Богатенькие аспиранты

06.06.200000:00

Американская Интернет-компания Yahoo! выросла из обычного хобби двух аспирантов Станфордского университета. Сейчас Джерри Янгу и Дэвиду Фило едва перевалило за тридцать, но они уже мультимиллиардеры.

Первый из "иеху"

Самый заметный из всех "иеху", душа и идеолог компании -Джерри Янг появился на свет на Тайване в 1968 году и стал старшим из двух сыновей в семье беженцев из Китая. Отец умер, когда Джерри было два года, и с того момента мать, преподаватель английского языка в университете Тайбэя, растила детей одна. Ее убивала мысль, что когда-нибудь ее мальчиков призовут в тайваньскую армию, и поэтому она решила перебраться с семьей в США. Этот план осуществился в 1978 году, после того как Соединенные Штаты возобновили дипломатические отношения с Китаем.

Несмотря на профессию матери, единственным английским словом, которое знали Джерри и его брат, ступив на американскую землю, было слово "ботинок". Но они были смышлеными детьми и, по счастью, достаточно юными, чтобы с легкостью освоить чужой для них язык. "Поначалу над нами много смеялись. Я не знал даже, что за лица изображены на бумажных деньгах! - улыбается сейчас Янг. - Зато на экзаменах по математике в школе опережали всех. К концу третьего года мы с братом перешли из коррекционной группы по английскому языку в продвинутую".

Янг блистал и в старших классах - при том, что вовсе не был ботаником, помешанным исключительно на зубрежке. Он играл в сборной школы по теннису, а в последний год учебы его избрали президентом ученического совета. Одновременно Джерри усиленно готовился к поступлению в колледж.

Неудивительно, что он выиграл стипендии во всех трех колледжах, куда направил документы. А ведь среди них были и такие именитые, как университеты Беркли и Станфордский. Янг выбрал последний, поскольку это давало ему возможность оставаться поближе к семье. Кроме того, Станфорд был единственным учебным заведением, где не требовалось выбирать профилирующий предмет в первый же год обучения. А это было важно для Джерри, который хотя и мечтал о карьере инженера, но не исключал для себя возможности в будущем увлечься чем-то еще - например, историей или правом. А возможно, и бизнесом…

Головокружительный темп обучения, взятый в школе, Янг продолжил и в Станфорде. За четыре года он умудрился получить степень не только бакалавра, но и магистра по электротехнике. По окончании университета Янг поступил в аспирантуру. Параллельно Джерри много работал, в том числе и в качестве подборщика книг в университетской библиотеке. Этот опыт, по его словам, очень помогает ему сейчас, поскольку именно в библиотеке он впервые узнал, как нужно систематизировать информацию.

Найти единомышленника

Будущего партнера по бизнесу Джерри встретил, уже учась в аспирантуре Станфорда. О прошлом Дэвида Фило известно гораздо меньше, чем о прошлом Янга. У Дэвида более замкнутый характер, и он не любит много распространяться о себе. Однако в его биографии есть один нюанс, проливающий свет на смысл названия детища Янга и Фило: поговаривают, что отец Дэвида частенько называл мальчика "иеху", когда тот плохо себя вел. (Иеху - отрицательные персонажи в романе Свифта "Путешествие Гулливера".)

Фило на два года старше Янга. Он вырос в Луизиане и получил степень бакалавра в Тьюланском университете, а затем поступил в аспирантуру Станфорда, где и познакомился с Джерри Янгом. У будущих компаньонов нашлось много общих интересов. Как и Янг, Дэвид был спортивным болельщиком и гением в области математики и инженерного дела. Но по-настоящему сблизиться им помогла шестимесячная поездка в Японию в 1992 году в рамках студенческого обмена.

Оба приятеля сумели использовать эти полгода не только для учебы и знакомства с чужеродной культурой, но и для приобретения важнейших связей.

Во-первых, в Киото Джерри Янг встретил женщину, на которой позднее женился, - Акико Ямазаки, дочь выходцев из Японии, которая выросла в Коста-Рике. Она тоже окончила Станфорд и делала карьеру в Силиконовой долине.

В Японии Янг и Фило также познакомились с Шриниджей Шринивасон, еще одной питомицей Станфорда, которая специализировалась на изучении проблем искусственного интеллекта и методов организации информации. Позднее она присоединилась к Yahoo! в качестве главного редактора.

Поэтому неудивительно, что спустя годы первое зарубежное отделение Yahoo! было открыто не где-нибудь, а именно в Японии. Сегодня японские пользователи обеспечивают пятую часть общего трафика компании.

Окно в мир

Когда Янг и Фило вернулись в Калифорнию, их соученики по Станфорду вовсю обсуждали последнюю новинку - программу "Мозаика", самый первый, еще очень примитивный браузер, который позволял разыскивать необходимую информацию в новорожденной всемирной компьютерной сети. Вдруг оказалось, что компьютер может стать чем-то вроде окна в огромный мир информации, и Янг и Фило немедленно решили "высунуться" в это окошко.

