«Более чем на 50% невозможность стать родителями обусловлена мужским фактором бесплодия»

Зарабатывание денег и построение карьеры, жизненные неурядицы или проблемы со здоровьем, наконец, желание ментально и психологически «созреть»… Все это может существенно отодвигать возраст рождения детей. И иногда желание стать родителем уже не совпадает с фертильными возможностями организма. Причем это актуально как для женщин, так и для мужчин. Как работает концепция отложенного отцовства и что может предложить современная медицина для сохранения мужского репродуктивного здоровья, рассказал руководитель Центра репродуктивного здоровья МЕДСИ Юрий Сорокин.

Насколько актуальна проблема мужского бесплодия?

— Еще 10-15 лет назад считалось, что бесплодный брак в подавляющем большинстве случаев связан с проблемами со здоровьем у женщины. Однако сейчас мы точно знаем, что более чем на 50% невозможность стать родителями обусловлена мужским фактором бесплодия. Неспособность к зачатию возникает по разным причинам: органическая патология, осложнения после перенесенных заболеваний, эректильная дисфункция и многое другое.

Можно ли говорить о том, что риски бесплодия предопределены генетически? Существует ли способ их заранее выявить и исправить?

— В подавляющем большинстве случаев риски не детерминированы генетически, просто потому что признак, обуславливающий неспособность иметь потомство, не мог бы сохраниться в популяции. Но некоторая хромосомная патология в чрезвычайно редких случаях приводит к мужскому бесплодию. Однако есть то, о чем действительно стоит позаботиться заранее. Например, эпидпаротит или привычная нам свинка, которую мужчина переносит в детском и юношеском возрасте, часто очень приводит к бесплодию. Наличие такого заболевания в анамнезе — повод обязательно обратиться к специалисту. Даже если зачатие пока не планируется, это тема для обсуждения с урологом-андрологом, который для исключения патологического состояния назначит один достаточно простой анализ — спермограмму. И при необходимости предложит путь лечения.

Наука и практическая медицина на месте не стоят и существенно раздвинули границы фертильности. По вашим оценкам, на какой срок сегодня можно увеличить период, когда люди способны зачать ребёнка?

— Мужчина в принципе фертилен в любом возрасте, для этого нужно не так много — в первую очередь, чтобы эректильная функция не страдала. При этом есть заболевания, которые досрочно приводят к ее угасанию. Например, аденома предстательной железы, которая провоцирует рак простаты, другие недоброкачественные заболевания в мужских половых органах или часто встречающееся варикозное расширение вен мошонки — варикоцеле. В последнем случае происходит перегрев очень чувствительных к температурным перепадам органов и фертильность снижается. К счастью, это состояние достаточно легко корректируется с помощью операции Мармара. Мы, например, успешно проводим такие интервенции в центре на Солянке.

Редко, но встречается тяжелое состояние, при котором в семенной жидкости нет сперматозоидов. Это обусловлено анатомическими особенностями, возникающими как правило в результате травмы половых органов. Поскольку в яичках сперматозоиды есть, их нужно просто извлечь. Технология Мicro ТЕSЕ позволяет при малоинвазивной процедуре под внутривенным наркозом извлечь сперматозоиды из яичка и, собственно, способствовать наступлению беременности уже в протоколе экстракорпорального оплодотворения. Такие операции мы проводим в клинике МЕДСИ уже на протяжении 4-х лет.

Однако не все проблемы можно легко исправить. Например,  химиотерапия или лучевая терапия, даже по поводу недоброкачественного новообразования, не связанного с мужской половой сферой, в подавляющем большинстве случаев приводит к необратимому ухудшению качества семенной жидкости и качества сперматозоидов.


В этом случае на помощь приходят вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Какие из них доступны именно для мужчин?

— Вспомогательные репродуктивные технологии дают шанс иметь собственных детей, когда это будет запланировано. Криоконсервированный генетический материал, собранный в оптимальном для деторождения возрасте и состоянии здоровья, может храниться бесконечно долго.  В стандартах МЕДСИ перед любым серьезным медицинским вмешательством предупредить мужчину о возможных рисках для репродуктивной функции и предложить заморозить сперму до того момента, пока не появится необходимость в продолжении рода. Это своего рода страховка, которая позволяет сохранить то, что при плохом развитии событий восстановить невозможно.

Растут ли риски для будущего ребенка вместе с возрастом отца?

— Отчасти эти опасения справедливы: вероятность некорректного формирования плода действительно с возрастом отца увеличивается. Это объясняется особенностями сперматогенеза. У мужчин, в отличие от женщин, половые клетки не заложены раз и навсегда в эмбриональном периоде, а обновляются каждые 72-75 дней. С течением времени при воздействии вредных факторов ухудшается качество спермы и растет риск возникновения у плода хромосомных аномалий, в том числе сопряженных с неизлечимыми состояниями.

С этой точки зрения, криоконсервация — это тот самый шаг, который позволит избежать многих проблем и гарантировать наличие в будущем генетически родных детей, зачатых из замороженной спермы с помощью ЭКО.

