Top.Mail.Ru
финансы

Личный бюджет

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Андрей Кочеров, частный инвестор

Ранним утром 16 сентября 2008 года я проснулся и, включив компьютер, замер от ужаса. Я просто не мог поверить своим глазам.

Накануне, в понедельник 15 сентября, обанкротился американский инвестиционный банк Lehman Brothers, на тот момент один из крупнейших банков США. Американские фондовые индексы моментально пошли вниз. Еще в начале сентября 2008 года индекс Dow Jones торговался на отметке 11516,92 пункта, а 15 сентября опустился до 10917,51 пункта, потеряв сразу более 5 %, что для такого индекса очень много. На следующий день колоссальное падение началось на всех мировых биржах.

В тот день я так и не смог нормально работать, мне не хотелось есть и пить. Дело в том, что за несколько месяцев до этого, в мае 2008 года, я купил на довольно существенную для меня сумму инвестиционную ноту, эмитентом которой как и раз и был банк Lehman Brothers. Инвестиционная нота — ценная бумага, имеющая оговоренный срок жизни деятельности, которая состоит из других финансовых активов.

Буквально за несколько часов я, как мне казалось, лишился большей части своих сбережений не только из-за банкротства Lehman Brothers, но и из-за снижения стоимости акций и облигаций различных компаний, которые я также тогда покупал. В будущем мне удалось вернуть почти все свои средства, и об этом я обязательно расскажу в следующий раз.

Дальше падение продолжилось. 6 октября 2008 года российский биржевой индекс РТС обвалился за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне российские «голубые фишки» — акции крупнейших отечественных компаний — подешевели на 30–50 %. 8 октября 2008 года рублевый российский индекс ММВБ упал сразу при открытии на 13 %.

Почему я вообще решил заниматься инвестициями? На заре моей корпоративной карьеры в конце 90-х — начале 2000-х годов, а я всегда был наемным менеджером, как сейчас модно говорить — офисным планктоном, я понимал, что рано или поздно, несмотря на весь мой профессиональный опыт, я стану невостребованным в силу возраста или здоровья. Такой этап может наступить в жизни любого человека. И в этой связи я решил, что должен сформировать себе такой капитал, чтобы он позволил мне не зависеть от кого бы то ни было.

Я начинал потихоньку инвестировать еще в 2002 году, как только это стал позволять мой доход. Начинал, как и многие тогда, с паевых инвестиционных фондов (ПИФ), или так называемых фондов коллективных инвестиций — популярного фонда акций «Пётр Столыпин», фонда облигаций «Илья Муромец». Порог входа в эти фонды — от 1 тыс. руб. Купив, например, паи фонда «Пётр Столыпин» в начале февраля и продав в начале мая 2002 года, можно было заработать более 20 %, а при более длительном сроке и удачной конъюнктуре рынков — более 70 %. Вообще, чем на более долгий срок вы готовы инвестировать, тем лучше. На протяжении нескольких лет в тот период ситуация на фондовых площадках была в целом благоприятной. В те годы появилась возможность инвестировать, например, в ПИФы, которые в том числе размещали средства инвесторов в акции компаний развивающихся стран — России, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, Индонезии и других. На таких инвестициях можно было заработать и до 100 % годовых, причем в валюте. Например, страновые фонды инвестиционных компаний Franklin Templeton или BlackRock имели такую доходность в 2005–2007 годы. И, учитывая это, падение рынков в 2008 году было драматическим для многих инвесторов.

Сегодня складывается похожая ситуация. Только за месяц многие фондовые рынки упали более чем на 30 %, российский рубль также обесценился, потеряв за короткий срок более 20 % стоимости по отношению к доллару США и евро. Индексы ведущих мировых бирж скачут то вверх, то вниз, порой теряя или набирая десятки процентов за день. Как и в 2008 году, миллионы людей по всему миру потеряли свои сбережения. В России ситуация усугубилась еще и тем, что на фондовый рынок за последние несколько месяцев пришли миллионы частных инвесторов. По данным Московской биржи, в прошлом году счета там открыли 1,9 млн человек. Таким образом, количество частных инвесторов на бирже удвоилось — теперь их 3,86 млн человек. Этому способствовало снижение ставок банковских вкладов, продолжительный рост на мировых биржевых площадках, включая и Россию, а также бурное развитие инвестиционных мобильных приложений.

Что же делать сейчас? Как считают эксперты, главное — не поддаться эмоциям и не совершить фатальных ошибок: не продавать по бросовым ценам активы — акции или облигации, не покупать валюту по слишком высокому курсу. Тем, у кого есть наличные деньги, лучше сидеть в деньгах. Если вы в рублях, то спокойно прикиньте, нужна ли будет вам в ближайшее время валюта и для чего. Расходы в рублях никто не отменял. Если вам повезло и у вас есть валюта, не спешите ее менять. Сейчас не самое благоприятное время и для покупок активов. Падение может запросто продолжиться, ведь риски усиления эпидемии коронавируса никуда не делись.

В своем блоге я буду регулярно рассказывать о разных видах инвестиций и вложений, основываясь на собственном опыте. Это не только фондовый рынок и связанные с ним продукты, но и другие возможности. Надеюсь, что мой опыт будет полезен.