Bloomberg: человек и машина
59-летний американский миллиардер Майкл Блумберг не так давно объявил о своем желании принять участие в борьбе за пост мэра Нью-Йорка. Предполагается, что в избирательной кампании ему должны помочь не только деньги и огромное влияние, которым он пользуется в деловом мире, но и сама история его карьеры.
Стремительный взлет Майкла Блумберга к его нынешнему успеху начался с… увольнения. 1 августа 1981 года он, генеральный партнер в знаменитой финансовой компании Salomon Brothers, пришел на работу и узнал, что в его услугах больше не нуждаются. Этой компании Блумберг отдал 15 лет жизни, сделал в ней блестящую карьеру, из простого клерка превратившись в одного из владельцев. Но даже это не стало достаточной страховкой от весьма унизительного увольнения. Оно состоялось после нескольких недель секретных переговоров, во время которых исполнительный комитет Salomon Brothers принял решение о слиянии с компанией Phibro Corp., торговавшей нефтью, металлом и сельскохозяйственной продукцией. По иронии судьбы, сделка получила стопроцентное одобрение всех партнеров фирмы, в том числе и Блумберга, так как обещала им немалые личные прибыли. Однако слияние означало распад партнерства, которое просуществовало 71 год. Большинству из 63 партнеров предложили остаться в объединенной компании в качестве наемных сотрудников, но Майкл Блумберг в их число не попал. Горечь расставания скрасило «выходное пособие» в $10 млн – именно во столько была оценена доля Блумберга в Salomon Brothers. Эти деньги он мог бы вложить в акции и жить на доход с них. Но Блумбергу было всего 39 лет, и он не собирался так рано закончить блистательно начавшуюся карьеру. Едва переварив новость об увольнении, он задумался о своей дальнейшей судьбе. Чтобы утешить жену – купил ей соболье манто. Чтобы утешить себя – задумал создать собственную компанию, в которой боссом был бы он, а все остальные подчинялись его правилам игры. «После пятнадцати лет службы в качестве верного солдата корпорации я решил, что теперь сам буду себе генералом…» – вспоминал Блумберг в своих мемуарах.
Карьерист
Майкл Блумберг родился и вырос в одном из пригородов Бостона в семье бухгалтера и секретарши. После школы поступил в университет Джона Хопкинса, где изучал физику и инженерное дело. Позже окончил еще и Гарвардскую школу бизнеса. Первой работой Блумберга была должность клерка в Salomon Brothers c зарплатой $9500 в год. Благодаря полезной привычке приходить в офис рано, а уходить поздно он был замечен руководителями фирмы и начал продвигаться по карьерной лестнице. Уже в 1972 году Блумберг возглавил отдел ценных бумаг и стал одним из партнеров. А в 1979 году руководство фирмы «бросило» его на освоение нового участка – Блумберг стал отвечать за информационную систему Salomon Brothers. Этот пост, хотя был очень ответственным и почетным, как считают, и стал причиной его последующего увольнения, так как подразделение Блумберга приобрело внутри компании значительную автономию, что очень не нравилось вышестоящему начальству. После увольнения Блумберг решил продолжить то, чем он занимался в Salomon Brothers, превратив закрытый проект в общедоступную информационную систему. До того крупнейшие брокерские дома Уолл-стрит собирали статистические сведения о ценных бумагах самостоятельно и независимо друг от друга, да к тому же обрабатывали их вручную. Блумберг же задумал создать единую информационную систему, затраты на поддержание которой были бы распределены между пользователями. В октябре 1981 года вместе с тремя партнерами, знакомых по работе в Salomon, Блумберг арендовал небольшой офис в Манхэттене. Стартовым капиталом новой компании стали $10 млн «выходного пособия». Не так много по меркам большого бизнеса. Зато у Блумберга был план, с которым он пошел в Merrill Lynch и сумел убедить руководство этой уважаемой фирмы, что всего за шесть месяцев создаст компьютерный терминал, с помощью которого будет возможно получать финансовую информацию в режиме реального времени. Блумберг просил не денег, а только гарантии того, что, если такое устройство будет создано, Merrill Lynch не откажется попробовать его в деле. Ровно через шесть месяцев, день в день, Блумберг и его партнер Дункан Макмиллан заказали такси до офиса Merrill Lynch. Блумберг держал на коленях само устройство, а Макмиллан – клавиатуру к нему. Прибыв в офис, они собрали трейдеров компании и торжественно включили машину в сеть. Экран ожил, и на нем высветились цифры с текущими ценами на акции. Впечатленные демонстрацией, хозяева Merrill Lynch заказали сразу 20 терминалов. Больше того: они согласились стать партнерами в Bloomberg LP, приобретя 30% компании за $30 млн (в 1997 году Блумберг выкупил около трети акций, принадлежащих Merrill Lynch, но уже за $200 млн). Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. В своей автобиографии Блумберг без ложной скромности написал: «В 1987 году Merrill стала ведущим андеррайтером акций и ценных бумаг в мире… Мы помогли ей в этом».
