимистично: отделений банков в России 32 000, торговых центров – 2800, кинотеатров – 1115, в общем, есть где развернуться. «Если мы получим лишь 3% этого рынка, это будет очень большая цифра и очень финансово выгодная», – прогнозирует Олег Кивокурцев. Кроме того, по его словам, компания планирует выйти на международные рынки. Для этого разрабатывается лингвистическая база на различных языках.

Роботы телеприсутствия

Путь московского предпринимателя Алексея Князева в робототехнику был долгим и пролегал через сферу торговли. Вместе с партнерами он запустил свой бизнес в начале 1990-х. Помимо торговли, Алексей занимался программированием, но не преуспел в этой области. «Смогли достаточно удачно наторговать. Появились деньги для того, чтобы создать бизнес, связанный с робототехникой, которой я хотел заниматься всегда, еще с института», – вспоминает он.

С начала 2000-х Князев создавал домашние сети с доступом в Интернет, охватывающие 300 000 жителей Москвы, потом наконец-то пришел в робототехнику. В 2007 г. он основал компанию R.BOT. Ее целью стали разработка и внедрение инновационных и высокотехнологичных решений в сфере систем безопасности и видеонаблюдения. В научный коллектив фирмы вошли более 50 специалистов – выпускников и преподавателей МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, МИФИ, МФТИ, МЭИ и других ведущих вузов страны. В 2008 г. компания приступила к разработке робота телеприсутствия, предназначенного для применения в первую очередь в сфере медицины и образования. Такими роботами могут управлять, например, дети-инвалиды, которые получают первую в своей жизни возможность учиться и самое главное – передвигаться. Робот телеприсутствия действует по достаточно простому принципу: оператор управляет аватаром через локальную сеть или Интернет, используя в качестве терминала любой компьютер или портативное устройство. 

Несмотря на то, что, как уверяет Алексей Князев, клиентами его компании стали многие известные бренды российского и зарубежных рынков в различных сферах, коммерческим результатом проекта он пока не очень доволен. Дело в том, что власти не уделяют тематике роботов для инвалидов достаточного внимания. Предпринимателю приходится подчас действовать за свой счет, убеждая чиновников и активистов в сфере благотворительности в общественной пользе своего начинания. Например, в начале этого года в рамках пилотного проекта в двух рязанских школах были бесплатно установлены два робота R.BOT 100. В итоге школы так и не смогли изыскать средства на приобретение роботов, несмотря на то, что остались довольны результатом. Дело в том, что роботы не входят в перечень разрешенного к закупке оборудования по программам инклюзии и безбарьерной среды. При этом в 2010 г. R.BOT первой в мире установила роботов в школах для больных детей. Однако, сожалеет Алексей Князев, изменения в закон до сих пор не внесли. Впрочем, он продолжает ждать, когда колесо Фортуны повернется в его сторону, и надеется если не на пробуждение сознания чиновников, то хотя бы на потребительский бум в сфере робототехники. 

В условиях кризиса он делает ставку на относительно недорогих роботов, стоимостью порядка 60 000 руб. До этого их цена была еще ниже – около 35 000 руб. Однако падение валюты сделало закупки более затратными, ведь собственное производство Алексея Князева находится в Китае, а стоимость комплектующих измеряется в долларах США. «Мы могли бы производить и в России, но для этого требуется производство с вложением примерно $20 млн. В свое время я просил кредит на эти цели. Но у нас пока люди не дожили до выдачи таких кредитов», – поясняет Алексей Князев. Впрочем, в любом банке требуют прежде всего конкретики. По всей видимости, именно ее-то и не смогла продемонстрировать команда Князева. С другой стороны, можно предположить, что ему удастся привлечь в банках кредиты для своей компании после того, как проект начнет демонстрировать хорошие финансовые показатели, но дорога ложка к обеду. Пока же R.BOT продает десятки машин в месяц, что, по признанию Алексея Князева, «мелочь». Для успеха эти показатели нужно нарастить в сотни раз. Но представляется, что сделать это будет возможно лишь при условии взрывного роста спроса на умные машины. Перспективной сферой применения таких относительно простых роботов телеприсутствия видится видеонаблюдение за различными объектами: офисами или домами. Аналогичные разработки, кстати, ведет и стартап, в который вложилась компания Google, – американская Dropcam. Она уже поставляет на рынок «умные» видеокамеры, которые позволяют владельцу оценить на своем смартфоне или планшете ситуацию в своем доме или офисе за тысячи километров – с использованием обыкновенного Интернета. И все это при стоимости меньше 10 000 руб. Получается, что для того, чтобы завоевать рынок, Князеву придется либо исхитриться и дополнительно снизить стоимость своих роботов, либо предложить рынку что-то принципиально иное, чем аватар, который пусть и может автономно работать полгода, но все же не обладает искусственным интеллектом. Впрочем, как говорит Алексей Князев, если бы у него были не миллионы долларов, а десятки миллионов, это помогло бы провести полноценные научные изыскания в области создания искусственного интеллекта, и уже через год-два создать полноценного мыслящего революционного робота, который изменит мир. Думается, что для начала компании нужно научиться привлекать инвестиции. 

