Более 30 тысяч россиян с автокредитами ушли в просрочку платежей
По итогам сентября число российских заемщиков, имеющих просрочку сроком до 90 дней по автокредитам, достигло 31,4 тысячи, или 1,45% от общего числа заемщиков в сегменте. Это стало максимальным показателем с ноября 2022 года. Рекорд — во многом следствие ажиотажного спроса на автомобили. Эксперты уверены, что в ближайшие месяцы риски неплатежей будут расти также быстро, как и продажи авто.
Доля автокредитных должников в общем числе заемщиков, имеющих просрочку сроком до 90 дней, впервые с 2018 года достигла 2%. Об этом сообщает «Коммерсант». Издание, ссылаясь на данные аналитического агентства Frank RG, отмечает, что банки только в сентябре выдали более 170 тысяч автокредитов на общую сумму 247,9 миллиарда рублей. Это стало очередным историческим рекордом. До недавнего времени сегмент автокредитования был одним из наименее зарегулированных: только летом Банк России ввел надбавки к коэффициентам риска для автокредитов.
Сами банки уверяют, что внимательно отслеживают долговую нагрузку заемщиков в сегменте автокредитования. Они пытались охладить ажиотажный спрос (во многом спровоцированный планом правительства повысить утильсбор на транспортные средства) невысоким уровнем одобрения. В сентябре положительный ответ на кредитный запрос получили всего 22,4% обратившихся, хотя в прошлом году показатель был 30%.
При высоких ценах на автомобили и высоких ставках по кредитам на рынке наблюдался ажиотаж. Это привело к тому, что в конце октября на финансовых маркетплейсах полная стоимость кредита по автозаймам выросла до 41%, что заметил регулятор. ЦБ предупредил, что планирует получить законодательные полномочия по введению макропруденциальных лимитов по автокредитованию. Параметры этих ограничений еще не известны.
Обещанные ограничения неизбежно охладят сегмент, однако они затронут только новые выдачи. При этом по уже выданным на волне высокого спроса автокредитам просрочка станет вызревать. По словам директора по развитию розничного кредитования ОТП-банка Николая Мельниченко, по выдачам последних месяцев информация о качестве займов появится через полгода. В настоящий момент в портфелях профессиональных коллекторских агентств доля задолженности по автокредитам находится в районе 1%.
По мнению руководителя кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа» Алексея Бородавина, тревожным сигналом является тенденция роста объемов просроченных выплат в портфеле автокредитов, наблюдаемая в три последних месяца. Сейчас динамика еще не достигла того уровня, чтобы влиять на процент одобрения на рынке.
Он считает, что большее влияние на уровень одобрения автокредитов окажут действия регулятора. На фоне роста ключевой ставки банки заинтересованы в том, чтобы сохранять стабильное значение полной стоимости кредита и не предлагать рынку заградительные ставки. Из-за этого снижается доля доходных для банка клиентов. От части клиентов, имеющих высокий уровень риска, банки могут начать отказываться, отметил Бородавин. По его мнению, кредитование клиентов с высоким уровнем долговой нагрузки просто станет экономически невыгодным.
«Компания» ранее рассказывала о приоритетах россиян при покупке нового автомобиля. По итогам первого полугодия лидер рынка — отечественная LADA — продемонстрировала вполне ощутимые продажи: они составили 217 631 автомобиль, что на 51,5% выше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Тенденция к увеличению доли китайских брендов на отечественном рынке набирает обороты от года к году, и уже сейчас она составляет очень ощутимый 61%, тогда как остальные «классические» импортные бренды практически исчезли из российского авторетейла. Почти каждый месяц на рынке РФ появляются новые модели, всего же на рынке сейчас присутствуют примерно 60 китайских марок.
Российские покупатели приобрели за первые полгода 421 806 легковых автомобилей китайских марок. Это на 143% больше, чем за тот же период прошлого года (173 733 ед.). В структуре авторынка на долю китайских машин за этот период пришлось 58%, в то же время доля российских машин составила 31%.