Видеоигра для бизнесменов
Сам по себе терминал задуман как устройство, способное обеспечить бизнесменов необходимой финансовой информацией: ценами акций, документами SEC, биографиями СЕО, аналитикой разного рода и т.п. Это напоминает популярные в США рестораны-«дайнеры», заплатив за вход в которые определенную сумму, можно набрать столько блюд, сколько захочется. Хотя можно взять всего одно – на цену это не влияет. Месяц аренды одного терминала стоит $1640 (если машин больше, чем одна, то аренда каждого следующего устройства обходится уже в $1285), и эта цена не меняется, даже если вы не пользуетесь всей предоставляемой информацией. Однако желающих платить очень много. Сейчас повсюду в мире установлено уже около 157 тыс. терминалов, и количество пользователей продолжает расти со скоростью 15 – 20% в год. «Блумберг» (устройство называется именно так) на рабочем столе давно перестал быть просто устройством для трансляции данных; это своеобразный символ статуса, подчеркивающий класс и уровень бизнесмена, который его использует. Уж больно представительна компания клиентов Bloomberg LP: к ее услугам прибегают крупнейшие компании мира, центральные банки многих стран, а также финансовые учреждения рангом пониже. «Блумберги» установлены даже в Ватикане. Сегодня клиентам Bloomberg LP необязательно иметь в своем распоряжении сам терминал, так как ее продукцию можно получать и через обычный персональный компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением. Если же они испытывают ностальгические чувства, то им предлагают использовать специальную клавиатуру, похожую на ту, что используется в классических «блумбергах» (из-за этой клавиатуры, украшенной характерными желтыми кнопками, «блумберги» в шутку называют «Nintendo для взрослых»). А можно обойтись и без нее – ведь интерфейс программ по-прежнему напоминает о «вечных ценностях», хотя и стал более функциональным по сравнению со своим прототипом.