Роботы-«горцы»

Компания «ВИСТ групп» уже порядка 20 лет ведет разработки в интересах горнодобывающей промышленности. «Наша традиционная система «Карьер» используется более чем на 50 горнодобывающих предприятиях в России и СНГ, есть также проект в Марокко», – рассказал «Ко» основатель компании Дмитрий Владимиров. «Карьер» – это система диспетчеризации горно-транспортного комплекса, которая позволяет увеличить время производительного использования оборудования и обеспечить экономию ресурсов. При этом на самом оборудовании все-таки работают люди, а не роботы. Владимиров решил пойти дальше и предложить рынку решения, которые позволят полностью заменить людей, во всяком случае, при проведении опасных работ.

По мнению Дмитрия Владимирова, за автономной техникой будущее сферы добычи твердых полезных ископаемых. В этой области сегодня трудится достаточно много людей – водителей самосвалов, погрузчиков и другого спецтранспорта. Однако роботы уже более эффективны. Например, на австралийских карьерах спецтехникой одной из крупнейших в мире горнодобывающих компаний – австралийско-британской Rio Tinto – управляют роботы японской Komatsu. По пути канадцев решила пойти «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), которая объединяет ряд угольных предприятий Сибири и Дальнего Востока, добывающих около 30% энергетического угля в России, а также ряд энергоактивов. «Мы рассчитываем, что в конце 2015 г. – в 2016 г. начнется промышленное внедрение в России», – говорит Дмитрий Владимиров.

«Не надо ждать безработицы. Просто труд становится более интеллектуальным. Вместо водителей придут электронщики, диспетчеры и разработчики», – поясняет Дмитрий Владимиров. «Труд водителя карьерного самосвала или машиниста экскаватора – это очень тяжелый труд. Много профессиональных заболеваний. Когда оператор работает удаленно, он работает в комфортных условиях», – успокаивает основатель «ВИСТ групп». Впрочем, такое объяснение отнюдь не делает более ясными перспективы сегодняшних водителей самосвалов и других работников горной отрасли, которых, по всей видимости, уже в ближайшем будущем заменят железные помощники человека. Однако грядущие сокращения в горной отрасли будут продиктованы отнюдь не тягой предпринимателей к новым технологиям, а элементарной бизнес-логикой. Ведение горных работ – это опасное производство, и присутствие человека накладывает большие ограничения на его технологию. Добыча полезных ископаемых ведется в труднодоступных местах и неблагоприятных климатических условиях. Карьеры, как правило, имеют значительную глубину – иногда больше полукилометра – и работа в них оказывает различные вредные воздействия на человека. Кроме того, человек, в отличие от робота, должен отвлекаться на обед, пересменки и пр. В то же время робот не требует различных технологических перерывов, как человек, и может работать круглосуточно, что позволяет эксплуатировать технику «от ТО до ТО».

Перспективы электронных водителей спецтехники выглядят впечатляюще. У одного СУЭКа сотни единиц техники, а по всей России – десятки тысяч. Притом что стоимость одного робота составляет от $40 000 до $80 000, получается рынок размером в сотни миллионов долларов, на котором пока в нашей стране не наблюдается никакой конкуренции. 

