Top.Mail.Ru
архив

Богатство без дешевых вещей

ритейл
Практика предыдущих лет ставить во главу угла только цену привела к массовому снижению потребительских свойств товаров ниже границы, за которой начинается потеря функциональности. Ситуация доходила до абсурда: так, одно время наводнившие прилавки сетей дешевые тонкостенные сковороды деформировались при использовании, а на керамических плитах просто плавились, но все равно покупались вплоть до конца 2000-х. Поняв наконец, что переплачивал за хлам, сегодняшний потребитель стал более требовательным к качеству, что и определило соответствующий тренд, и он, кстати, устраивает и ритейлеров, и поставщиков - меньше проблем с претензиями покупателей, а чем дороже товар, тем на большую маржу может рассчитывать продавец.

Принцип ценообразования для большинства ТНП един: это совокупность определенных потребительских свойств и уровень качества, которые определяют его принадлежность к тому или иному ценовому сегменту. Товар, опустившийся ниже определенной границы качества, сегодня не найдет сбыта, а выше - вложения в производство экономически нецелесообразны. Исключения составляют товары раскрученных брендов, продающиеся по завышенным (с точки зрения адекватного соотношения "цена-качество") ценам. Правда, в категории "Товары для дома" ценность бренда и потребительская лояльность практически отсутствуют, а в индустрии косметических средств все наоборот. Набор потребительских свойств и уровень качества товара задаются главным образом лидерами отраслей, обладающими возможностями и ресурсами для проведения исследований, разработок и тестов. Однако лидерство на современных рынках все более краткосрочно - успешные разработки копируются в течение нескольких недель. Жизненный цикл новинки проходят по ускоренной схеме: первое время товар располагается в сегменте премиум, а затем, когда технологические новшества копируют другие производители, переходит в средний ценовой сегмент.

Сегодня потребительский спрос контролирует некие стандарты качества (даже в низших ценовых сегментах), и это одна из основных причин тенденции к возобновлению высокотехнологичного производства в странах Европы. Требования, предъявляемые к качеству, при сохранении приемлемой себестоимости возможно реализовать лишь на высокотехнологичном оборудовании при общей высокой культуре производства, максимально автоматизированного и снабженного системой эффективного многоуровневого контроля всех производственных процессов. Себестоимость же товара, производимого в том же Китае, который такую модель себе позволить не может, повышается вместе с ростом благосостояния населения, размером налоговых отчислений и внутренних цен на энергоносители. С точки зрения логистики товародвижения Европа гораздо более выгодно расположена к основным потребителям, так что затраты на транспортировку европейских товаров станут еще одним фактором улучшения соотношения "цена-качество", хотя некачественные дешевые товары не исчезнут все равно.

Остается ждать, когда окончательно поменяется потребительское сознание россиян. Требования к качеству товаров во всех ценовых категориях избавят нас от "удовольствия" жить в "обществе одноразовых стаканчиков", изменив качество жизни в лучшую сторону.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Еще по теме