Top.Mail.Ru
мнения

Бодрость под угрозой: что ждет рынок кофе в 2023 году

Фото: 123rf.com / Legion-Media Фото: 123rf.com / Legion-Media

В 2022 году кофейная отрасль в стране столкнулась с трудностями: транспортные фирмы стали отказываться от перевозки грузов в Россию, удлинилась логистика, с рынка ушел ряд производителей. Все это — на фоне снижения объемов урожая в Бразилии и Колумбии, общего дефицита морских контейнеров и роста издержек фермеров из-за инфляции. Как это сказалось на ценообразовании российских кофеен, и ждать ли снижения на улицах городов числа людей с бумажными стаканчиками, в колонке для журнала «Компания» рассказал Антон Макаров, управляющий партнер сети Coffee Like.

Что в мире

За последний год в мире зафиксирован более чем двукратный рост цен на зеленый (необжаренный — прим. ред.) кофе. По данным поставщика зерен «Tasty Coffee», стоимость арабики с весны 2021 выросла до 130%. Так, сорта «Бразилия Суль Де Минас» и «Серрадо» увеличились в цене с 5 до 8 долларов за килограмм (при покупке прямого контейнера). При этом приобретение тех же зерен со склада импортера обойдется уже в 9 долларов.

На рост цен повлияло падение температуры в Бразилии и политическая нестабильность в Колумбии. По данным The Wall Street Journal, в прошлом году кофейные плантации Бразилии страдали сначала из-за засухи, а затем от мороза. В связи с этим производители ожидают в этом году только половину от обычного урожая зерен арабики.

В Колумбии же в прошлом году на фоне налоговой реформы происходили народные волнения. Экспорт кофе здесь еще в конце весны 2021-го сократился на 50%. А осенью того же года страна столкнулась с ливнями. При этом в начале августа менеджер Национальной федерации производителей кофе (FNC) Роберто Велес прогнозировал, что в 2022 году производство кофе в Колумбии достигнет 12 миллионов мешков весом 60 килограммов каждый.

«Когда мы видим 12 миллионов мешков и радуемся, мы вспоминаем, что не так давно у нас было 14 и 14,5 миллиона мешков годового производства», — цитировало Велеса агентство Merco Press. Несмотря на это, показатель в 12 миллионов он на фоне всего случившегося назвал «великолепными новостями для производителей».

В числе факторов, влияющих на ценообразование в 2022-м — дефицит морских контейнеров для перевозки грузов. Причем проблема это как российская, так и общемировая. Во время пандемии коронавируса вопрос нехватки контейнеров встал по всему миру, а с марта этого года ряд контейнерных перевозчиков прекратил работать с Россией. При этом, как отмечает соучредитель группы компаний «СЛК» Дмитрий Аржаных, лишь 29% контейнерного парка в России принадлежит отечественным собственникам. Почти треть, 31% контейнеров, принадлежит китайским компаниям, а 40% — это контейнеры морских линий, объяснял он.

«Сложная» логистика и волатильный рубль

Среди других причин, влияющих на удорожание кофе в России — его продажа в долларах, нестабильный курс рубля, удлинившаяся логистика, дефицит на складах, и уже никого не удивляющее желание покупателей закупиться «впрок».

Кофе, как и все сырье в мире, торгуется в долларах, и другая валюта производителями не котируется. Таким образом, для формирования больших резервов в России потребовались бы существенные финансовые ресурсы. С учетом меняющегося курса, фиксировать цену на зерна можно лишь на каждый конкретный объем поставок, а с течением времени стоимость будет постоянно меняться.

Колебания курса рубля отражаются на стоимости зерен сильнее, чем изменения на мировой кофейной бирже. Пока что укрепление рубля компенсирует высокие цены на зеленый кофе, но в долгосрочной перспективе курс может стать менее комфортным.

Но есть и хорошая новость: основные страны-производители в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Азии не присоединялись к антироссийским санкциям (исключение — Германия — прим. автора), и по-прежнему готовы поставлять в страну кофейное сырье. До недавнего времени почти все поставки зерен в Россию осуществлялись через страны Европы, но санкции затруднили этот процесс, и крупные морские перевозчики стали отказываться от поставок в Россию. Сейчас импортеры прорабатывают альтернативные пути поставок: через Турцию, Индию, Иран, и это тоже влияет на удорожание логистики.

Мы в своей сети занялись проработкой альтернативных вариантов доставки заранее: загрузили склады разными сортами кофе на два месяца вперед, искали сырье в доступных странах, выкупали остатки. Рост цен в такой ситуации был неминуем, но я рассматриваю его как временную меру, и — когда ситуация стабилизируется — будем пересматривать цены снова.

Есть куда расти

Потребление кофе на человека в России всегда было ниже, чем в Европе и США, поэтому рынку есть куда расти. Согласно последним данным, потребление зернового кофе в стране составляет порядка 1,5 килограмм на человека в год (таков расчет «Нескучной экономики» за 2019 год, основанный на данных ООН). Для сравнения, в Финляндии в том же году этот показатель составил порядка 11,7 кг, в Швеции — 9,99 килограмма, а в Германии — 6,2 килограмма.

Еще четверть века назад наблюдалась тенденция, когда многие люди предпочитали растворимый кофе зерновому. С 2000-х годов ситуация начала меняться, и сегодня кофейню можно встретить чуть ли не на каждом углу обычного российского города, а начинать свое утро с этого напитка — привычный ритуал множества людей.

Чего ждать

Стоимость зерен на данный момент высока, но потенциально может расти и дальше — из-за инертности поставок в Россию, роста цен на кофейных биржах, увеличения издержек фермеров на фоне инфляции. Изменение цен, вероятно, замедлит темпы роста российского рынка, но уменьшения числа людей, регулярно пьющих кофе, мы пока не фиксируем, и, признаться, не ждем. Все последние годы потребление кофе в России росло, и есть надежда, что этот тренд продолжится.

При этом нельзя исключать, что инфляция и снижение доходов населения могут повлиять на потребление кофе вне дома или снизить требования к его качеству. С другой стороны, кофе — это часть культуры, источник дофамина, и вряд ли многие захотят отказаться от доступной радости, являющейся, к тому же, напоминанием о западном образе жизни.

Вероятно, постепенно рынок стабилизируется: долю ушедших западных брендов, таких как «Paulig», «Tchibo», «Lavazza», займут местные производства. Часть игроков могут консолидироваться, не исключено появление новых проектов. А уход из страны Starbucks и McDonalds может открыть для местных кофеен новые возможности — причем как для локальных, так и для сетевых.