Блошиная интеграция
НАШИ средства массовой информации западническо-демократического направления отреагировали на доклад аналитиков американской разведки "Мировые тенденции 2015 года", где говорилось, что Россия - это страна, погрязшая в пьянстве и коррупции, и поэтому она не сможет интегрироваться в мировую финансовую систему до 2015 года.
Надо заметить, что коррупция как таковая еще ни одной стране в мире не мешала интегрироваться в мировую финансовую систему. Ну а насчет пьянства и наркомании США могли бы помолчать. Что же касается содержания самого доклада, то главное там совершенно другое. А тоновая риторика по поводу России абсолютно естественна. К этому надо привыкнуть и относиться спокойно. Дело в том, что новая консервативная администрация абсолютно свободна от каких-либо обязательств, связей и контактов с российским политическим классом, который выпестован институтом демократов. Причем пьянство, наркомания и коррупция имели двусторонний порядок. Проще говоря, повязанность общим грехом теперь отсутствует. Хотя для консервативной Америки, замкнутой на себя, такой тон - холодный, жесткий, грубый и иногда сознательно эпатирующий - выглядит абсолютно неестественным.
Если говорить о содержании угроз, перечисленных в докладе, то они комплиментарны для нас с точки зрения геополитики. В частности, возможный альянс России с Китаем и Индией против Запада, разрыв в отношениях между Штатами и Европой и создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе неких структур, альтернативных ВТО и МВФ, что ставит под вопрос глобальное доминирование США в мире. Все это говорит о том, что если Россия состоятельна политически и экономически, если дееспособная власть начинает реанимировать страну, то отношение неизбежно сменится на другое. С этой точки зрения с консерваторами гораздо удобнее общаться, потому что они в меньшей степени склонны доверять демагогии и ценностно-поведенческим вещам. Они воспринимают понятие силы, интересы страны и способности их осуществлять. В рамках такого видения будущего мира они, безусловно, будут стремиться к диалогу с Россией. Конечно, если будет смысл его вести, потому что с властью определенного типа договариваться бесполезно. Она не контролирует ни ноги, ни руки, ни хвост. Грубо говоря, никаких детских разговоров. Воспитывать и сопли вытирать никто не будет. Пошлют подальше - и все.
Решимость Соединенных Штатов заниматься тем, что они считают нужным для своей национальной безопасности (я имею в виду Договор по ПРО), никаким образом не связана ни с Советами, ни с прежними договоренностями. Но если мы сможем разыграть, как, кстати, наш президент делал в Канаде, определенные противоречия внутри альянса и если это будут серьезные аргументы нериторического характера, они, безусловно, будут рассматриваться и взвешиваться. Это серьезное поле для политического маневра.
Западная печать очень язвительно и иронически относится к призывам российского правительства и президента инвестировать в Россию. Даже выражение придумали - "передвижное капиталистическое шоу Путина". Действительно, бессмысленно привлекать в экономику какие-то западные инвестиции, когда из нее уходит собственный национальный капитал. Действительно, мы всех смешим такими разговорами. Те очаговые инвестиции, которые идут в Россию, - идут и так. Для этого не надо устраивать шоу. Они нужны для привлечения массовых портфельных инвесторов, которые не думают, в какую отрасль вкладывать, а оценивают страну как рынок в целом. Куба - очень яркий пример того, как всякие политические вещи имеют минимальное значение с точки зрения реальных интересов инвесторов. Несмотря на санкции, оказалось, что западный капитал, в том числе и американский, намного сильнее представлен на Кубе, чем российский. Потому что для них очевидно, что, когда кастровский режим закончится, страна будет всосана в политическое и экономическое поле Соединенных Штатов. Капитализация страны возрастет очень сильно. В этом смысле я не очень понимаю, какие серьезные препятствия существуют для самостоятельного доинвестирования России в экономику Кубы. Вложение денег в эту страну - перспективная инвестиция. Мы можем столбить позиции на переходных рынках. И если наш национальный капитал не хочет "шевелить" деньгами, то у него в этом случае совсем нет мозгов, он по-прежнему мыслит категориями блошиного рынка, - и разговаривать с ним не о чем.