Интернет покорил друзей сразу и навсегда. Первый проект, который они создали, позволял при помощи "Мозаики" и самодельного программного обеспечения собирать и регулярно обновлять статистические данные об игроках Национальной баскетбольной лиги. Джерри в тот период также попробовал свои силы в веб-дизайне. Первый созданный им сайт был посвящен борцам сумо.

Где-то с конца 1993 года Янг и Фило стали замечать, что чем богаче и обширнее становятся ресурсы всемирной компьютерной сети, тем труднее рядовому пользователю ориентироваться в ней и находить что-то действительно полезное. К тому же Янгу и Фило как будущим ученым хотелось иметь полную информацию об исследованиях, проводившихся в других университетах. Так что друзья приступили к созданию программного обеспечения, которое помогло бы организовать содержимое Интернета по категориям. В результате в Сети появился сайт, которой был назван незатейливо: "Путеводитель Джерри по всемирной компьютерной сети". Спустя несколько месяцев его переименовали в Yahoo!.

Творение станфордских аспирантов неожиданно, в том числе и для них самих, стало очень популярным. Вскоре их виртуальный почтовый ящик уже ломился от писем с изъявлениями благодарности и пожеланиями от многочисленных пользователей. И в один прекрасный день Янг и Фило обнаружили, что работают над совершенствованием своего детища почти круглые сутки и что компьютерная сеть Станфорда уже не справляется с нагрузками из-за огромного числа обращений к серверу. В конце 1994 года Янг и Фило осознали, что создали нечто значительное.

Тогда они окончательно забросили свои докторские диссертации. Злые языки утверждают, что Джерри и Дэвид только и ждали возможности сбросить с себя бремя учебы в аспирантуре. Однако, по словам Янга, решение оставить Станфорд далось ему очень тяжело. "Но, с другой стороны, - рассуждает Джерри, - закончи я диссертацию, какие бы последствия это имело? Может быть, 100 человек в мире прочитали бы ее. А поняли бы, возможно, пятеро из них… В то же время привлекательность Yahoo! заключается в том, что миллионы людей знакомятся с тем, что мы производим. И для меня это что-то вроде наркотика…"

Хобби - это профессия

Даже порвав с аспирантурой ради Yahoo!, Янг и Фило не были уверены, что на этом можно сделать какой-то бизнес. Друзья обдумывали и другие идеи - к примеру, продавать через Интернет учебники. Заметим, что это было за два года до появления Amazon.com.

Пока Джерри и Дэвид пребывали в нерешительности, в фургончик на территории студенческого городка в Станфорде, где они жили, зачастили гонцы из компаний, известных сейчас как MCI WorldCom, AOL, Netscape. Оказалось, что их привлекли слухи о том, что молодые хозяева Yahoo! ищут финансовую "крышу". Стали захаживать и другие гости - предприниматели, готовые вложить средства в развитие Yahoo!.

Эти визиты помогли друзьям понять, что они - хорошо ли, плохо ли - уже начали свое дело. С помощью еще одного студента из Станфорда - Тима Брэйди парочка составила примитивный бизнес-план, и в марте 1995 года Yahoo! была зарегистрирована как компания. Брэйди, который сейчас является вице-президентом, был записан в списке ее сотрудников под номером три. Вместе они начали серьезные поиски источников финансирования.

Вот как об этом вспоминает Янг: "Мы искали не столько деньги, сколько еще одного партнера, который мог бы помочь нам в тех аспектах бизнеса, в которых мы не разбирались, и имел бы навыки, которых у нас не было". Два основателя встретились с рядом предпринимателей и остановились на кандидатуре Майкла Морица из инвестиционного фонда Sequoia Capital. Он привлек друзей тем, что разделял их взгляды на будущее Интернета, но при этом не считал технологию универсальным ответом на все вопросы, отдавая предпочтение человеческому фактору.

Теперь у Янга и Фило был миллион долларов, с которым можно было развернуться по-настоящему. И здесь сыграла свою роль удивительная трезвость, с которой молодые люди оценивали свои возможности. Хотя именно они придумали Yahoo!, друзья честно признались себе, что не обладают нужными качествами, чтобы сделать из нее первоклассную компанию. Так что они заплатили хэд-хантеру и начали подыскивать "приемного отца" или хотя бы хорошую "няньку" для своего детища.

Приемный отец

Среди претендентов на это место оказался еще один бывший аспирант из Станфорда, которому, кстати, эта работа была совершенно не нужна. 43-летний Тимоти Кугл пришел на интервью, чтобы сделать одолжение хэд-хантеру, который в свое время помог ему найти хорошее место.

