Top.Mail.Ru
архив

Ближе к клиенту

Важнейшим показателем работы банка является его «клиентоориентированность» – то есть умение подстроить свой бизнес под специфические потребности клиента. Президент-председатель правления Первого Республиканского Банка Юрий Прыгаев уверен, что средние российские банки являются куда более клиентоориентированными, нежели крупные.

 

Выбор банка – достаточно сложная задача. От того, насколько хорошо налажен контакт между кредитной организацией и фирмой, зависит 50% успеха ее бизнеса. И встает дилемма – идти в крупный банк или же предпочесть средний по масштабу финансовый институт. У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. Однако сегодня все больше предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе, выбирают именно соответствующие им по «калибру» банки. «Гигантам» не всегда интересно общаться с «мелочью», обслуживание там поставлено на поток, и добиться индивидуального подхода непросто, а достучаться до руководства и вовсе невозможно. А в среднем банке любой вопрос всегда можно обсудить с самым высоким начальством. О специфике бизнеса средних российских банков корреспонденту «Ко» рассказал президент-председатель правления Первого Республиканского Банка Юрий Прыгаев.

 

Юрий Николаевич, до Первого республиканского банка вы работали в крупных кредитных организациях. Чем отличается деятельность большого банка от среднего?

 

– Специфика, конечно, присутствует. Продуктовая линейка у всех российских банков – и больших, и средних, и малых – примерно одинакова. Однако банки меньшего размера, на мой взгляд, больше клиентоориентированы. У нас, например, для решения важных вопросов клиенты могут легко выходить на любых руководителей и оперативно решать свои проблемы. Да, мы проигрываем в объемах финансирования, мы не можем предоставить кредит на десятки миллионов долларов, но в процедуре принятия решения, качестве и скорости обслуживания наше преимущество очевидно.

 

Как вы считаете, есть ли критическая недофинансированность этого сегмента экономики?

 

– Проблема недофинансированности действительно существует, и она вытекает из специфики данного бизнеса. Не секрет, что многие предприниматели до сих пор работают по серым схемам, хотя в последнее время их становится все меньше и движение средств по счетам усиливается. Но «серость» пока что – норма деловой жизни, и именно она мешает бизнесу брать кредиты в банках. Ведь для получения ссуды необходимо предоставлять «красивую» отчетность, чтобы банк мог выполнять все нормативы по резервированию, готовить грамотные бизнес-планы. При этом потребность в финансировании у некрупного бизнеса просто огромная, у людей немало хороших идей, они активны, хотят зарабатывать деньги, развиваться. А вторая проблема для них – это административные барьеры. Причем именно они и порождают первую, и банк не в состоянии помочь здесь своим клиентам. Сейчас заметен некоторый прогресс в дебюрократизации, однако дело идет очень медленно…

 

На какие сроки наиболее востребовано финансирование среди ваших клиентов?

 

– Начнем с малого бизнеса. Здесь прежде всего нужны оборотные средства и достаточно короткие деньги, на год – полтора. Я имею в виду не торговлю, а небольшие производства, сферу услуг.

Среднему бизнесу необходимы более длинные и крупные суммы. Как правило, это небольшие промышленные предприятия, которые работают в сфере машиностроения, металлообработки, в строительной индустрии, химии. Их выручка измеряется суммами в $10 – 15 млн в год. Финансирование им необходимо на срок 3 – 5 лет. Именно под такие программы мы заключили соглашение с HypoVereisnbank. Сотрудничество с немцами позволило нам, во-первых, получить доступ к большим объемам средств и, во-вторых, предложить очень выгодные ставки – ведь стоимость финансов на Западе ниже, нежели в России.

 

Быть может, российские компании еще и обделены некоторыми банковскими продуктами, которые есть у ваших заграничных коллег?

 

– Я даже не могу назвать такие банковские продукты, которых нет в России по сравнению с заграницей. Вопрос только в технологичности этих продуктов и их востребованности на рынке.

 

Какие тут проблемы?

 

– Технологии в банковской сфере – это не только компьютеры и программное обеспечение, это, прежде всего, квалифицированный персонал. Именно от профессионализма банковских работников зависит порядок совершения операций, их скорость, качество. Нужно оперативно реагировать на запросы клиента и рынка в целом, исследовать, каких продуктов и услуг не хватает, и что будет нужно завтра, принимать своевременные решения в случае возникновения каких-либо сложностей.

И вот здесь у российских банков зачастую начинаются трудности. Где-то нет нужной методологической базы, повсеместно не хватает квалифицированного персонала, прежде всего – на низшем и среднем уровне. Правда, в последнее время большинство наших коллег довольно успешно борются с этими трудностями. Но есть и еще одна общая проблема – поиск качественного заемщика с потенциально успешным бизнес-планом.

 

И как вы их ищете, есть здесь какие-нибудь секреты?

 

– Никаких особенных способов у нас нет – устанавливаем контакты с партнерами и друзьями наших клиентов, внимательно изучаем бизнес-среду в тех районах, где расположены наши офисы. Кстати, существенный прирост клиентской базы нашего банка, как в корпоративном бизнесе, так и в рознице, происходит именно благодаря тем советам и рекомендациям, которые дают клиенты. Работаем и через отраслевые ассоциации, участвуем в выставках, конгрессах.

 

Ваш банк входит в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), база данных которого не так давно была похищена. Изменится ли после этого ваше отношение к данной организации?

 

– Во-первых, еще не доказано, что была украдена именно база НБКИ, что это не подделка. Такая версия есть, и она звучит достаточно правдоподобно. Во-вторых, во всем мире информация, особенно если она имеет высокую коммерческую цену, часто теряется, разглашается в результате компьютерных сбоев или ее просто воруют. Года два назад, например, в Японии во время перевозки в инкассаторской машине исчезла база данных о 120 000 клиентов одного из крупнейших западных банков.

Что же касается самого НБКИ, то это солидная структура, у нее серьезные западные партнеры, поэтому мы продолжим с ними сотрудничать

 

Любой бизнес должен развиваться, иначе он обречен. Какова стратегия вашего банка?

 

– Прежде всего, мы откроем несколько отделений в Москве для обслуживания малого и среднего бизнеса и физических лиц. В следующем году планируем создать до десяти филиалов в городах-миллионниках. Причем сделаем это за счет собственных средств. Если будут встречные предложения, то мы всегда открыты для их обсуждения.

 

Есть ли у вас планы приобрести какие-либо региональные банки?

 

– Да, мы ведем такие переговоры, будут открываться и новые филиалы, и приобретаться небольшие региональные банки.

 

А что выгоднее – открыть на пустом месте новый филиал или же купить местный банк?

 

– По моему личному опыту – создать собственный филиал. Меньше «скелетов в шкафу», которые могут появляться в самые неожиданные моменты. К тому же так быстрее и дешевле.

 

Еще по теме