Boeing признал вину в авиакатастрофах и свел финансовые последствия к минимуму

10.07.202413:21

Boeing — один из крупнейших авиапроизводителей в мире — признал вину по делу о двух авиакатастрофах с участием своих лайнеров 737 MAX. В них погибли 346 человек. Компания признала, что сознательно ввела в заблуждение регуляторов относительно безопасности самолетов. Это очередной удар для производителя после серии других громких скандалов, связанных с безопасностью, однако сделка с Минюстом США позволит ему избежать более серьезных последствий. 

Снова под ударом

На прошлой неделе Boeing согласился пойти на сделку с Минюстом США. Производитель признал себя виновным по статье о мошенничестве в связи с двумя авиакатастрофами, произошедшими в 2018 и 2019 годах. Крушения произошли в Индонезии и в Эфиопии, в результате чего погибли 346 человек. Причиной авиакатастроф стали неисправности в самолетах Boeing 737 MAX, принадлежащих компаниям Lion Ai и Ethiopian Airlines.

Boeing согласилась признать, что ввела контролирующие органы в заблуждение о безопасности лайнеров. В рамках сделки, как пишет The Wall Street Journal, компания готова выплатить дополнительный штраф в размере 244 млн долларов. А в следующие три года производитель будет обязан направить 455 млн долларов на улучшение своей программы безопасности полетов.

Кроме того, соглашение предусматривает, что Boeing в течение трех лет будет работать под надзором независимого наблюдателя — специалиста, которого выберет правительство. Предполагается, что сделку еще должен одобрить федеральный судья.

Условия соглашения не устроили семей жертв авиакатастроф. Ранее они требовали оштрафовать Boeing на 24 млрд долларов, а теперь выступают против сделки с Минюстом. «Такая полюбовная сделка не учитывает тот факт, что из-за сговора Boeing погибли 346 человек», — говорится в заявлении адвоката Пола Касселла, представляющего интересы жертв трагедий.

Предъявленные Boeing обвинения усугубили положение компании после того, как в январе 2024 года произошла еще одна катастрофа с участием ее лайнера. Тогда произошла разгерметизация на борту самолета Boeing 737 MAX 9, принадлежащего авиакомпании Alaska Airlines. В тот раз обошлось без жертв, но инцидент выявил сохраняющиеся проблемы с безопасностью.

еще по теме:
Boeing разорило желание экономить
Что стало причиной проблем мирового авиаконцерна и в какое будущее он летит
Boeing-737MAX

Урок для всех

Признание вины станет серьезным ударом по репутации Boeing — компании, которая еще недавно славилась качеством и безопасностью своих коммерческих лайнеров. Сделка с Минюстом поставит точку в долгом расследовании и избавит Boeing от судебного разбирательства, которое могло бы привести к еще более серьезным последствиям. «В условиях досудебного урегулирования кризис остается обезличенным и потому вызывает меньший эмоциональный отклик, чем если бы в суд пришли родственники погибших и в публичном пространстве развернулась бы новая волна осуждения», — говорит генеральный директор компании по консалтингу в области репутации и ведения бизнеса КРОС Екатерина Мовсесян.

Вместе с тем признание вины может негативно сказаться на бизнесе компании и потенциально ставит под угрозу ее способность заключать контракты с крупными госзаказчиками, включая Минобороны и НАСА. Государственный заказ в США не может быть размещен на мощностях исполнителя, в работе которого выявлены существенные нарушения (как минимум, до их устранения). Этот удар по бизнесу может быть куда сильнее публичного осуждения, отмечает Мовсесян.

«В американской практике не раз случались инциденты, когда на рынок выходила небезопасная продукция. Единственная выигрышная стратегия в этом случае — публичное решение проблемы, отзыв проблемной техники или прекращение ее выпуска. Главная трудность для Boeing на период нескольких ближайших лет — сформировать команду управленцев, которая способна наладить процессы контроля качества сборки и комплектующих. Текущий менеджмент с этим не справился в полном объеме», — считает Мовсесян.

В ближайшее время Boeing, скорее всего, анонсирует план по устранению выявленных проблем, однако можно ожидать в течение следующих 3-4 лет череду отзывов самолетов, говорит доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового Университета, к.э.н. Михаил Хачатурян. В том числе в перспективе возможно падение продаж новых лайнеров. 

Разбирательство с Boeing выявило ряд проблем авиационной отрасли и показало необходимость ужесточения стандартов безопасности, считает Николай Титов, руководитель практики «Уголовное право» юридической фирмы Bishenov&Partners. «Недостаточное взаимодействие с регулирующими органами, неспособность компании представить полную и точную информацию, а также несоблюдение строгих стандартов сыграли роковую роль в трагедиях. Процесс показал, что при введении более жестких процедур и независимых аудитов такие нарушения могли бы быть предотвращены», — продолжает Титов. По мнению юриста, дело против Boeing может стать уроком и для других производителей, которым следует повысить прозрачность своих действий и уделять достаточное внимание проверкам безопасности.