За спиной у Кугла, уроженца Виргинии, была блестящая деловая карьера. Еще будучи аспирантом, он создал две неплохие компании. Позднее одну из них он продал партнерам по бизнесу, а другую приобрела Motorola, где Кугл проработал еще почти девять лет. На момент предложения от Yahoo! Кугл уже три года был президентом компании Intermec из Сиэтла, которая работала в сфере коммуникаций. Под его руководством компания увеличила продажи почти в три раза - с $125 млн до $350 млн. Так что трудно было ожидать, что столь опытный бизнесмен клюнет на предложение дерзких юнцов. И тем не менее…

Кугл встретился с Янгом и Фило в пивном баре воскресным июньским днем 1995 года. Как вспоминает сам Кугл, он увидел очень толковых парней, которые испытывали подлинную страсть к тому, чем занимались. Причем невооруженным глазом было видно, что делали они это не ради денег, личного самолюбия или славы. Молодые люди покорили сурового Кугла еще и тем, что не побоялись признаться в том, что чего-то не знают. Кроме того, чутье бизнесмена подсказывало Куглу, что Янг и Фило действительно изобрели нечто замечательное: при том, что они совсем не тратили денег на раскрутку своей идеи, о ней знало очень много народу.

И Кугл рискнул - принял предложение стать СЕО компании. Это решение впоследствии сделало его миллиардером.

Придя в молодой коллектив, Кугл не изменил себе, оставшись по духу бизнесменом "старой волны". Он до сих пор не научился пользоваться компьютерным жаргоном. Не захотел он и вытатуировать на ягодицах логотип компании, как это сделал один из руководителей Yahoo!. Да что там ягодицы - Кугл отказался даже выкрасить свою шевелюру в фиолетовый с желтым (цвета Yahoo!), чтобы фотограф из известного делового журнала смог сделать эффектный снимок.

"Голос разума"

Внушительный опыт, которым обладал Кугл, оказался исключительно важным для успеха Yahoo! - компании, средний возраст сотрудников которой не превышал 30 лет. В окружении молодых энтузиастов, то и дело загорающихся новыми идеями, Куглу была уготована роль "голоса разума".

Кугл не очень хорошо разбирался в технической стороне работы Yahoo!, зато знал, как должна работать по-настоящему успешная компания. В конкурентной борьбе он сделал ставку не на совершенствование поискового механизма, а на регулярный менеджмент и рекламу. Он поставил перед компанией четкую цель: добиться, чтобы о Yahoo! узнало как можно больше людей - даже тех, кто никогда не пользовался Интернетом. Yahoo! стала первой Интернет-компанией, которая выложила сумасшедшие деньги - около $5 млн - на рекламную кампанию в СМИ. Приблизительно такая же сумма была выплачена Netscape, чтобы ссылка на Yahoo! была помещена на главной странице самого популярного на тот момент браузера.

Именно Кугл убедил создателей Yahoo!, что их компания может целиком существовать на доходы от рекламы. (Сейчас эта идея кажется очевидной, но тогда многие создатели поисковых сайтов всерьез рассчитывали получать прибыль, беря с пользователей плату за услуги по поиску информации.)

С момента, когда Кугл пришел в Yahoo!, прошло уже пять лет. За это время Yahoo! из обычного "поисковика" превратилась в мощный Интернет-портал, предлагающий пользователям самый широкий спектр услуг - от предоставления бесплатных электронных адресов до возможности участия в Интернет-аукционах.

Львиную долю доходов компания, как и обещал когда-то Кугл, получает от размещения рекламы. Это, кстати, выгодно отличает ее от многих Интернет-компаний, для которых главным источником дохода является рост курса акций. Многочисленных рекламодателей привлекает не только раскрученный брэнд, но и то, что возможности Yahoo! позволяют делать рекламу более адресной. Когда пользователь при помощи Yahoo! пытается отыскать какую-либо информацию, анализ его запроса помогает определить, какая реклама была бы ему наиболее интересна. Грубо говоря, если ты ищешь в Сети что-нибудь о компьютерах, то и рекламу тебе подберут соответствующую. Понятно, что эффект рекламы от этого возрастает в несколько раз. Yahoo! способна также оценить интерес пользователей к тому или иному баннеру, точно подсчитав, сколько раз по нему "кликнули" мышкой. А за такую информацию рекламодатели нередко готовы платить отдельно.

Об успехах Yahoo! красноречивее всего говорят цифры. В марте 2000 года рыночная капитализация Yahoo! составляла более $70 млрд. Общее состояние Янга и Фило уже превышает $7,5 млрд, а два процента акций Кугла оцениваются более чем в $1,3 млрд. А услугами компании пользуются почти 120 млн человек - в пять с лишним раз больше, чем услугами AOL. Бесплатно ведь.