"Близится эра светлых годов!"

30.11.199900:00

Средневековые алхимики, прокаливая в своих тиглях печень собаки с серебром, были заведомо лишены удовольствия видеть пластики производства DuPont. Итальянские менялы-ростовщики, придумавшие шесть веков назад двойную бухгалтерскую запись для собственного удобства, и представить себе не могли количество этажей в нынешней штаб-квартире Chase Manhattan. Иоганн Гутенберг, держа в руках свежий оттиск Священного Писания, вряд ли смог бы уразуметь, ради чего весь западный мир читает за утренним кофе FT.

Зато "папа Интернета" - один из изобретателей протокола TCP/IP Уинтон Керф сможет воочию увидеть, как экономика меняет основные принципы своего существования под влиянием его чисто технической идеи. Интернет очень похож на философский камень, который в ближайшее время может стать камнем краеугольным. На нем будет построена новая модель экономики.

Компьютеризированное средневековье

Президент Intel Крейг Баррет во время исторической поездки по Европе в июле 1999 года сформулировал, каким видится будущее мировой экономики крупнейшему производителю компьютерных комплектующих. Эти слова цитировались много раз, но не будет лишним воспроизвести их еще раз: "Масштабы и скорость распространения электронного бизнеса уже превысили самые оптимистические прогнозы. Интернет - этим все сказано. Весь мир сейчас вращается вокруг Интернета, и Intel в состоянии организовать поставку унифицированных компоновочных модулей для строительства Интернет-экономики. Уже в ближайшие годы мы станем очевидцами того, как всемирная Сеть охватит миллиард компьютеров, а доходы от электронной коммерции превысят триллион долларов".

При этом Баррет менее всего походил на человека, который "впаривает" европейским отсталым бизнесменам готовые компьютерные коробки. Он скорее напоминал бизнесмена, который усилием воли поборол собственную растерянность. Баррет убеждал окружающих, что Intel будет участвовать в создании новой экономики, даже не представляя себе, как она может выглядеть.

Развитие IT-технологий уже несколько лет подряд происходит экспоненциально. По данным Computer Industry Almanac, к началу 1999 года как минимум в десяти странах Интернетом охвачено 10% населения. Ожидается, что к 2000 году (то есть уже через месяц!) в этот список будут входить уже 25 стран, в том числе Чехия, Венгрия и, возможно, Словения. Темпы роста и не думают стабилизироваться, по крайней мере в Европе. Конечно, "интернетизации" населения на уровне 90% в ближайшие 10 лет не достигнет ни одна страна, но показатель в 35% вполне достижим даже в Восточной Европе. А 35% - это более половины экономически активного населения страны. Естественно, что потенциальный рынок, охватывающий такое количество людей, неизбежно вызовет рост предложения.

В связи со стремительным развитием цифровой эры нынешние настроения людей схожи со средневековыми страхами. Как и в средние века, напуганное прогрессом человечество ждет окончания времен (Y2K). Столь же легко возникают социальные утопии (проект Linux), люди так же падки на предсказания ("Матрица") и на новейшую магию (от Карнеги до Филиппа Котлера).

Век железный и век золотой

Несомненно, пределы для развития Интернета есть. В Восточной Европе (оставим без внимания Азию, Африку и Латинскую Америку) инфраструктура коммуникаций находится в принципе в таком же "невеселом" состоянии, что и в России. Уровень развития электронных платежных систем в Восточной Европе тоже вполне сравним с российским. И то и другое теоретически должно ограничивать развитие электронной индустрии.

Недостаточная техническая оснащенность России и малое количество компьютеров на душу населения отнюдь не препятствуют быстрому развитию Интернет-экономики в стране. По данным многочисленных исследований, компьютерный парк России меньше, к примеру, компьютерного парка Италии, но зато более современен. Низкая стоимость современных "компьютеров для бедных" уже в ближайшее время превратится в их баснословную дешевизну. Знакомство автора с Интернетом началось на машине с процессором Intel 386, который сейчас стоит в Москве менее $100. Через три года, к концу 2002-го, столько же будет стоить та машина, на которой вы работаете сейчас. Похожей будет и ситуация с инфраструктурными компонентами Сети. А Интернет-экономика вполне может развиваться уже сегодня - именно сейчас и именно на самых обычных компьютерах делается Интернет-бизнес во всем мире.

И тем не менее не в технике дело. Неважно, каков ее нынешний уровень развития. Дело в другом. Рост интереса к Сети не может не вызывать к жизни Штуки. С большой буквы. Что подразумевается под Штукой - каждый формулирует для себя сам. Например, в Скандинавии, судя по действиям Ericsson, считают, что Штукой может стать мобильный видеотелефон, постоянно подключенный к Сети. Такой видеотелефон станет непременным атрибутом любого делового человека. В Японии, судя по инициативам Sony, полагают, что Штукой станет интеграция телевидения, телефонии и цифровых каналов. В Америке предполагают, что Штука - это мобильный спутниковый доступ в Интернет (который, кстати, планируется сделать дешевым, как коробок спичек).

Хотя по большому счету неважно, как именно будет выглядеть Штука. Важны ее свойства: она должна быть дешева и надежна; она должна радикально решить проблему отставания традиционных компьютерных и телекоммуникационных технологий от темпов роста WWW; наконец, она должна быть общедоступна. Фокус в том, что однажды изобретенная Штука сразу же распространится практически во всем мире. Очень быстро как ICQ. Это следует из ее свойств.

А если Штуки все же не будет? Ведь практика показывает, что даже огромные деньги, вложенные в решение какой-либо проблемы, еще не дают гарантии решения этой проблемы, а лишь увеличивают вероятность этого.

Расчет на философский камень, на котором строятся ожидания Интернет-экономики, отнюдь не массовое помешательство. От изобретения двойной бухгалтерской записи до Chase Manhattan прошло несколько веков. От Гутенберга до первой финансовой газеты - пара сотен лет. От Рудольфа Дизеля до Ford T - десяток лет. От идеи Интернет-торговли до первого миллиарда, заработанного Amazon, - четыре года.

Дешевый и эффективный мир - вот цели, которых, как предполагается, достигнет WWW-экономика. Эти дешевизна и эффективность не смогут сконцентрироваться только в Западной Европе и США - хотя бы потому, что реальный потребительский рынок для Интернет-коммерции в России, Индии и Китае как минимум не меньше, чем на Западе. Конечно, отставание российской экономики от мировой сейчас достаточно велико. Но прогнозы о том, что с развитием Интернет-экономики отставание России будет усугубляться, спорны. Сейчас количество пользователей Сети в России сравнимо с аналогичным абсолютным показателем в Италии и Испании, хотя уровень доходов россиян, итальянцев и испанцев несколько разнится. Интернет-экономика на начальном этапе ее развития требует только потребителей и денег. А их в России не меньше, чем в Словении или Чехии. У российского бизнеса есть шанс оправдать слова Баррета о том, что будущее - за Интернет-компаниями. И этот шанс велик. Intel не ошибся.

Историческая логика развития экономики

Экономика производства ХIХ век. Экономика сбыта ХХ век Интернет-экономика ХХI век
Индустриализация и механизация Недорогие транспортировка и связь Персональный подход при глобализации производства
Массовое производство Массовый сбыт Персонализация продаж

Источник: Intel