"Более лучше" говорить и думать
Верит ли себе министр? Неудовлетворенный спрос на дороги в Москве огромен. Ездившие, убоявшись пробок, редко и недалеко при увеличении предложения бесплатных дорог начнут ездить чаще и дальше, но пробки меньше не станут.
Из свежих примеров: менее чем за год после открытия сквозного движения поначалу пустая, в пять полос, бессветофорная вылетная магистраль проспект Маршала Жукова - Звенигородское шоссе начала стоять в пробках. Причина? Узнали о новом свободном пути, и переместилась туда часть машин с Рублевки, Кутузовского, из Строгино, с Волоколамского шоссе. А стало ли свободнее на тех трассах?
Неудовлетворенный спрос на дороги усиливается первичной автомобилизацией. В Москве строится 60-70 км улиц в год. Считая по две полосы в каждом направлении, бампер к бамперу, на 60 км улицы уместится всего 48 000 легковых авто. Прирост местного автопарка - за 100 000 в год. Какой там "эффект", сказал министр, должен сработать через три года? "Синергетический"?
Действительный источник зла - не дороги, но безудержное строительство жилья, офисов, торговых заведений, ведущее к усилению перенаселенности. При прибылях, которое оно сулит, иного и быть не может. Вот только прибыли те - не прирост национального богатства, создаваемый строителями, но экономически не обоснованное перераспределение в свою пользу не ими созданной дифференциальной ренты второго рода.
Разница в цене аренды квадратного метра в Москве и, скажем, в Волоколамске (сотня км от МКАД) и есть рента, которую добавляет Москва: ее огромный рынок, население, спрос... Непомерная цена недвижимости на 60-80% - капитализированная за много лет вперед дифрента. Создаваемая за общий городской счет, но присваиваемая почти целиком строительными инвесторами. А растущие тяготы перенаселения - пробки, шум, загрязнение среды, теснота в метро - ложатся на горожан.
Разумный правитель изымал бы незаработанную ренту целиком в бюджет, что замедляло бы вредный рост города. Но это ведь не копеечный показной налог на дорогие автомобили или яхты в угоду плебсу. Здесь на кону десятки и сотни миллиардов долларов "для себя, любимых". На подобное "лобби" найдет ли кто управу?
Строительство и расширение дорог необходимы, их изначально было недостаточно. Но при сохранении порочной "москвостремительной" общественно-экономической модели пробок этим никогда не устранить. Единственный подлинный выход - планомерный вывод из столицы рабочих мест, сокращение населения Москвы и ближайшего Подмосковья, изменение индустриального по происхождению стихийного экономического развития страны XIX века на целенаправленную постиндустриальную стратегию века XXI. Однако столь решительные изменения противоречат узко понимаемым целям пополнения столичного бюджета, не говоря уже о личных интересах чиновников "строительного комплекса".
Издевки над "Светой из Иваново" постыдны: смеяться над ошибками в речи обычных людей, кому судьба не судила стать Цицеронами, - низость. Однако когда те же ошибки, что и неважно образованная девушка, допускает в речи на официальном совещании премьер-министр родом из культурной столицы и выпускник лучшего университета, - беда. "...чтобы работа Московского транспортного узла стала более оптимальной" - буквально то же самое, что "более лучше одеваться": "оптимальный" означает "наилучший". Мечтать ли при этом об осмысленном, долгосрочном, стратегическом целеполагании для страны? Удивляться ли, что не могут укротить пробки, когда даже со словами управляются с трудом?
Еще по теме
В отличие от покойного Стива Джобса, а также ныне живущих Билла Гейтса и Марка Цукерберга, Марк Андриссен не является повсеместно узнаваемой знаменитостью. Но он таки приложил, и не слабо, руку к изменению мира. Его заслуга - упрощение процесса виртуальной коммуникации, без чего современный Интернет не мог бы стать тем, чем стал. Именно Андриссен в 22 года разработал первый браузер, доступный и понятный обычным пользователям.
Экстрим во всех его проявлениях становится популярным трендом. Для экстремалов создается множество аксессуаров. И конечно, разработчики компьютерной периферии не остались в стороне. "Ко" представляет обзор самых интересных решений защищенных флеш-накопителей с интерфейсом USB 3.0 и объемом памяти 32 Гб.