Стоит ли ждать, что владельцы карьеров массово кинутся увольнять людей и «нанимать» железных помощников? По мнению Федора Аптекарева, сооснователя проекта «Здравпринт», это зависит от истинной цены человеческого труда и здоровья в той или иной стране, а также от морали собственников горнодобывающих компаний. Там, где такие компании относятся к людям, как к дешевому материалу, появление роботов может не привести к вытеснению человеческого тяжелого труда машинным. На фоне кризиса можно ожидать, что работники карьеров того же СУЭКа с легкостью согласятся на урезание зарплаты, а значит, возможно, не потребуется закупать никаких роботов. 

Однако Дмитрий Владимиров уверяет, что в стоимости техники его роботы составляют меньше 10%, при этом приносят экономию на затратах на уровне 20%, что, по его словам, позволяет окупить вложения за год-полтора за счет повышения производительности.

Похоже, потенциальную выгоду от внедрения отечественных разработок уже оценили за рубежом, правда, пока только в Африке и Латинской Америке. По словам Дмитрия Владимирова, сейчас в компанию поступили запросы от компаний из ЮАР, Чили и Перу, которых интересует в перспективе 2017–2018 гг. запуск автономной техники на своих карьерах. Потенциальные объемы заказов оцениваются в сотни миллионов долларов США. В целом, по оценке «ВИСТ групп», мировой рынок подобных устройств к 2018 г. составит $20 млрд, и дальнейший рост будет экспоненциальным. 

Не проворонить бы будущее

В течение следующих 10–15 лет робототехника, возможно, станет ключевым направлением, в котором будут сделаны новые открытия и появятся прорывные технологии. Они широко повлияют не только на узкий сегмент экономики, где будут создаваться, но и на все области мирового хозяйства, изменяя весь образ деятельности человека и, возможно, облик цивилизации.

По оценке робоцентра фонда «Сколково», влияние прогресса робототехники на мировую экономику может составить примерно $6,3 трлн в год. Транслируя это на нашу страну, можно заключить, что экономический эффект от развития робототехники способен составлять до $220 млрд ежегодно (то есть около 6% ВВП России). По экспертным оценкам, рост рынка робототехники может быть от 19% до 55% в год по промышленной и сервисной робототехнике соответственно.

Именно открывающееся окно возможностей во время перехода к новому технологическому укладу может позволить нашей стране преодолеть технико-технологическое отставание. Это окажет существенное влияние на повышение производительности труда, рост ВВП, повышение качества оказания услуг бизнесу и населению, улучшение ситуации с безопасностью производства, повышение эффективности ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, снижение аварийности на дорогах, повышение ресурсоэффективности экономики всей страны, повышение надежности жизненно важной инфраструктуры.

Однако, как известно, одна из главных проблем инноваторов нашей страны – стремление создавать интересные, но ненужные решения. Причина – недостаточное внимание к экономическим аспектам внедрения технологии, невнимание к основным факторам использования создаваемых решений. В то же время и чрезмерное внимание к маркетингу может привести к тому, что у нас будут создавать преимущественно роботов для демонстрации на различных конкурсах с целью получения грантов, а также для установки в торговых центрах и кинотеатрах. 

Само по себе это уже неплохо. Гораздо эффективнее, чем просто выкачивать из скважин и поставлять на экспорт природные ресурсы. Но в данном случае страна может лишиться более важных ресурсов – интеллектуальных, которые, в отличие от углеводородов, определяют ее будущее. Поэтому остается посоветовать чиновникам перестать заниматься исключительно изменением налогового режима в нефтяной отрасли и экспортными контрактами «Газпрома» и задуматься наконец о возрождении машиностроения и развитии новых, действительно перспективных направлений промышленности, таких как робототехника. Но сделать это не путем бездумного вливания и «освоения» денег, например, через очередную госкомпанию, а посредством разработки комплексной государственной программы, ориентированной на достижение реально ощутимых коммерческих результатов.

Еще по теме