Top.Mail.Ru
архив

Богданов все копит деньги

 

Нефтяная компания «Сургутнефтегаз», всегда державшаяся особняком от столичного нефтяного мэйнстрима, в очередной раз подтвердила свою репутацию компании, «отличной от других». В то время, как ревниво пекущиеся об уровне корпоративного управления ЮКОС и «Сибнефть» потрясли в прошлом году рынок рекордными дивидендами, «Сургутнефтегаз» сократил выплаты и без того не поражающих воображение дивидендов. Согласно распространенной информации общему собранию акционеров, назначенному на 30 марта, советом директоров компании предложено установить следующий уровень дивидендов: 10 коп. на 1 привилегированную акцию и 3,3 коп. на 1 обыкновенную. В прошлом году «Сургутнефтегаз» заплатил 18 коп. на привилегированную и 4,1 коп. на обыкновенную акцию.

Помимо объективных причин, в числе которых называются понижение мировых цен на нефть и рост налогов, «Сургутнефтегаз» платит низкие дивиденды, поскольку пользуется иной, чем другие нефтяные компании, методикой определения чистой прибыли. Возникшие на фондовом рынке слухи о том, что прибыль «Сургутнефтегаза» за 2001 год сократилась чуть ли не на 40%, скорее всего, вызваны именно расхождениями в методике подсчетов, а также естественным желанием брокеров-«медведей» использовать текущую конъюнктуру для игры на понижение акций этой компании.

Тем не менее сокращение дивидендов вполне вписывается в политику Владимира Богданова, прозванного «сургутским отшельником» (штаб-квартира холдинга находится в Сургуте, в то время как все остальные нефтяные компании давно перебазировались в Москву). Происходит это, разумеется, не из-за патологической жадности Богданова, не желающего делиться с ничего не решающими чужаками (компания контролируется менеджментом, посторонние акционеры находятся в меньшинстве). Консервативная стратегия «Сургутнефтегаза», нашедшая блистательное подтверждение в 1998 году, когда на внутренний финансовый кризис наложились рекордно низкие мировые цены, заключается в накоплении резервов наличности и обостренном внимании исключительно к собственным активам. Аналитики оценивают сегодняшний запас наличности «Сургута» не менее чем в $5 млрд и уже второй год гадают, куда Богданов направит эти резервы. С одной стороны, «Сургутнефтегаз» в большей степени, чем остальные российские компании, ориентирован на внешний рынок (и соответственно больше других страдает из-за неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры и административного ограничения экспорта правительством), с другой – рекордные резервы позволяют предположить, что компания с большей легкостью переживет катастрофическое для конкурентов падение цен, буде таковое случится. Возможно, что в нынешнем году Владимир Богданов все-таки решится потратиться на покупку активов – будь то участие в приватизации нефтехимического комплекса Белоруссии («Сургутнефтегаз» является крупнейшим поставщиком сырой нефти в республику) или даже покупка той части госпакета «Славнефти», которая в этом году будет продаваться российским правительством.   

Еще по теме