«Боливар не выдержал двоих»

11.10.200400:00

Сватовство «Газпрома» к «Роснефти» имеет солидные шансы войти в историю не только как крупнейшая российская сделка 2004 года. Конфликт, разгорающийся между топ-менеджерами этих компаний, может стать причиной раскола «питерской» команды Путина. По своим последствиям эта история может стать аналогом аукциона по «Связьинвесту», после которого в 1997 году развалился союз олигархов.

Основания для подобных предположений возникли после того, как стали известны подробности борьбы вокруг условий объединения. Не решаясь возражать против идеи в принципе, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков бросил все силы на сохранение фактической независимости компании. Апеллируя напрямую к президенту, Богданчиков предложил де-факто превратить процесс реального поглощения «Роснефти» «Газпромом» в формальную процедуру, единственным существенным следствием которой станет обмен акций «Роснефти» на акции «Газпрома», необходимые государству для консолидации контрольного пакета в газовой монополии. В остальном, если следовать логике письма Богданчикова на имя президента, ничего менять не следует. «Роснефть» должна сохранить полную оперативную самостоятельность, системы управления, сбыта и финансирования.

Столь вольная интерпретация принципа «и волки сыты, и овцы целы» не встретила понимания в «Газпроме». Стратегия компании заключается в превращении из почти исключительно газовой компании в многопрофильный энергетический концерн с собственными активами в добыче всех видов углеводородов и электрогенерации. Объединение с «Роснефтью» давало «Газпрому» шанс резко ускорить процесс трансформации, и упускать его в газовой монополии не собираются. Ответом на письмо Богданчикова Путину стала, во-первых, массированная PR-кампания газовиков. Участие в ней принял и сам председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, заявивший, что объединение компаний завершится до конца года. Во-вторых, одновременно с этим заявлением «Газпром» направил запрос «Роснефти», потребовав предоставить подробный отчет о деятельности компании. По сути «Роснефти» предъявлен ультиматум: либо вы быстро соглашаетесь на наши условия, либо мы начинаем копаться в вашем бурном прошлом.

Перспектива для менеджмента «Роснефти», прямо скажем, безрадостная. В истории компании было немало загадочных сделок. Достаточно вспомнить покупку в 2003 году «Северной нефти», которая, по оценкам экспертов, стоила много меньше уплаченных за нее госкомпанией $600 млн. Впрочем, давление «Газпрома» на «Роснефть» «конвенциональными» средствами может оказаться недостаточным для разрешения ситуации в пользу газовой монополии. Конфликт корпоративных интересов госкомпаний наверняка приведет к лобовому столкновению между их кураторами из президентской администрации. Напомним, что председателем совета директоров «Газпрома» является глава президентской администрации Дмитрий Медведев, а аналогичный орган в «Роснефти» возглавляет его заместитель Игорь Сечин, за которым закрепилась репутация «серого кардинала» Кремля. Очевидно, что конфликт может оказаться линией фронта, которая пройдет через всю администрацию президента и правительство.