Новости – их профессия
В 1990 году компания Dow Jones заявила, что больше не будет предоставлять свои новости для трансляции через терминал (позже она отказалась от этого решения). Блумбергу не оставалось ничего, кроме как создать собственную ленту финансовых новостей. Организовать это дело он поручил бывшему репортеру Wall Street Journal Мэтью Уинклеру. Последний однажды написал большую статью о Блумберге для своей газеты и с тех пор очень восхищался его энергией и деловой хваткой. Предложение Блумберга Уинклер воспринял с энтузиазмом, хотя и не преминул проверить потенциального босса на совместимость. Что случится, спросил Уинклер, если президент компании, которая является самым крупным клиентом Bloomberg LP, внезапно исчезнет вместе с $10 млн корпоративных средств, а репортеры Bloomberg Business News обнаружат его в Рио, где он приятно проводит время со своей секретаршей? Об этом будет написана статья, а на следующий день Майклу позвонит этот президент и потребует изъять статью из ленты новостей, иначе он прикажет демонтировать 2000 терминалов, установленных у него. Блумберг, по воспоминаниям Уинклера, с ответом не задержался: «Мои адвокаты вас полюбят!» Так и повелось: если Уинклер считает, что острое сообщение должно быть опубликовано, он сделает это, будучи уверен, что в случае шантажа со стороны обиженных героев публикации босс всегда встанет на его сторону. Уинклер правит Bloomberg Business News твердой рукой. Для своих подчиненных он создал специальный свод правил на 359 страницах, получивший название The Bloomberg Way. В нем он призывает их, к примеру, не использовать жаргон, не приписывать себе уже известные истины, никогда не говорить, что «акции резко выросли», а вместо этого указывать цифры. При создании Bloomberg Business News планировалось обойтись силами всего пятнадцати человек: командировать по пять репортеров в Нью-Йорк, Лондон и Токио, где расположены крупнейшие биржи мира. Дешево и сердито. Однако Блумберг и Уинклер очень скоро вошли во вкус, и их дело приобрело подлинный размах. Сегодня, спустя одиннадцать лет, в Bloomberg News работают более 1100 репортеров, приписанных к 79 бюро по всему миру. Надо сказать, новая лента новостей была поначалу воспринята без восторга – как конкурентами, так и потребителями. Последние сомневались, что молодежь, набранная Уинклером, способна соревноваться на равных с акулами деловой журналистики из Reuters и Dow Jones. Были и другие сложности. Поскольку Bloomberg Business News доставлялась подписчикам электронным способом, эта новостная лента по американским законам не могла считаться публикацией. Такая зацепка позволяла при желании удалить корреспондентов Bloomberg Business News с любого брифинга, чем многие недоброжелатели и пользовались. Тогда Блумберг обратился к опыту конкурентов. Хотя новости Dow Jones и UPI распространялись аналогичным способом, они не подпадали под это ограничение, так как статьи оттуда ежедневно перепечатывались газетами всего мира. Что сделал Блумберг? Предложил ведущим газетам бесплатно установить в их редакциях свои терминалы – при условии, что они регулярно будут воспроизводить новости на своих страницах. Подарок более чем щедрый, учитывая стоимость одного месяца аренды терминалов. Первой подобное предложение получила в 1991 году The New York Times. А к 1995 году новости Bloomberg Business News стали появляться в печатных изданиях чаще, чем информация из каких-либо других источников, за исключением Associated Press. Осознав влияние, которое приносят средства массовой информации своим владельцам, Блумберг обратил свой взор на радио и телевидение. В 1992 году он приобрел за $13,5 млн нью-йоркскую радиостанцию WNEW-AM. Позже его компания стала готовить финансовые передачи для государственного телевидения, а также покупать время на кабельных каналах для трансляции деловой информации. Проекты, связанные с радио и телевидением, пока что не приносят Блумбергу особой прибыли, но он не собирается с ними расставаться. Особенно они пригодятся ему теперь, когда он решил баллотироваться в мэры Нью-Йорка.
Самая лучшая работа в мире
В апреле 2001 года Майкл Блумберг официально объявил о своем намерении побороться за пост мэра Нью-Йорка на выборах, которые состоятся осенью. Он уже пообещал, что в случае своего избрания будет претендовать на чисто символическую зарплату – около $1 в год. Также Блумберг не собирается тратить на свою избирательную кампанию государственные средства, а профинансирует ее целиком из собственных денег. При личном состоянии, которое оценивается в $4 млрд, те $20 млн, что он рассчитывает вложить в предвыборную гонку, не более чем капля в море. А в глазах избирателей подобное бескорыстие – дополнительный плюс. Зачем Блумберг уходит в политику? Сам он считает, что идет на повышение. На его взгляд, пост мэра Нью-Йорка – одно из четырех самых престижных рабочих мест в мире. Оцените первую тройку: президент США, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций и президент Всемирного банка. Работа руководителя такого большого города привлекает Блумберга еще и тем, что она оказывает влияние на жизнь множества людей: «Вы принимаете решение утром, уже днем оно начинает выполняться, а назавтра можно видеть первые результаты».