Насколько востребовано такое «отложенное отцовство» сегодня?

— Тренд отсроченного отцовства, равно как и отсроченного материнства, сегодня достаточно явно выражен. Это осознанное действие, которое объясняется, по моему мнению, общей неуверенностью в завтрашнем дне, сомнениями в своих финансовых возможностях воспитать ребенка. В результате запрос на криоконсервацию спермы уже несколько лет назад перестал быть какой-то эксклюзивной медицинской услугой. Число запросов на сохранение материала для последующего планирования беременности выросло в разы.

В большинстве случаев такой услугой пользуются высокообразованные и успешные люди, которые, если говорить в стилистике бизнес-издания, хеджируют риски.

Все упомянутые вами технологии доступны для пациентов МЕДСИ? 

— Да, в Центре репродуктивного здоровья, который выступает хабом для всех пациентов МЕДСИ, нуждающихся в специализированной репродуктивной помощи. Это высокотехнологичное отделение, собравшее огромную экспертизу: свыше 30 врачей, которые имеют высокие компетенции именно в репродукции.

В частности у нас работают урологи-андрологи, которые специализируются на мужском здоровье и постоянно повышают свои компетенции, в том числе в ведущих иностранных клиниках. Они проводят операции, которые я уже упоминал, а также занимаются безоперационным лечением эректильной дисфункции, выступающей частой причиной для невозможности стать отцом.

Также в штате есть репродуктивный психолог, который занимается избавлением от эректильной дисфункции, обусловленной психогенными факторами: повышенной тревожностью, приемом антидепрессантов или иными. Довольно успешно это состояние можно корректировать на уровне беседы, без лекарств. Это успешная история тоже.


То есть мы подошли к тому, что корректировать будущие диагнозы можно, изменив образ жизни?

— Мы это называем «Терапевтическая модификация образа жизни». Приведу, может быть, избитый, но максимально понятный пример. Сидячий образ жизни. Он является причиной ухудшения кровоснабжения ряда органов, которые отвечают в том числе за репродукцию. Добавляем к нему не всегда здоровое и избыточное питание, и с течением времени в сосудах организма откладываются структуры, которые принято называть бляшками. Эти бляшки еще больше затрудняют кровоток во всех органах, и эректильная функция страдает от этого не меньше прочих.

У современной медицины есть ответы и на этот вызов: ударно-волновая и магнитно-импульсная терапия. Эти процедуры физиотерапевтические, то есть не требуют нарушения целостности покровов организма, но приводят к улучшению кровотока в органах малого таза. Например, заставляют сокращаться те мышцы тазового дна, которые мы, как существа прямоходящие, практически не задействуем. 

Сегодня врачебный арсенал настолько широк, что практически любое состояние, которое не обусловлено необратимыми анатомическими нарушениями, как-то тяжелейшая травма, корректируется оперативными, медикаментозными средствами или физиотерапевтическими процедурами. 

Но даже и в безвыходных казалось бы случаях медицинская наука позволяет сохранить репродуктивную функцию. Врачи могут установить многокомпонентный протез в половой член, который позволит иметь эректильную функцию тем, у кого она утрачена безвозвратно. Он абсолютно незаметен и анатомичен.

Видите ли вы как врач, что общество постепенно избавляется от табуированности тем, связанных с репродуктивной функцией?

— Ничто из того, что связано с человеческим организмом, не может быть стыдно. Табуирование какой-либо темы просто опасно: самая незначительная мелочь, о которой пациент постеснялся упомянуть, может кардинально изменить подход в лечении. Например, если бы мужчины-пациенты с гипертонической болезнью на приеме у кардиолога могли сообщить, что у них возникла эректильная дисфункция, это быстрее навело бы специалиста на мысли о том, что у этого пациента вероятно есть атеросклеротические бляшки. И поиск причины проблемы с сердцем ускорился бы, и раньше было бы начато лечение. Но зачастую именно условная табуированность темы заставляет и доктора, и пациента блуждать в потемках, прежде чем выход будет найден.

Связана ли ситуация в целом с невниманием представителей сильной половины человечества к своему здоровью?

— Статистика нашего центра подтверждает общие исследования о том, что мужчины менее внимательны к себе, к состоянию здоровья, к оценке последствий тех или иных действий. Они чаще склонны к рискованному поведению, нарушениям пищевого режима. Все это приводит к тому, что гэп между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России составляет 12 и более лет. Это показатель, учитывающий исключительно смерть от естественных причин. Да, везде, во всем мире эта разница есть, но она не такая катастрофическая. Как врач я не сомневаюсь, что подавляющее большинство заболеваний сегодня предсказуемо, предотвратимо и излечимо. Медицина готова, осталось дождаться, когда созреет общество. Первым маркером будет рост числа мужчин, готовых проходить ежегодные чекапы здоровья. В год всего два визита в клинику, по 3-4 часа. Это снимет подавляющее большинство вопросов и со здоровьем, и с качеством жизни, и с сохранением возможности участвовать в интимной жизни в своей паре и иметь здоровых детей.