Большая деревня
У финской молочной компании Valio более 17 тыс. совладельцев. Все они обычные фермеры, которые зарабатывают не только на поставках молока своим же заводам, но и получают доход как акционеры. Фермеры также участвуют в управлении бизнесом Valio. Компания, входящая в десятку крупнейших молочных производителей Европы, когда-то была всего лишь небольшим сельским кооперативом.
За последние три года число совладельцев Valio значительно сократилось (с 20,3 тыс. в 1997 году до нынешних 17,2 тыс.), но обороты компании от этого нисколько не снизились. В 2000 году объем продаж Valio составил более $1,3 млрд – на 10% больше, чем в предыдущем. Перемены в составе акционеров компании – привычное явление: одни фермеры уходят, другие присоединяются, третьи объединяют свои хозяйства. Valio – это гигантская компания, объединяющая 33 фермерских кооператива, которые сообща владеют 18 заводами по производству пастеризованного молока и сливок, йогуртов, сыров, масла и мороженого.
Корпоративная структура Valio не уникальна для Европы. Половина компаний, входящих в первую десятку ведущих европейских производителей молочных продуктов, работают на кооперативных началах. Например, владельцами французской компании Sodiaal, второй в отрасли после Danone, являются 13,5 тыс. фермерских хозяйств. У Arla – крупнейшего шведского производителя молочных продуктов более 9,5 тыс. акционеров-фермеров. Известную у нас Campina (производитель № 1 в странах Бенилюкса) контролируют 7500 голландских фермеров. Все эти компании по оборотам превосходят Valio. Зато финны являются зачинателями «кооперативного движения». Sodiaal, Arla и Campina были созданы в 1960 – 1980 годах, а кооператив производителей Valio появился гораздо раньше – в 1905-м. В дальнейшем фирма развивалась как централизованное объединение фермерских хозяйств, владеющих своими перерабатывающими заводами.
Valio также самая демократичная компания по степени участия акционеров в управлении.
Доить коров, стричь купоны
Руководит Valio правление компании, где только на посту президента и СЕО профессиональные наемные менеджеры, а остальные четыре участника – фермеры из разных кооперативов. Правление подотчетно наблюдательному совету, в который входят по одному представителю от всех 23 кооперативов, поставляющих молоко на заводы Valio (у компании также есть 10 акционеров, не связанных с нею специальными соглашениями о поставках). Голоса в наблюдательном совете распределяются, разумеется, в соответствии с долями кооперативов в капитале компании; совет рассматривает и утверждает отчет о прибылях и убытках, инвестиционную программу и предложения о выплате дивидендов.
Наблюдательный совет назначает как членов правления компании, так и глав трех ее дивизионов – по поставкам, производству, продажам и маркетингу.
Представители акционеров в наблюдательном совете назначаются правлениями кооперативов Valio, а членов правления, в свою очередь, избирают входящие в кооператив фермеры.
Фермер Valio, если только он не участвует в управлении компанией на каком-либо уровне, занимается исключительно своими коровами. Кооператив сам закупает у него молоко и занимается его перевозкой, хранением и поставками на заводы. Бюджет кооператива формируется буквально за счет разницы между ценой покупки и продажи молока.
Чтобы стать акционером Valio, фермер должен гарантировать кооперативу, в который он хочет вступить, определенный объем поставок молока. После подписания соглашения фермер выкупает у кооператива по номиналу пакет акций Valio, размер которого зависит от обговоренной величины поставок. Такой принцип участия в акционерном капитале действует в Valio с момента основания компании, когда размер пая привязывался к объемам производства масла за год.
«Я вступил в свой кооператив в 1988 году и заплатил за акции 100 тыс. финских марок (около $17 тыс. по текущему курсу. – Прим. «Ко»), – рассказывает Пентти Суокангас, фермер из Tuottajain Maito, крупнейшего кооператива в составе Valio. – Ежегодно в качестве дивидендов я получаю около 10% от этой суммы. Это сравнительно небольшие деньги. Но проценты по акциям Valio выше, чем по депозитам в финских банках».
Передовые финские парни
Впрочем, для акционеров Valio выплата дивидендов – это скорее показатель успешной работы компании, нежели источник прибыли (в среднем каждый фермер владеет пакетом акций примерно на 35 тыс. марок). Основной доход они получают от продажи молока. При этом менеджеры компании руководствуются негласным правилом: заводы Valio должны снижать производственные издержки и зарабатывать больше, чтобы увеличивать закупочные цены на молоко. Таким способом компания удерживает вокруг себя поставщиков. И хотя фермеры все же уходят от Valio, а кооперативам, являющимся акционерами компании, позволено продавать молоко «чужим» заводам, предприятия Valio в 2000 году переработали 75% всего произведенного в Финляндии молока.
«Наша цель – больше платить поставщикам молока, и мы каждый год стараемся повышать закупочные цены, – говорит Карл-Магнус Линдфорс, директор одного из сыроваренных заводов Valio. – В следующем году мы планируем повысить цены на 10%».
В 2000 году фермеры Valio получили за свое молоко примерно $570 млн; еще $7 млн в качестве дивидендов по акциям им выплатила компания.
В России пока нет молочных компаний, которые могли бы сравниться с Valio не только по масштабам (лидер отрасли – группа «Вимм-Билль-Данн» в прошлом году наторговала «всего» на $480 млн), но и по организации бизнеса. Впрочем, есть примеры удачного объединения молочных заводов с фермерами-поставщиками. В ноябре 2000 года питерский торгово-производственный «Концерн Колибри» создал «Корпорацию Роска», которая объединила принадлежащий концерну молочный комбинат «Роска» и четыре молочных совхоза – давних поставщиков комбината. Фермеры получили 10% акций новой компании. В сентябре 2001 года к «Корпорации Роска» согласились присоединиться еще три совхоза Ленинградской области, которые после увеличения уставного капитала компании получат около 5% ее акций.