Boeing столкнулся с кризисом доверия: проверки выявили десятки проблем на производстве
Проверка Федерального управления гражданской авиации США (FAA) обнаружила десятки проблем на производстве Boeing 737 MAX. Один из мировых лидеров в создании аэрокосмической продукции провалил 33 из 89 проверок. Компания уже пообещала провести работу над ошибками, однако заказчики уже начинают рассматривают предложения от конкурирующей Airbus.
Проверки провалены
FAA решило провести проверку на заводах Boeing, после того как в январе у самолета авиакомпании Alaska Airlines во время полета на высоте почти пять километров оторвалась дверь. Пострадавших не было, однако ведомство распорядилось временно остановить полеты самолетов Boeing 737 MAX 9 в воздушном пространстве США и их эксплуатацию американскими перевозчиками.
Как выяснилось, секция фюзеляжа 737 Max 9 не была закреплена должным образом— в ней отсутствовали необходимые болты.
Этот инцидент поставил под сомнение безопасность самолета Boeing. Аудиторы FAA провели в общей сложности 89 проверок, и 33 из них компания провалила. В ходе аудита были выявлены «несоблюдения требований в области контроля производственного процесса, обращения с деталями и их хранения, а также контроля качества продукции», следовало из отчета.
Всего FAA обнаружило 97 нарушений производственных норм. Кроме того, проверка коснулась поставщика Boeing — компании Spirit AeroSystems, которая производит фюзеляжи для самолетов MAX. Она провалила половину проверок. В частности, как выяснил Times, аудит показал, что механик Spirit AeroSystems использовал для проверки уплотнения двери обычный гостиничный ключ-карту, а в качестве смазки в процессе установки одного из компонентов — жидкое мыло. На вопрос о целесообразности применения таких подручных средств в Spirit AeroSystems ответили, что «компания будет изучать все выявленные несоответствия, чтобы принять меры по их исправлению».
Об обнаружении незакрепленных деталей на дверных заглушках на нескольких самолетах Boeing 737 Max 9 сообщили две авиакомпании — Alaska Airlines и НАС United. Первая владеет 64 такими лайнерами, а второй принадлежат 79 самолетов.
После инцидента FAA пообещало усилить надзор за производственными процессами в Boeing. «Компания не вернется к обычному режиму работы. Она должна взять на себя обязательства по реальным и глубоким улучшениям», — говорилось в заявлении ведомства.
Как отразится скандал на компании
Американский Boeing — второй после Airbus мировой производитель пассажирских самолетов. По итогам 2023 года компания поставила 528 лайнеров и получила заказы на 1576 самолетов, увеличив выручку на 17%, до 77,8 миллиарда долларов.
Однако возникший кризис доверия к Boeing может вызвать проблемы с дальнейшей реализацией самолетов компании. Группа уже сообщила, что из-за инцидента с 737 MAX 9 пока не будет делать прогнозов по продажам на 2024 год.
Акции Boeing снижались с начала года и ускорили падение на фоне новостей о кризисе в компании. 12 марта они обвалились более чем на 4% — после того как ведущие авиакомпании США выразили обеспокоенность по поводу проволочек с поставками. Так, в феврале группа поставила 17 узкофюзеляжных самолетов Max — это на восемь меньше, чем в январе, и примерно вдвое меньше, чем в ноябре и декабре.
Негативно на котировках могло сказаться и заявление генерального директора United Airlines Скотта Кирби. Он сообщил, что компания задумалась о покупке A321 neos у Airbus взамен ранее заказанных 151 самолета Boeing 737 Max 10 (их планировалось поставить в течение двух лет, но затем United Airlines отказалась от этих планов).
В январе FAA заявило, что запретит Boeing расширять производство самолетов 737 MAX, пока не убедится в том, что компания устранила все выявленные в рамках аудита проблемы в области контроля качества. В какие сроки группе удастся это сделать, неизвестно. Ранее руководство Boeing разослало сотрудникам письмо, в котором сообщило, что теперь внутренние проверки будет проводиться еженедельно.